Информация о принятых Министерством здравоохранения Республики Казахстан в 2022 году мерах по противодействию коррупции
В целях реализации Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Концепции антикоррупционной политики, утвержденный Указом Президента РК от 2 февраля 2022 года № 802 (далее – Концепции) и иных правовых актов в сфере противодействия коррупции Министерством здравоохранения Республики Казахстан (далее – Министерство) проводилась следующая работа.
В соответствии с 31-пунктом плана Концепции, предусматривается, развитие цифровизации медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования с обеспечением их доступности и прозрачности, в том числе путем:
1) идентификации получателя через QR-кодирование при получении медицинских услуг, в особенности в амбулаторном лекарственном обеспечении;
2) перевод закупа лекарственных средств и медицинских изделий, услуг у субъектов здравоохранения на веб-портал государственных закупок.
Данные мероприятия, Министерством будут реализованы до 4 квартала 2025 года.
На сегодняшний день утверждены Уставы данных проектов, которые согласованы с Агентством РК по противодействию коррупции (далее Агентство) и ведется работа по исполнению.
Особое внимание Министерство в своей деятельности уделяет вопросам открытости и прозрачности.
В прошлом году Министерством проведены встречи с населением в 17 регионов страны, всего было охвачено более 5 тысяч человек.
В рамках визитов, посещены организации здравоохранения, в том числе и сельские; проведены встречи с жителями и медицинской общественностью, проведен брифинг и личный прием граждан. Большая часть встречи посвящалась диалогу в свободном формате «вопросы-ответы». Жителям предоставлялась возможность высказать актуальные проблемы.
Вместе с тем, целях исполнения поручения Президента Республики Казахстан по итогам совещания (от 1 февраля 2022 г.) «О мерах по противодействию коррупции» совместным приказом утвержден Комплексный план по противодействию коррупции на системной основе в сфере таможенного дела, строительства, образования, и здравоохранения (далее – Комплексный план).
Комплексным планом предусмотрено внесение изменений в Постановление Правительства РК (№ 375 от 4 июня 2021 года) и в девять (9) приказов Министерства.
Например, в целях централизации закупа медицинской техники на базе Единого дистрибьютора внесены изменения в Постановление Правительства РК (в Постановление № 375 от 4 июня 2021 года, внесены изменения Постановлением Правительства №294 от 11 мая 2022 года), где утверждены правила организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, фармацевтических услуг.
В рамках его реализации нами начат централизованный закуп медицинской техники. В 2022 году закуплено и распределено в регионы 177 единиц медицинской техники, на общую сумму более 20 млрд. тенге. При этом экономия по процедурам государственных закупок составила 3,1 млрд. тенге.
Наряду с этим, в прошлом году по результатам государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий экономия средств Республиканского бюджета составила 22,2 млрд. тенге.
С целью снижения барьеров для входа на рынок частных медицинских организаций установлены общие требования к стандартам оснащения медицинскими изделиями в организациях здравоохранения (приказ МЗ от 14.09.2022г №ҚР ДСМ-98), которыми упрощены нормативы к оснащению организаций первичной медико-санитарной помощи и консультативно-диагностической, хирургической и паллиативной помощи.
Принятым совместным приказом Министерства национальной экономики (от 02.12.2022 г. № 117) и Министерства здравоохранения (от 02.12.2022г №ҚР ДСМ-152) предусмотрены критерии оценки степени риска и определение степени нарушения проверяемых субъектов (объектов) контроля и надзора, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору при введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина, в связи с распространением инфекционных заболеваний.
Особое внимание уделяется вопросам оказания государственных услуг. Согласно реестра государственных услуг, утвержденного приказом и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 января 2020 года № 39/НҚ «Об утверждении реестра государственных услуг» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2022 года) в сфере здравоохранения оказываются 49 государственных услуг, из них:
- местными исполнительными органами – 19 государственных услуг;
- Комитетом санитарно-эпидемиологического контроля, Комитетом медицинского и фармацевтического контроля и их территориальными подразделениями, и подведомственной организацией (РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий») – 29 государственных услуг;
3) одна государственная услуга «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования» - НАО «Фонд социального медицинского страхования».
