Развитие конкуренции и защита прав частной собственности в Узбекистане
Обновляющийся Узбекистан взял курс на кардинальное преобразование и устойчивое развитие всех сфер жизни общества и государства, где приоритетное внимание уделено социально-экономическому улучшению. Экономическая составляющая сегодняшних реформ, естественно, опирается на укрепление рыночных механизмов как оптимальный путь к повышению благосостояния и уровня жизни народа.
Одним из основных принципов рыночной экономики является функционирование здоровой конкурентной среды, справедливых рыночных механизмов для всех участников экономики.
В Стратегии развития Нового Узбекистана, включающей основные цели для устойчивого развития страны в период до 2026 года, определены приоритетные задачи и целевые индикаторы, направленные на опережающее развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста. Для достижения этих целей важно и далее совершенствовать здоровую конкуренцию в экономике, укреплять гарантии неприкосновенности собственности для всех, в том числе для предпринимателей.
В соответствии с указом Президента Республики Узбекистан от 7 июля 2020 года «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и снижению участия государства в экономике» были поставлены задачи по созданию равных условий, обеспечению прозрачности и дальнейшее совершенствование процедур государственных закупок.
В целях прозрачной и справедливой организации процессов приватизации государственного имущества, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2019 года, продажи государственного имущества осуществляются только на электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
Вопрос обеспечения прав частной собственности признается международным научным сообществом как один из первостепенных факторов развития здоровой бизнес-среды. Одними из важных правовых документов, принятых в этом направлении, являются соответствующие статьи новой редакции Конституции, а также Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по надежной защите неприкосновенности прав собственности, предотвращению необоснованного вмешательства в имущественные отношения и повышению уровня капитализации частной собственности». Данным документом отменяется ряд процедур, требований и ограничений, которые прямо или косвенно ограничивают право владения, пользования и распоряжения частной собственностью.
В новой редакции Конституции Республики Узбекистан, в статьях 65 и 66 приобретение имущества и гарантия права на собственность определены конкретными положениями. Так, статья 65 гласит: «Основу экономики Узбекистана, направленной на повышение благосостояния граждан, составляет собственность в ее различных формах. Государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителей. В Республике Узбекистан обеспечиваются равноправие и правовая защита всех форм собственности. Частная собственность неприкосновенна. Собственник не может быть лишен своего имущества иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда». Кроме того, статья 66 предусматривает, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Пользование имуществом не должно причинять ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, общества и государства.
Обеспечение инвестиционной среды, несомненно, реализуется только при полной гарантии прав собственности. Согласно международному опыту, инвесторы больше инвестируют и ведут бизнес в странах с эффективными правовыми институтами. В статье 67 Основного закона также было определено, что предприниматели имеют право осуществлять любую деятельность в соответствии с законом и самостоятельно выбирать направления своей деятельности, монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.
Предпринимательство является одним из важнейших факторов экономического развития каждой страны. В 2010 году количество субъектов предпринимательства, действующих в Узбекистане, составляло 200,9 тысячи, а в 2016 году увеличилось до 257,7 тысячи. С 2016 по 2022 год оно достигло 528,9 тыс., что означает рост более чем в 2 раза.
Увеличение количества предпринимателей свидетельствует об улучшении бизнес-среды в стране, особенно конкурентной среды.
Можно привести ряд международных рейтингов и индексов, показывающих состояние бизнес-среды в Узбекистане, особенно здоровой конкурентной среды, а также эффективность реформ, направленных на свободную реализацию экономической ситуации. Место Узбекистана в Индексе экономической свободы значительно возросло с 2016 года, и он пополнил ряды стран с повышающимся уровнем экономической свободы из списка стран с низким уровнем экономической свободы.
В последние годы вмешательство государства в экономику значительно ограничивается, уделяется приоритетное внимание вовлечению частного сектора в сферы, где существовала монополия, упрощается процесс привлечения иностранных инвестиций.
В условиях стремительного развития национальной экономики важна роль создания здоровой конкурентной среды, обеспечения гарантий прав собственности. Сегодня существующая правовая база в этих сферах усовершенствована и усилена новыми правовыми документами.
Улучшение условий здоровой конкуренции и укрепление права собственности способствует развитию предпринимательства, которое считается основой экономики страны. Предпринимательство напрямую служит созданию новых рабочих мест в стране, увеличению экспортного потенциала страны, повышению уровня жизни населения. Результаты, достигнутые Узбекистаном с 2016 года по сегодняшний день, помимо национальной статистической системы отражаются в международных индексах и рейтингах.
Улучшение достигнутых результатов и повышение эффективности реализуемых реформ считается актуальной задачей сегодняшнего дня.
Одилжон Тожиев,
Заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по координации информационной деятельности в Законодательной палате и взаимодействию со СМИ