Узбекистан: создаются правовые основы защиты жертв торговли людьми
Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева отметил, что «мы решительно продолжим политику строительства Нового Узбекистана как правового, светского, демократического и социального государства. В нашем Основном законе мы подтвердили приверженность принципам прав человека, свободы слова и совести, равенства всех граждан независимо от их национальности, языка и религии. На этой правовой основе была принята Стратегия развития «Узбекистан – 2030». Эта стратегия созвучна Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, и мы неукоснительно выполняем все наши обязательства.
Сегодня одним из наиболее серьезных проблем для всего мира является торговля людьми, в том числе и для Республики Узбекистана. Ежегодно тысячи людей преимущественно, женщины и дети, становятся жертвами торговли людьми. На сегодняшний день все показатели свидетельствуют о росте числа жертв торговли людьми. В связи с этим данная проблема привлекает к себе внимание всех стран мира, так как торговля людьми представляет угрозу фундаментальным правам человека и ценностям демократического общества.
Торговля людьми с попавшими в ее ловушку жертвами, представляет собой современную форму всемирной работорговли, в котором человек становится лишь предметом купли-продажи, его заставляют принудительно трудится, как правило, в секс индустрии, сельскохозяйственном производстве, на иных тяжелых легальных и нелегальных работах, за мизерную оплату или просто даром. Большинство выявленных жертв торговли составляют женщины, однако мужчины также могут стать жертвами торговли людьми. Кроме того, многие жертвы – это молодые люди, а зачастую и дети.
Что касается международно-правовых основ защиты жертв торговли людьми, то оно стало формироваться в начале XX века, когда стало возникать осознание необходимости защиты жертв, наряду с криминализацией и пенализацией деяния. Еще при подготовке первых международных соглашений о борьбе с торговлей белыми рабынями в начале XX в. ставился вопрос защиты жертв торговли людьми. Де-юре в международном праве трех-аспектный подход, включающий предупреждение рассматриваемого преступления, наказание виновных и защиту жертв, окончательно оформился с принятием Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, 2000 г. (далее - Палермский протокол).
В результате имплементация норм Палермского протокола в национальное законодательство государств (вступил в силу для Республики Узбекистан 11 сентября 2008 года) осуществляется в большинстве случаев фрагментарно. Так, к моменту вступления в силу данного международного договора торговля людьми считалась преступлением по законодательству менее половины стран мира, а по истечении 10 лет после его принятия таких государств стало более 90%. В то же время столь положительной динамики не наблюдается в отношении норм о защите прав жертв. Во многих странах по-прежнему нет ни специального законодательства о защите прав жертв, ни даже законодательного закрепления понятия «жертва торговли людьми».
Что касается вопросов предупреждения и защиты жертв торговли людьми Республикой Узбекистан, то следует отметить, что проблема торговли людьми угрожает национальной безопасности государства, его развитию, выводит из строя экономические основы, наносит серьёзный вред правам и интересам человека. Борьба с торговлей людьми в Республике Узбекистан остаётся одним из приоритетных направлений государственной политики.
Анализ правовых основ защиты жертв торговли людьми в Республике Узбекистан позволил разделить правовые основы на следующие две группы: на международно-правовые основы и на национально-правовые основы.
Международно-правовые основы в свою очередь можно подразделить на следующие виды универсальные, региональные и двусторонние международно-правовые основы.
На сегодняшний день Республика Узбекистан в целях координации своих действий в сфере борьбы с торговлей людьми ратифицировала следующие 10 универсальных международных документов.
Вторую группу международно-правовых основ в сфере борьбы с торговлей людьми Республики Узбекистан составляет международные документы принятые на региональном уровне, среди которых можно отметить следующие важные международно-правовые документы.
Третью группу международно-правовых основ в сфере борьбы с торговлей людьми Республики Узбекистан составляет международно-правовые документы и межведомственные соглашения, принятые на двухстороннем уровне, со следующими странами Азербайджан, Афганистан, Грузия, ОАЭ, Пакистан, Российская Федерация, КНР, Казахстан, Кыргыстан, Республика Корея, Латвия, Литва, Турция и Турменистан.
Что касается национально-правовых основ борьбы с торговлей людьми то следует, отметить что в Узбекистан в целях предупреждения преступлений торговли людьми, защиты жертв, устранения последствий данных преступлений разработаны и приняты ряд законодательных и нормативно-правовых актов.
