Прошедший этап центральноазиатской кооперации стал прорывом в общем процессе регионального строительства
Состоявшаяся 14 сентября в Душанбе Консультативная встреча глав государств Центральной Азии имеет без преувеличения историческое и с политической точки зрения символическое значение, являясь пятой по счету, завершает полный цикл центральноазиатских саммитов, запущенных в 2018 году по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и поддержанных всеми лидерами государств региона.
Душанбинский саммит прошел в атмосфере открытого и доверительного диалога, конструктивного обмена мнениями, лидеры государств Центральной Азии дали оценку результатам предыдущих консультативных встреч и выразили твердую готовность продолжить совместное движение в сторону поступательного выстраивания устойчивой архитектуры регионального сотрудничества.
Главным же выводом итогов пятисторонней встречи является то, что процесс регионального сближения – это уже свершившийся факт, обрел необратимый характер, вышел на качественно новый этап интеграционного развития, выражающийся в возросшем стремлении государств региона к формализации и институционализации многопланового взаимодействия, придании ему системности и непрерывности.
Лидерами государств Центральной Азии выражена принципиальная заинтересованность продолжить всесторонне укреплять межгосударственное сотрудничество, отношения добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии.
Свидетельством этого стало решение учредить Совет национальных координаторов по делам Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, призванный повысить эффективность межгосударственного взаимодействия.
И это неспроста. Именно благодаря общей политической воле и совместным усилиям государствам региона удалось, как отметил лидер Узбекистана, «серьезно продвинуться в решении жизненно важных вопросов и наполнить сотрудничество между государствами Центральной Азии качественно новым содержанием».
За последние годы устранено множество барьеров, выступавших факторами межгосударственной напряженности, прежде всего решены чувствительные пограничные проблемы между большинством соседних стран региона, разблокированы транспортные коммуникации, ведется диалог по взаимовыгодному использованию водно-энергетических ресурсов, совместному обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности.
Усиливаются кооперационные связи, созданы совместные инвестиционные компании, ведется работа по строительству приграничных индустриально-торговых зон, запускаются межгосударственные проекты в промышленности, аграрном секторе, автомобилестроении и энергетике. Введен безвизовый режим, созданы условия для свободного перемещения граждан, активных культурных и туристических обменов.
Только Узбекистан с 2016 года довел количество пунктов пропуска с государствами Центральной Азии до 78 единиц, в три раза увеличил число автобусных рейсов, в два раза – авиарейсов. Сегодня границы между Узбекистаном и странами Центральной Азии можно по праву называть мостами дружбы и добрососедства. Один пример – с 1 сентября текущего года узбекско-кыргызскую границу можно переходить с предъявлением внутреннего документа – общегражданской ID-карты.
Выведена на новый этап работа по торгово-экономической, транспортной и энергетической кооперации. Так, в 2020-2021 годах Узбекистан создал совместные инвестиционные фонды и компании с Кыргызстаном и Таджикистаном, в 2022 и 2023 годах начал строительство приграничных индустриально-торговых и промышленных зон с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. С Кыргызстаном реализуются проекты строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан и Камбаратинской ГЭС, с Таджикистаном – Яванской ГЭС на реке Зарафшан, с Казахстаном – мультимодального транспортно-логистического центра в Ташкенте. Это лишь некоторые примеры, которых много и в других государствах Центральной Азии.
Конечно, все ещё сохраняются вопросы, которые требуют своего решения. Но самое главное – поддерживается диалог, твёрдый курс на нахождение взаимоприемлемых компромиссов. Сегодня важно преодолеть узконациональные эгоизмы, осознать неразрывную связь устойчивого будущего региона с перспективами собственного развития и выйти на взаимовыгодные решения, отвечающие интересам всех сторон. И заданная инерция региональной кооперации говорит о том, что это возможно. Как отметил президент Кыргызстана, «надо найти общие подходы и объединить усилия для поиска взаимоприемлемых решений. Нерешаемых проблем нет, нужна политическая воля».
