Преобразующая сила Основного закона
31-я годовщина принятия Конституции страны отмечается в особо приподнятом духе и праздничной обстановке, так как в текущем году Основной закон в новой редакции был принят в результате общенародного референдума. Впервые в истории национальной государственности у нас совершенная во всех отношениях Конституция, приоритетные нормы которой обрели силу прямого действия.
Конституционная реформа требует от любого государства твердой политической воли и мужества, подразумевает наличие соответствующих условий.
Недопустимо изменение Конституции и ее положений вопреки особенностям, характеризующим социально-политическую, общественно-экономическую зрелость общества, и требованиям времени и конкретной страны.
В Узбекистане осуществленные по инициативе главы государства за последние семь лет исторические преобразования обусловили необходимость совершенствования Основного закона страны.
За этот период реформы обрели такой динамизм и масштаб, что правовое пространство, состоящее из Конституции и законов, уже не соответствовало темпам перемен. Поэтому Президентом было инициировано коренное обновление Конституции.
На всенародном референдуме, выражая свою позицию по проекту Основного закона, граждане дали объективную оценку результатам реформ, осуществленных в Новом Узбекистане. Об этом свидетельствует тот факт, что более 90 процентов из почти 17 миллионов соотечественников, участвовавших в референдуме, одобрили проект новой Конституции.
Главы иностранных государств, руководители международных организаций и авторитетные эксперты поздравили Президента страны и в его лице народ Узбекистана с проведением исторического общественно-политического события на высоком организационном уровне.
Это свидетельствует о верности курса на строительство Нового Узбекистана, эпохальном значении нового этапа развития республики.
Реформа Конституции явилась очередным шагом государства в направлении достижения высших целей ради обеспечения благополучия народа. Вместе с тем вступление в силу обновленного Основного закона возлагает на всех нас огромную ответственность.
В обществе, преобразующемся на основе приоритетных положений данного документа, в условиях, когда поставлены масштабные благородные цели и задачи, невозможно жить и работать со вчерашним менталитетом, мировоззрением, по устаревшим меркам.
Именно с такой позиции мы подходим к выполнению задач, обозначенных в указе главы государства от 8 мая 2023 года, касающихся первоочередных мер по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, а также вытекающих из самой сути Конституции.
Начата практическая работа по третьему направлению программы мер, утвержденной указом, — выведение на основе принципа правового государства на качественно новый уровень политики прославления человеческого достоинства, обеспечение его прав и свобод.
В этом деле основное внимание уделяется непосредственному (прямому) и неукоснительному применению норм Конституции. Для разработки и введения в практику законодательных актов, предусмотренных в указанной программе мер, требовалось определенное время. Нормы Конституции вступили в силу с 1 мая текущего года, поэтому новые нормы по обеспечению приоритета прав и свобод человека начали претворять в жизнь непосредственно с той даты.
Генеральной прокуратурой совместно с другими правоохранительными и судебными органами были определены практические меры по широкому разъяснению сути и значения положений, необходимости неукоснительного соблюдения конституционных принципов при их применении.
Организовано обучение более 2 500 представителей министерств и ведомств по модулю учебного курса, разработанного Правоохранительной академией для разъяснения сотрудникам правоохранительных органов сути норм Конституции. Деятельность подобных курсов налажена на постоянной основе.
Большое практическое значение в обеспечении прямого, неукоснительного и эффективного применения норм Конституции имеет постановление Пленума Верховного суда от 23 июня 2023 года «О некоторых вопросах прямого применения норм Конституции Республики Узбекистан при осуществлении правосудия».
Настоящее постановление, разработанное на основе предложений Генеральной прокуратуры и других структур, служит обеспечению прав и свобод человека, интересов государства и общества в процессе применения норм Конституции не только судами, но и правоохранительными, контрольными органами, министерствами и ведомствами, словом, всеми правоприменительными структурами.
Исходя из положений Конституции уделяется внимание разработке нормативно-правовых актов, способствующих безусловному обеспечению прав и свобод человека, их оперативному обсуждению без бюрократических барьеров.
В частности, подготовлен для представления в парламент законопроект о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты, предусматривающий совершенствование пяти законов и двух кодексов.
Наряду с другими отраслями и сферами совершенствование деятельности органов прокуратуры на основе обновленной Конституции за короткое время дает результаты.
15 июля на расширенном заседании президиума Генеральной прокуратуры были определены приоритетные задачи органов прокуратуры, вытекающие из Конституции в новой редакции. Фактором, содействующим успешному выполнению обозначенных задач, служит постановка перед ответственными лицами по каждому направлению работы конкретных указаний, ведение ежедневного контроля их исполнения.