Одним из важных национально-правовых основ борьбы с торговлей людьми является Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми» от 17 август 2020 года в новой редакции. Закон вводит новые понятия, такие как «жертва торговли людьми», «лицо, подозреваемое в том, что стало жертвой торговли людьми», «идентификация жертв торговли людьми», и определяет их права. В соответствии с этим жертва торговли людьми или лицо, подозреваемое в ее принадлежности, имеет право на временное убежище, медицинскую, психологическую, юридическую помощь и другую необходимую помощь, включая практическую помощь в возвращении в страну происхождения или государство постоянное место жительства.
Кроме этого в соответствии с данным Законом, идентификация жертв торговли людьми осуществляется в два этапа. При первичной идентификации получаются, изучаются и оцениваются сведения для принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми. При окончательной - принимаются решения о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми.
Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также на услуги бесплатного переводчика. Предполагаемой жертве дается не менее 30 суток для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением.
Необходимо отметить, что в пункте 5.1 приложение №1 проекта Указа Президента Республики Узбекистан О стратегии «Узбекистан-2030» предусмотрено совершенствование системы внешней трудовой миграции, оказание всемерной помощи гражданам, работающим за рубежом, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере противодействия незаконной трудовой миграции и торговле людьми.
Также, в целях повышения эффективности борьбы с торговлей людьми, дальнейшей реализации ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций МОТ, совершенствования законодательства и принятия дополнительных мер по недопущению принудительного и обязательного труда, а также предотвращению применения наихудших форм детского труда, на основе Указа Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» была создана Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду, которая приняла ряд национальных планов и комплексных мер.
В Узбекистане 2020 году на основании статьи 135 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (Торговля людьми) возбуждено 93 преступления связанных с торговлей людьми. Торговля младенцами составляла 40 процентов преступлений, связанных с торговлей людьми (37), при этом 15 мальчиков и 22 девочки стали жертвами торговли детьми. В 2020 году 81 дело в отношении 100 человек рассмотрено в суд из них в отношении 93 человек вынесен обвинительные приговор.
Республиканский реабилитационный центр для жертв торговли людьми, действующий в Ташкенте, оказывает всестороннюю помощь и социальную реабилитацию жертвам торговли людьми. В 2020 году услугами Республиканского реабилитационного центра помощи жертвам торговли людьми воспользовались 92 человека, в том числе 38 мужчин и 54 женщины (3 несовершеннолетних девочки и 9 мальчиков).
В 2020 году Общественный фонд при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и другие государственные фонды предоставили государственные гранты на общую сумму 461 миллион сумов 15 негосударственным некоммерческим организациям. Кроме того, 981.6 млн. сумов выделено на финансовую поддержку центров социальной адаптации пострадавших от насилия в регионах. Кроме того, НПО предоставили гранты в размере 369.5 тыс. долларов США на реализацию проектов по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом, а также по предотвращению нелегальной миграции.
В 2022 году Республиканский социально-информационный центр «Истикболли авлод» (ННО) оказал юридическую помощь 2.469 человек, а также практическую помощь в репатриации 264 человек.
Госдепартамент США в Годовом отчете о ситуации с торговлей людьми за 2023 год отмечает, что Правительство Узбекистана прилагает значительные усилия для соблюдения стандартов по искоренению торговли людьми. Правительство продемонстрировало в целом активизацию усилий по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Эти усилия включали расследование, судебное преследование и осуждение большего числа торговцев людьми; усиление поддержки трудовых мигрантов за границей; увеличение финансирования единственного в Узбекистане приюта для жертв торговли людьми.
В заключении следует отметить, что за последние годы Узбекистан добился значительных результатов в сфере защите прав человека.
Во-первых, в Узбекистане разработаны и приняты ряд национально-правовых основ в сфере борьбы с торговлей людьми и защиты их жертв;
Во-вторых, созданы и постоянно совершенствуются национальные механизмы по защите жертв торговли людьми;
В-третьих, осуществляется и совершенствуется международное сотрудничество Республики Узбекистан с международными организациями и государствами по борьбе с торговлей людьми и защитой их жертв.
Все это способствует дальнейшему согласованному подходу правоохранительных органов и органов государственного управления, тесному взаимодействию компетентных органов страны с международными организациями и соседними странами, которые обеспечат положительные результаты в вопросах защиты жертв торговли людьми.
Алишер Есемуратов,
преподаватель Правоохранительной Академии Республики Узбекистан