Центральная Азия - пространство добрососедства и новых возможностей
Сегодня Центральная Азия становится одним из основных центров межрегиональной взаимосвязанности и глобальных производственно-логистических цепочек. Как заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на Душанбинском саммите, «в Центральной Азии укрепляются стабильность и единство, она превращается в один из важных центров экономического роста и инвестиционной активности, вновь возвращает себе историческую роль транспортного хаба, соединяющего Запад с Востоком и Север с Югом».
Эту оценку разделяют и лидеры других государств Центральной Азии. Так, по словам Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, «Центральная Азия последовательно и уверенно превращается в пространство взаимовыгодного сотрудничества, в стабильный, экономически развитый и в обозримой перспективе весьма процветающий регион, в один из важнейших центров современного мира и уникальных географических узлов».
В свою очередь лидер Казахстана Касым–Жомарт Токаев отмечает, что региональное сотрудничество не только приносит ощутимую взаимную выгоду, «но и меняет всю конфигурацию экономики Центральной Азии, трансформирует регион в пространство новых экономических возможностей в торговле, инвестициях, бизнесе, науке и инновациях».
Это действительно так. Об этом свидетельствуют показатели общерегионального развития, которые демонстрируют тенденцию устойчивого роста. В частности, в период с 2016 по 2022 год внешнеторговый оборот стран Центральной Азии вырос в 2 раза, достигнув 225 миллиардов. При этом торговля между государствами региона показала рост в 2,5 раза – с 5,5 до 13,5 миллиарда, расширяется её структура и товарная номенклатура, что значительно стабилизирует цены на внутренних рынках государств Центральной Азии.
Стабильность и формирование емкого рынка в Центральной Азии повышают интерес к региону. В частности, за этот же период доля инвестиций в Центральной Азии от общего объема в мире повысилась с 1,6% до 2,8%, увеличившись до 40 миллиардов в 2022 году, а в целом на 45% с 2016 года от общего объема накопленных инвестиций в 250 миллиардов. Более того, в 6 раз увеличились взаимные инвестиции, почти в два раза внутрирегиональный туризм.
Как следствие, стабильно растет совокупный валовый продукт стран региона, который по итогам 2022 года вырос на 6% и составил порядка 400 миллиардов долларов, что на 40% больше показателя 2016 года и в два раза общемировой динамики экономического роста. При этом прогнозы роста на предстоящий период варьируются в переделах 5-6 процентов.
Движение в сторону консолидации - действенный ответ на вызовы современности
В целом, сегодня государствам Центральной Азии даже в условиях нарастания многочисленных вызовов и угроз, обостряемых ростом геополитического соперничества и противоречий, кризисных явлений в мировой экономике, удается сохранять в Центральной Азии атмосферу дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, выстраивать взаимоотношения с внешними акторами с учетом интересов региональной стабильности, обеспечивать безопасность и устойчивое развитие в интересах народов нашего общего центральноазиатского дома.
Как емко отметил Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, «совместная работа, постоянный диалог и общение на основе взаимного уважения, учета интересов друг друга в духе добрососедства позволяют преодолевать все препятствия, трудности, развивать и поддерживать чувство общности и единства народов, населяющих с незапамятных времён наш обширный и богатый регион».
Подытоживая результаты первого цикла консультативных встреч, можно уверенно утверждать, что прошедший этап центральноазиатской кооперации стал прорывом в общем процессе регионального строительства, позволил наладить непрерывный внутрирегиональный диалог, развить чувство общности интересов, значительно укрепил взаимное доверие и создал твердую почву для перехода региональной кооперации на качественно новый этап развития.
И как показали итоги саммита в Душанбе, главы государств Центральной Азии демонстрируют решительный настрой продвигаться дальше в направлении более тесной кооперации, определили свое видение и конкретные приоритеты регионального сотрудничества, готовы конвертировать вызовы в возможности для формирования новой устойчивой модели регионального взаимодействия, способной обеспечить поступательное развитие государств Центральной Азии.
