Движение к равенству и возможностям
Инклюзивное образование – это не просто концепция, а философия, основанная на принципе равных прав и возможностей для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и способностей. В Казахстане, как и во многих других странах, инклюзивное образование становится все более приоритетным направлением в системе образования.
Инклюзивное образование подразумевает создание условий, в которых каждый ученик может реализовать свой потенциал, получить качественное образование и успешно взаимодействовать в обществе. В этом контексте Казахстан стремится к созданию обучающей среды, которая была бы доступна и подходила бы для всех детей, вне зависимости от их физических, интеллектуальных, социальных или эмоциональных особенностей.
В последние годы Казахстан сделал значительные шаги в развитии инклюзивного образования. Внедрение инклюзивных практик началось с разработки законодательных актов, направленных на защиту прав детей с особыми образовательными потребностями. В 2019 году была принята Национальная стратегия развития образования на период до 2025 года, в которой уделено значительное внимание инклюзивному образованию.
В марте текущего года вице-министр просвещения РК Едил Оспан на Конвенции ООН о правах инвалидов в Женеве озвучил информацию о том, что сегодня свыше 86% школ страны создали условия для получения инклюзивного образования. Обращаясь к странам-участникам, он отметил, что инклюзивное образование признано ключевым элементом развития системы. Правительство Казахстана прилагает значительные усилия для обеспечения доступности и повышения качества образования для детей с особыми образовательными потребностями.
– Разработаны стратегии и программы по развитию инклюзивного образования, проводятся обучающие семинары и тренинги для педагогов, поддерживаются инициативы школ и учебных заведений. На 68 единиц увеличилась сеть специальных организаций образования. На базе школ открыто 708 кабинетов поддержки инклюзии, 22 ресурсных консультативных центра. Приняты около 2,5 тысяч педагогов-ассистентов, 9,7 тысяч специальных педагогов, свыше 12 тысяч педагогов-психологов и социальных педагогов. Разработано более 600 специальных учебных программ. «Для формирования безбарьерной и инклюзивной среды в учебных учреждениях будет внедрена Национальная модель непрерывной системы инклюзивного образования», – сказал Едил Оспан.
Сегодня в Казахстане более 200 тысяч детей с особыми образовательными потребностями получают образование. Для этой категории детей создана разветвленная сеть специальных образовательных организаций. В число этих учреждений входят 44 специальных детских сада, 99 специализированных школ, 99 ПМПК (психолого-медико-педагогических консультаций), 212 КППК (коррекционно-педагогических пунктов), 10 центров помощи детям с аутизмом и 13 реабилитационных центров. Остальные дети с особыми потребностями обучаются в общеобразовательных школах, где осуществляется политика инклюзивного образования. Для координации и реализации общей стратегии в сфере образования в ноябре 2023 года был создан Департамент специального и инклюзивного образования при Министерстве просвещения.
Напомним, что летом 2021 года Глава государства подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в области инклюзивного образования". Эти изменения затронули четыре закона: "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "Об образовании", "О правах ребенка" и "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан". В целом, эти изменения направлены на расширение круга обслуживаемых детей, обеспечивая равный доступ ко всем видам образования без дискриминации.
До принятия данного Закона, президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что в стране растет число детей с особыми образовательными потребностями, и все действующие нормы по функционированию подобных учебных организаций устарели. Поэтому он и дал тогда поручение обновить нормативы в этой сфере с учетом специфики регионов и современных стандартов.
Благодаря новому закону, в частности, был внедрен государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку, а также регулирование деятельности служб психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях.
Казахстан стремится к тому, чтобы инклюзивное образование стало не просто законодательной нормой, но и реальностью, которая отражает принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству. Для этого необходимо продолжать улучшать подготовку педагогов, расширять доступ к специализированным ресурсам и совершенствовать образовательные практики в целом.
Инклюзивное образование – это не только ключ к индивидуальному развитию каждого ребенка, но и фундамент для построения более справедливого и инклюзивного общества в целом. В своем стремлении к инклюзивности Казахстан делает важные шаги вперед, демонстрируя свою готовность к принятию и уважению разнообразия и различий.
Темирлан Бейсенхан