Об этом можно судить на примере кардинальных положительных изменений показателей, отражающих результаты работы по практическому обеспечению прав и свобод человека и гражданина, защите интересов государства и общества, безусловной реализации исполнения законов.
Органами прокуратуры в целях защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства за 10 месяцев текущего года проведено почти 28 тысяч проверок, по результатам которых применено около 134 тысяч документов прокурорского надзора. Восстановлены нарушенные права 321 тысячи граждан.
В ходе прокурорских проверок и предварительного расследования было обеспечено взыскание 2,3 триллиона сумов ущерба, нанесенного интересам граждан, государства и общества.
На новый уровень поднялась работа по обеспечению правовой защиты и усилению духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. В этих целях проведено около 9 тысяч пропагандистских мероприятий, привлечено к ответственности более 13,2 тысячи лиц, совершивших правонарушения в данном направлении, обеспечено взыскание ущерба в размере 5,2 миллиарда сумов.
Совершенствуется деятельность в области борьбы с преступностью и правонарушениями, координации оперативно-розыскной и следственной деятельности. Для своевременного решения актуальных вопросов и имеющихся проблем в указанной сфере проведено свыше 380 координационных советов правоохранительных органов.
Внедрены на основе инициатив главы государства новые эффективные механизмы борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией.
Причины и факторы, создающие условия для коррупции в каждой сфере, отрасли, министерстве или ведомстве, подробно обсуждаются с участием ответственных лиц в самом министерстве и ведомстве, дается объективная оценка существующим проблемам и недостаткам, деятельности лиц, допустивших подобное. Настоящая практика, с одной стороны, обеспечивает неминуемость наказания за преступления, с другой — служит их предупреждению.
Особое внимание уделяется защите прав и свобод граждан при рассмотрении в судах уголовных, административных и экономических дел. В частности, обеспечено участие прокурора при рассмотрении судами порядка 80 тысяч дел.
Приоритетное внимание уделяется решению вопросов, поднятых в обращениях граждан, устранению проблем, волнующих население. Из свыше 388 тысяч обращений, поступивших за 10 месяцев текущего года, 215 тысяч рассмотрены органами прокуратуры, осуществлен прием 287 тысяч граждан.
Восстановлены нарушенные права 41 тысячи граждан. Приняты необходимые меры по решению вопросов, озвученных в почти 91 тысяче обращений по телефону доверия Генеральной прокуратуры.
Практические усилия по применению норм Конституции играют важную роль в поиске решений актуальных и волнующих население проблем.
В целях устойчивого обеспечения энергоресурсами населения, отраслей экономики и объектов социальной сферы в осенне-зимний период в результате вмешательства органов прокуратуры в кратчайшие сроки удалось устранить около 300 серьезных проблем.
В том числе проложены газопроводные трубы, линии электропередачи, сети питьевой и горячей воды, обновлены газораспределительные пункты, трансформаторы, водяные насосы и котельные, произведен ремонт многоквартирных домов и инженерных коммуникаций в них.
В целях обеспечения стабильных поставок угольной продукции на места в Генеральной прокуратуре образован Республиканский штаб и созданы территориальные рабочие группы с участием прокуроров. Для предотвращения хищения угля за территориальными складами и сезонными пунктами закреплены представители прокуратуры и других структур.
Были выявлены железнодорожные станции с риском хищения на них угля, и в целях обеспечения безопасной доставки продукции потребителям в полном объеме на станции определены ответственные из числа сотрудников правоохранительных органов, выделен патрульный транспорт. В результате созданы условия для своевременной доставки топлива потребителям в необходимых объемах.
Работа по обеспечению законности в сфере строительства также совершенствуется на основе новых требований.
Посредством интеграции электронной программы «Бюджетный контроль», внедренной в органах прокуратуры, с соответствующими системами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Министерства экономики и финансов на уровне «район — область — республика» налажен мониторинг хода строительства объектов от разработки проектов до сдачи в эксплуатацию.
Через специальный канал в интернете и телефон доверия, действующий при штабах, для общественности создана возможность обсуждения хода исполнения программ.
На основе предложений, направленных на устранение системных недостатков, и согласно постановлению Кабинета Министров, отменены критерии необъективной оценки. Произведена ревизия более 46 тысяч подрядных организаций, в результате из рейтингового списка выведено 29 тысяч подрядчиков, не обладающих достаточным потенциалом. Впервые упразднена деятельность закупочной комиссии при процессе отбора подрядной организации. Прежде недоступные для общественности рейтинговые баллы подрядных организаций и критерии их формирования, вызывавшие несогласие, стали вестись открыто.
Благодаря этому искусственно завышенные расходы в объеме 2 триллионов 566,6 миллиарда сумов, заложенные в проектах, включенных в государственные программы нынешнего года, были оптимизированы, что предотвратило необоснованную трату бюджетных средств. Предотвращены прием некачественно выполненных работ на 22,2 миллиарда сумов и приписки в размере 15,3 миллиарда сумов.