Центральная Азия - консолидированный актор, открытый для сотрудничества
Состоявшаяся консультативная встреча вновь подтвердила стремление лидеров государств Центральной Азии продолжить укреплять политическую консолидацию и общую солидарность, брать на себя ответственность сообща и с опорой на собственные силы решать вопросы региональной повестки, проявлять сплоченность в преодолении вызовов и угроз региональной стабильности и безопасности, выступать с согласованной и единой позицией во взаимоотношениях с внерегиональными акторами.
Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, международная субъектность Центральной Азии как единого образования сегодня получает всеобщее признание. Об этом, с его слов, «свидетельствует принятие с 2017 года 8 резолюций ООН по важным аспектам развития и партнерства в Центральной Азии, а также учреждение более 10 форматов «Центральная Азия плюс».
В этой связи лидер Узбекистана призвал «выработать на уровне министров иностранных дел общие подходы к совместной работе в рамках этих форматов». «С общих или максимально схожих позиций, демонстрирующих солидарность и единство государств региона» призвал также выступать Президент Казахстана Касым–Жомарт Токаев. В свою очередь, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, подчеркивая важность «единства Центральной Азии», указал на необходимость предпринимать более активные шаги на пути к интеграции внутри региона, в том числе разработать и предложить партнерам, в том числе рамках формата «Центральная Азию плюс», конкретные предложения для совместного развития Центральной Азии.
Несомненно, укрепление политической консолидации, скоординированность и согласованность действий государств Центральной Азии позволят, как отметил лидер Кыргызстана Садыр Жапаров, еще более эффективно «защищать и продвигать общие интересы региона в мире».
В то же время важно подчеркнуть, что государства Центральной Азии проявляют открытость региона для сотрудничества с внерегиональными странами, международными и региональными организациями в деле обеспечения устойчивого развития Центральной Азии, а также демонстрируют готовность опираться на нормы и принципы международного права, прочно интегрировать регион в международное сообщество в качестве ответственного субъекта международных отношений. И это находит поддержку со стороны мирового сообщества.
Об этом свидетельствует приглашение на саммит Президента Азербайджана Ильхама Алиева, руководителя Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Каху Имнадзе, обращение к участникам встречи генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша.
О том, что государства Центральной Азии решительно настроены выйти на новый этап кооперации, говорит большое количество конкретных инициатив, выдвинутых в ходе Консультативной встречи. Они не только отражают общность видения угроз и вызовов, открывающихся возможностей, но, по сути, взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга, что безусловно создает хорошую основу для их практической реализации.
Сложение преимуществ и формирование нового уклада экономического развития Ключевым императивом сотрудничества государств Центральной Азии были определены вопросы экономического развития и повышение благосостояния народов региона.
По словам главы Узбекистана, «торгово-экономическое сотрудничество является основным драйвером регионального партнёрства и интеграции», лидер Таджикистана призвал добиваться «стратегического прорыва на экономическом направлении», задействовать для этого весь потенциал государств региона, президент Казахстана предложил трансформировать Центральную Азию в «пространство новых экономических возможностей».
О важности расширения торгово-экономических отношений, увеличения объёмов взаимного товарооборота, задействования большого нереализованного потенциала отметили также главы Туркменистана Сердар Бердымухамедов и Кыргызстана Садыр Жапаров.
При этом наряду с вопросами развития внутрирегиональной торговли отдельное внимание главы государств Центральной Азии уделили развитию промышленной кооперации в регионе.
В частности, Президент Узбекистана предложил разработать и принять Стратегию развития промышленной кооперации, в то время когда лидер Казахстана - План действий по развитию промышленной кооперации, а Президент Эмомали Рахмон выступил с инициативой выработать отдельные программы сотрудничества в сферах сельского хозяйства, промышленности и активного внедрения новых технологий.
Другим направлением, где были выдвинуты схожие инициативы, стала энергетика.
Так, Президент Узбекистана обратил внимание на важность обеспечения энергетической безопасности, которая может стать вызовом долгосрочному устойчивому развитию стран Центральной Азии. В этой связи он подчеркнул необходимость сотрудничества в области развития энергетической инфраструктуры, диверсификации источников энергии, привлечения инвестиций и технологий в сферу альтернативной энергетики и производство «зелёного» водорода.