Из 49 государственных услуг оказываются:
- в бумажной форме – 4 (8,2%) государственных услуг;
- в электронной/бумажной форме – 21 (42,8%) государственных услуг;
- в электронной форме – 24 (49%) государственных услуг.
Степень автоматизации государственных услуг МЗ РК составляет 91,8% (всего – 45 автоматизированных государственных услуг).
Вместе с тем, приняты меры по совершенствованию бизнес-процессов оказания государственных услуг, в том числе по их автоматизации, оптимизации и переводу в электронный вид.
В электронный формат переведены и размещены на портале «Электронного правительства» 5 государственных услуг:
- «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров»;
- «Выдача заключения о нуждаемости в санаторно-курортном лечении»;
- «Выдача листа о временной нетрудоспособности»;
- «Выдача справки о временной нетрудоспособности»;
- «Выдача сертификатов на соответствие надлежащих фармацевтических практик».
В 2022 году включены 2 государственные услуги в Реестр государственных услуг:
- Аккредитация физических и юридических лиц на осуществление деятельности по проведению санитарно-эпидемиологического аудита;
- Выдача лицензии на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в области здравоохранения.
Кроме этого, для агрегирования медицинских данных, реализации интеграции ИС и перехода на новую цифровую архитектуру eHealth необходимо построение единой экосистемы здравоохранения.
В настоящее время основной задачей для построения целевой архитектуры цифрового здравоохранения и исключения риска несанкционированного разглашения и распространения персональных медицинских данных необходимо объединение информационных систем МЗ его подведомственных организаций, медицинских организаций.
В рамках этого проведена работа по передаче РЦЭЗ во временное подведомственное управление МЦРИАП.
Проведены работы по расширению видов лабораторных исследований. Проводится интеграция единого хранилища лабораторных исследований с лабораториями Olimp, Invivo и другими лабораториями. Планируется реализовать гражданам доступ ко всем своим лабораторным исследованиям через Egov mobile.
Запущен модуль «Медицинские отводы», посредством которого граждане получат доступ к своим медицинским отводам в электронном формате через eGov mobile.
Справочно: На сегодня на боевой среде интеграции завершены с МИС такие как: Жетысу, Надежда, Даму (на тестовой среде интегрируется MedElement, InfomedKZ, Авиценна).
Реализован сервис обмена клиническими данными между медицинскими организациями, который даст оперативный доступ к результатам клинических исследований и исключить бумажных носителей между медицинскими организациями. Данное решение снимет вопрос передачи клинических данных между разными медицинскими информационными системами.
Завершается реализация Единого классификатора лекарственных средств. Перевод всех участников процесса движения лекарственных средств позволит вести единую номенклатуру лекарственных средств в медицинских организациях, СК-Ф, ИС МЗ РК.
В настоящее время сформирована база данных вакцинированных против КВИ. Реализованы интеграции с МИС. Также реализован функционал по учету других видов вакцин. Это позволит исключить необходимость ведения бумажных паспортов здоровья детей и т.д. и обеспечит мониторинг вакцинированного населения от всех заболеваний, в том числе учет распределения вакцин.
В целях реализации мониторинга остатков лекарственных средств и медицинских изделии (ЛС и МИ) в медицинских организациях (далее – МО) в декабре 2022 года запущен пилот в 14 медицинских организациях в 3 регионах (Карагандинской, Павлодарской и Акмолинской областях).
Ведется работа по созданию облачной бухгалтерии 1С с применением аналитики.
Подключение к облачной бухгалтерии 1С все учетные системы посредством интеграции, позволит получать сводную и аналитическую информацию в различных разрезах в режиме реального времени.
С января 2023 года запущен пилот в 15 поликлиниках города Астана по выдаче лекарств в рамках амбулаторно-лекарственного обеспечения через QR-код. Данный пилот реализован через Социальный кошелек.