Глобальное изменение климата, загрязнение атмосферного воздуха и последствия высыхания Аральского моря негативно отражаются на экологии. Поэтому вопросам сохранения экологического равновесия, обеспечения гражданам права на экологически чистую природную среду уделено большое внимание в Основном законе страны.
Согласно соответствующему указу Президента от 31 мая, в органах прокуратуры создано подразделение, ответственное за контроль исполнения законодательства в сфере экологии, защиты окружающей среды и лесного хозяйства.
Жить в гармонии с природой, бережно относиться к ней, заботиться о чистоте водных источников издавна было свойственно нашему народу. В Новом Узбекистане эти ценности вновь обретают былое значение. Органы прокуратуры вносят свою лепту в это благородное дело.
На нашем постоянном контроле находится исполнение общенационального проекта «Зеленое пространство», утвержденного указом главы государства от 30 декабря 2021 года, который обеспечивает строгое соблюдение требований введенного моратория на вырубку деревьев и кустарников.
Оказывается практическая помощь населению, государственным и негосударственным структурам, широкой общественности в решении вопросов, связанных с экологией. Приоритетом остается непосредственное содействие реализации подобных проектов и инициатив.
В этом сезоне работниками прокуратуры запланировано высадить 550 тысяч саженцев, из которых уже высажено 456 тысяч. Во всех регионах страны создаются «Сады прокуроров».
Во втором секторе, руководимом прокурорами, осуществляется системная работа по социально-экономическому развитию территорий, всесторонней поддержке уязвимых слоев населения, обеспечению занятости, развитию предпринимательства, устранению проблем на объектах социальной и иной сферы, борьбе с преступностью.
Оказана практическая помощь 163 300 нуждающимся семьям и 321 400 гражданам, внесенным в соответствующие тетради.
Обеспечена занятость членов свыше 177 тысяч семей, более 8 тысяч юношей и девушек трудоустроены на постоянную работу с перспективой дальнейшего роста. Оказано содействие 2,2 тысячи молодых людей в получении кредитов, 5,6 тысячи — в выделении земельных площадей для занятия сельским хозяйством, 12 тысячам — в предоставлении субсидий.
Обеспечена занятость более 86 тысяч женщин и девушек, с целью дальнейшего налаживания собственного дела прошли обучение еще свыше 13,6 тысячи. Оказана практическая помощь в выделении 10 605 соотечественницам кредитных средств почти на 100 миллиардов сумов.
Прокуроры на постоянной основе предоставляют местным Кенгашам народных депутатов и органам самоуправления граждан информацию о состоянии обеспечения законности и борьбы с преступностью. До сведения населения и непосредственных исполнителей доносятся суть и значение принимаемых законов. В этом деле установлено тесное сотрудничество с учеными и экспертами, органами представительной власти, активистами махаллей, общественностью. Эффективно используются возможности средств массовой информации.
Постановлением Президента от 31 мая текущего года принята Концепция организации духовно-просветительской работы в органах прокуратуры, которая вывела деятельность в этом направлении на новый уровень.
Особое внимание уделяется прославлению человеческого достоинства, воспитанию молодежи в духе патриотизма и преданности Родине посредством доведения до подрастающего поколения объективной и правдивой информации о жизни и деятельности сотрудников органов прокуратуры, павших за свободу и независимость страны.
В период репрессий наряду с тысячами жертв невинно пострадали и работники нашей сферы. В отношении 150 из них, выступавших против несправедливости, были заведены уголовные дела, 30 преданных долгу сотрудников расстреляны. Это сведения, установленные за небольшой период времени.
Распоряжением от 11 сентября нынешнего года утверждена «дорожная карта» по реабилитации и увековечению памяти репрессированных сотрудников прокуратуры, создана рабочая группа во главе с заместителем Генерального прокурора по выполнению намеченных задач. Наряду с сотрудниками прокуратуры в состав рабочей группы включены представители научных учреждений, музеев, других организаций.
Ответственность органов прокуратуры, на которых возложены задачи по защите законных интересов граждан и государства, обеспечению неукоснительного соблюдения прав человека, верховенства Конституции и законов, возросла как никогда прежде.
С вступлением в силу обновленной Конституции для органов прокуратуры также начался новый и ответственный этап в работе.
Система, совершенствуемая во всех отношениях благодаря вниманию и инициативам главы государства, располагает всеми необходимыми возможностями, чтобы с честью выполнять приоритетные задачи, стоящие перед органами прокуратуры.
Нигматилла Йулдошев,
Генеральный прокурор Республики Узбекистан