Таджикистан и Кыргызстан выразили готовность с учетом своих гидроэнергетических ресурсов активно сотрудничать со странами Центральной Азии в производстве «зеленой» энергии.
В свою очередь, лидер Туркменистана заявил о готовности своей страны содействовать удовлетворению внутререгионального спроса
в энергоресурсах, к поставкам своего природного газа и электроэнергии в страны Центральной Азии и через их территории на внешние рынки на взаимовыгодных условиях.
В целях придания системности и эффективности сотрудничества в данной сфере Президент Сердар Бердымухамедов предложил создать новую форму пятистороннего взаимодействия – Энергетический диалог центральноазиатских стран.
Традиционно в центре внимания лидеров государств Центральной Азии были вопросы дальнейшего повышения транспортно-логистического потенциала наших стран, диверсификации транспортных коридоров. При этом участники встречи приняли Пятистороннее соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в Центральной Азии.
Однако главы государств не ограничились этим и выдвинули ряд конкретных инициатив. Так, Президент Узбекистана предложил разработать Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии, сформировать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза с применением сквозных тарифов, выгодных для бизнеса, подготовить Программу мер по либерализации рынка транспортных услуг, оптимизации разрешительных процедур, а также рассмотреть вопросы создания интегрированной цифровой Платформы международных перевозок.
Созвучно инициативе лидера Узбекистана было предложение Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова рассмотреть возможность запуска Центральноазиатской транспортно-логистической платформы.
Несомненно, все эти инициативы весьма актуальны для устойчивого развития государств и свидетельствуют об общем намерении создать в регионе новый уклад экономического развития, основанный на использовании конкурентных преимуществ и взаимодополняемости экономик центральноазиатских стран, сформировать в регионе емкий рынок и интегрировать его в глобальные цепочки добавленной стоимости, трансформировать Центральную Азию в важное звено межрегиональной взаимосвязанности.
В этой связи представляется востребованной инициатива Президента Узбекистана об учреждении Экономического совета Центральной Азии, который мог бы стать действенным механизмом обеспечения сотрудничества и координации усилий по согласованному продвижению экономических проектов, отвечающих общим интересам.
Решительные шаги на пути преодоления климатических вызовов
Также были подняты актуальные для государств Центральной Азии вызовы и угрозы, связанные с влиянием изменения климата на окружающую среду, водопользование, продовольственную безопасность.
Все участники саммита высказали озабоченность последствиями изменения климата и внесли схожие предложения, что свидетельствует о полном консенсусе в вопросе необходимости скоординированного сотрудничества в данной сфере.
В частности, Кыргызстан внес важную инициативу о создании Регионального центра по внедрению в энергоэффективных
и ресурсосберегающих технологий. Она коррелируется с предложением туркменской стороны об учреждении Регионального центра по технологиям, связанным с изменением климата.
В свою очередь Президент Узбекистана предложил учредить многостороннюю платформу «Центральноазиатский диалог» на уровне министров экологии и принять Региональную стратегию по вопросам адаптации к изменению климата.
Более того, лидер Узбекистана анонсировал проведение в 2023 году первого Самаркандского международного форума, посвященного климатической повестке, а также инициировал совместно выдвинуть резолюцию Генассамблеи ООН «Центральная Азия перед глобальными климатическими вызовами: консолидация ради общего будущего».
Безусловно, Самаркандский форум может стать многосторонней площадкой для всестороннего обсуждения инициатив государств Центральной Азии и формирования широкой поддержки со стороны международного сообщества региональных усилий по борьбе с изменением климата и адаптации к его последствиям.
Нельзя не приветствовать активность государств Центральной Азии в природоохранной сфере, а все выдвигаемые странами Центральной Азии инициативы следует рассматривать в качестве составных частей общерегиональных усилий по преодолению климатических вызовов. Такая динамика очень важна в контексте подготовки к предстоящему Региональному климатическому саммиту в Казахстане в 2026 году под эгидой ООН, предложенному Президентом Касым–Жомартом Токаевым на Астанинском форуме летом текущего года.