Граждане получают возможность исключить необходимость носить бумажные рецепты, государство получает достоверный факт получения пациентом лекарственного средства.
Наряду с этим, в рамках построения единой экосистемы здравоохранения eHealth, в мобильном приложении eGov mobile реализован новый раздел «eDensaulyq», который содержит в себе расширенную информацию по медицинским данным для населения:
- статус донорства (прижизненное);
- электронные рецепты;
- сведения о медотводах;
- учет по беременности;
- диспансерный учет;
- факты госпитализации;
- информация о вакцинации;
- сведения о результатах лабораторных исследованиях;
- оказанные клинико-диагностические услуги (прием врача и тд.)
- больничные листы.
Таким образом информация касательно здравоохранения консолидирована в одном разделе и доступна населению.
Гражданин уже сегодня имеет быстрый доступ к своим медицинским данным, что обеспечит прозрачность их оказания.
Разработан План мероприятий по исполнению рекомендаций, внесенных по итогам внешнего анализа коррупционных рисков, по которому рекомендовано проведение интеграции информационных систем Министерства и уполномоченных органов в области статистики, формирующих данные о прикрепленном и проживающем населении.
В рамках реализации Дорожной карты Министерством доработана информационная система и реализована интеграция с Государственной базой данных «Физические лица», по результатам которого, лица, выехавшие на постоянное место жительство, автоматически открепляются из информационной системы «Регистр прикрепленного населения».
В рамках снижения коррупционных рисков в сфере здравоохранения и в целях информирования населения об оказанных медицинских услугах, а также снижения приписок с 2021 года реализована функция рассылки пяти видов sms–уведомлений:
- о выписке рецепта в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения, в котором указаны номер рецепта и дате назначения лекарства (по состоянию на 23 марта т.г. направлено свыше 12,6 миллионов СМС);
- о выписке пациента из стационара с указанием необходимых сведений (по состоянию на 23 марта т.г. отправлено более 11,6 миллионов СМС);
- о дате плановой госпитализации (по состоянию на 23 марта т.г. направлено более 7,7 миллионов СМС);- о планируемой дате планового осмотра беременных женщин (по состоянию на 23 марта т.г. направлено более 6,5 миллионов СМС).
- об изменении прикрепления к медицинской организации, в целях исключения прикрепления лица без его уведомления (по состоянию на 23 марта т.г. направлено свыше 5,9 миллионов СМС).
Во исполнении Правил осуществления проектного управления (утверждены Постановлением Правительства РК от 31 мая 2021 года № 358) в Министерстве реализуется типовое базовое направление, ориентированное на постоянное совершенствование системы государственного управления.
Основной его целью является обеспечение эффективности реализации антикоррупционной политики посредством повышения качества организации работы государственного органа.
В целях реализации четвёртого блока типового базового направления «Предупреждение и противодействие коррупции», Министерством утвержден План график реализации проектов группы проектов «Предупреждение и противодействие коррупции» типового базового направления (ТБН-4).
Данным графиком утверждён период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в центральном аппарате, в ведомствах и подведомственных организациях Министерства, которые прошли в июне-августе 2022 года.
В настоящее время, в Центральном аппарате Министерства разработан план мероприятий по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков в Министерстве.
13 февраля т.г. в Министерстве состоялось совещание по вопросам формирования антикоррупционной культуры и минимизации коррупционных рисков под председательством главы ведомства и с участием первого заместителя Председателя Агентства по противодействию коррупции.
На повестке совещания обсуждались вопросы реализации Комплексного плана по противодействию коррупции в сфере здравоохранения, включая исполнение рекомендаций по итогам ВАКР в Комитете санитарно-эпидемиологического контроля, Комитете медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения, ТОО «СК-Фармация», НАО «Фонд социального медицинского страхования».
В заключении необходимо отметить, что Министерством принимаются меры, в том числе в рамках проектного офиса ТБН-4, где со стороны Антикоррупционной службы обеспечивается методическое сопровождение, для своевременного выявления и устранения коррупционных рисков в сфере здравоохранения.