Жемчужина Приаралья
История создания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан тесным образом связана с биографией художника Игоря Витальевича Савицкого, который был одним из его основателей.
В 1956 году И. Савицкий переехал на постоянное место жительства в Нукус, куда в эти годы из Москвы вернулся Марат Нурмухамедов — тогда молодой кандидат наук, ставший со временем не только прекрасным ученым, но и выдающимся организатором гуманитарной науки в Узбекистане. Очень скоро они стали друзьями.
Возглавив в 1950 году лабораторию по изучению каракалпакского народно-прикладного искусства в рамках филиала Академии наук Узбекистана, М. Нурмухамедов пригласил на работу И. Савицкого. Так он начал заниматься собиранием коллекции народного искусства в рамках новых служебных обязанностей. Уже в 1961 году произведения декоративно-прикладного искусства Каракалпакстана, собранные Игорем Витальевичем, увидели в Москве на выставке, приуроченной к всемирному конгрессу востоковедов. Коллекция увеличивалась, что подтолкнуло И. Савицкого и его единомышленников к созданию в Нукусе нового музея — Музея искусств, который был открыт в 1966 году.
С первых дней своего пребывания на посту директора музея Игорь Савицкий решил, что экспозиция не будет похожа на существующие. Будучи художником, в дополнение к традиционному искусству он предложил выставлять произведения живописи и графики. А как человек, проработавший много лет в археологических экспедициях, посчитал нужным собирать в музее результаты археологических раскопок. Желание выйти из привычных рамок определило три основных направления в формировании коллекции музея — материалы по археологии Хорезма и Приаралья, традиционное декоративно-прикладное искусство народов, населяющих этот регион, изобразительное искусство XX века.
В обширном археологическом собрании музея одну из наиболее интересных частей представляет коллекция оссуариев. Это атрибуты, характерные для погребального обряда, который исследователи связывают с зороастризмом, широко распространенным в Средней Азии до прихода ислама. По некоторым данным, именно Древний Хорезм был регионом, где сформировался этот обряд. В нукусском собрании имеются оссуарии из нескольких раннесредневековых могильников, в том числе целый ряд уникальных. Среди них датирующиеся VII — VIII веками алебастровые оссуарии из некрополя на городище Ток-кала. На одном изображена сцена оплакивания умерших во время погребального обряда, что, по письменным источникам ортодоксального зороастризма, было запрещено. Вероятно, он был одной из характерных черт среднеазиатского варианта зороастризма. Помимо росписей, на некоторые оссуарии черной краской нанесены заупокойные надписи, сделанные гетерографической письменностью на основе арамейского алфавита.
Коллекция декоративно-прикладного искусства народов, населяющих Приаралье, легла в основу экспозиции нового музея, в котором были собраны художественные произведения и изделия этнографии, постепенно вышедшие из обихода. Без преувеличения можно сказать, что И. Савицкий спас многие уникальные произведения искусства каракалпакского народа: ювелирные украшения, традиционную одежду, предметы быта. Одним из знаковых предметов этнографии каракалпаков является саукеле — головной убор невесты. Исследователи считают, что в музеях мира сохранилось около десяти таких головных уборов и один из самых лучших находится в Нукусе. В традиционной одежде каракалпакских женщин широко распространена накидка на голову кимешек, которая является этническим, социальным и возрастным показателем. В собрании музея имеется уникальное платье невесты кок койлек, датирующееся концом XIX — началом XX веков.
Заслуженную славу музею придает обширное собрание ювелирных изделий, игравших важную роль в женском наряде, — нагрудные украшения, браслеты, серьги, амулеты, специальные кольца, украшавшие правую ноздрю женщины, и многое другое.
Вместе с тем музей имеет мировую известность благодаря собранию изобразительного искусства XX века. Когда И. Савицкий только начал собирать живопись и графику, трудно было представить, что эта коллекция будет одной из самых интересных для изучения изобразительного искусства России и Средней Азии прошлого века. Несомненно, особую ценность придает ей ее направленность. Игорь Витальевич, понимая, как пишется история искусства и какую роль в этом процессе играют музейные собрания, начал формировать коллекцию из произведений художников, которые по определенным причинам не закупались большими музеями.
Российское искусство начала XX века знает большое число прекрасных художников и интересных художественных объединений, которые в начале 1930-х годов по политическим причинам оказались невостребованными и выпали из поля зрения широкой публики. Со временем часть этих имен и объединений была извлечена из небытия и произвела фурор в художественной жизни мира. Русский авангард с успехом прозвучал в ведущих музеях и занял почетное место в их постоянных экспозициях. Ценность нукусского собрания заключается в том, что в ней представлены произведения не только самых известных авангардных художников начала прошлого века, но и тех, кто оказался в тени, о ком не писали искусствоведы и чьи произведения сейчас можно увидеть прежде всего в Нукусе.
Не менее интересную страницу в истории изобразительного искусства представляет творчество художников, работавших в Средней Азии в первой половине прошлого столетия. И. Савицкий проявил удивительную прозорливость и собрал в музее работы среднеазиатских художников, работавших в авангардной манере, на которые до него мало кто обращал внимание. Таким образом, в собрании музея оказались произведения художников, составляющих интереснейший феномен в истории изобразительного искусства XX века — «Туркестанский авангард».
Тигран Мкртычев,
директор Государственного музея искусств
Республики Каракалпакстан имени И. Савицкого.