Твердый настрой на формирование механизмов коллективной безопасности Свидетельством высокого уровня взаимного доверия, формирования механизмов коллективной безопасности в регионе и готовности нести общую ответственность за стабильность в Центральной Азии стало выдвижение лидерами государств конкретных инициатив в сфере безопасности. Так, Казахстаном и Туркменистаном было предложено запустить Диалог по вопросам безопасности и сотрудничеству, что нашло поддержку Кыргызстана и Узбекистана.
С предложением поставить на твердую основу сотрудничество в области охраны границ и укрепления территориальной целостности государств Центральной Азии, совместного противодействия общим вызовам и угрозам безопасности выступил Президент Узбекистана.
В частности, были выдвинуты инициативы о разработке Межгосударственной программы по защите и укреплению границ,
а также формировании Региональной системы прогнозирования, предотвращения, раннего оповещения и совместного реагирования на чрезвычайные ситуации.
С учетом заинтересованности всех стран Центральной Азии в нормализации ситуации в Афганистане, предотвращении вызовов
и угроз, исходящих с его территории, было предложено создать Контактную группу на уровне спецпредставителей по Афганистану с целью налаживания скоординированного диалога с афганской стороной по вопросам безопасности границ, водопользования и развития торговли.
Устойчивое движение в сторону укрепления общерегиональной идентичности
Единство взглядов проявилось и в стремлении к формированию общерегиональной идентичности как важного условия утверждения общей ответственности и солидарности в деле повышения благополучия и процветания Центральной Азии.
Лидерами государств региона был предложен ряд инициатив, направленных на сохранение Центральной Азии в качестве уникального культурно-цивилизационного пространства, укрепление культурно-гуманитарных связей, призванных придать прочность и глубину региональному сотрудничеству.
В этой связи узбекской стороной было инициировано принять План действий по углублению культурно-гуманитарного взаимодействия стран Центральной Азии и создать Международную медиа-платформу «История и культура Центральной Азии: одно прошлое и общее будущее», что можно было бы продвигать на базе Ассоциации СМИ государств Центральной Азии, создание которой предложил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Более того, в целях утверждения среди молодых людей идеи общей региональной идентичности Президент Узбекистан предложил учредить региональные научно-образовательные гранты и стипендии для талантливой молодёжи стран Центральной Азии в честь Аль-Хорезми, Фараби, Джами, Махтумкули и Чингиза Айтматова.
И вообще, лидеры государств Центральной Азии настроены превратить молодежь в главного бенефициара и движущую силу формирования долгосрочной стратегии региональной интеграции, каркасом и несущую конструкцию общего центральноазиатского дома.
Принятие на саммите Соглашения между странами Центральной Азии об общих направлениях молодежной политики стало очевидным подтверждением этого.
Вне всякого сомнения, все вышеизложенные и многие другие конкретные инициативы формируют прочную основу для продвижения вперед, выстраивания эффективных механизмов взаимодействия, формирования прочной центральноазиатской архитектуры сотрудничества.
Становится очевидным, что сегодня наши страны уже определили фундаментальные направления развития сотрудничества. При этом не только сформировали общую повестку, по которой следует углублять и расширять кооперацию, а уже вышли на реализацию практических мер и проектов.
В целом, саммит вновь подтвердил твердый и решительный настрой лидеров ЦА нести ответственность за безопасность и устойчивое развитие нашего региона, всесторонне углублять и расширять региональное сотрудничество в интересах наших народов, предпринимать все усилия для превращения ЦА
в пространство мира и сотрудничества, важное звено межрегиональной взаимосвязанности и глобальных цепочек добавленной стоимости.
И это является фактором обеспечения стабильности и безопасности на общем евразийском пространстве.
Акрамжон Неъматов,
первый заместитель директора Института
стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ)
при Президенте Республики Узбекистан