Каким должен быть справедливый Казахстан ?
Справедливость - истина в действии.
Бенджамин Дизраэли
Президент Республики Казахстан К.К. Токаев провозгласил: «Новый Казахстан – это по-сути Справедливый Казахстан». Замечательная концепция, которая находит радостный отклик в сердцах казахстанцев. Ведь народы веками мечтали о справедливом обществе и боролись за это. Прежде всего, очень важно отметить, что о справедливости следует судить не по провозглашаемым лозунгам, а по имеющимся гарантиям их осуществления, скорым положительным, весомым и благим результатам. Истина здесь всегда должна выражаться в конкретной и предметной форме. Соответственно этому, знаменитый древнегреческий философ Демокрит писал: “Наиболее содействует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным”. Эти слова актуальны на все времена и носят очень глубокий смысл. Так как сверху не было спущено циркулярных документов с раскрытием понятия каков он «Справедливый Казахстан», прежде всего уясним, что изначально означает слово «справедливость», какой смысл на данном этапе общественного развития мы вкладываем в это слово. И соответственно, каким мы видим должный образ вожделенного объекта, и точнее, каким должен быть «Справедливый Казахстан». Это крайне важно, так как проблема справедливости затрагивает коренные интересы всех нас, непосредственно касается судьбы каждого в нашей стране.
Вопрос о справедливости – один из вечных и чрезвычайно значимых в наше время. Ведь не случайно проблемы справедливости постоянно находятся в фокусе острейшей идеологических, политических и правовых баталии. Лучшие умы человечества на протяжении тысячелетий пытались дать ясное и конкретное определение понятию «справедливость». В изначальном виде понятие справедливости трактовалось как равенство людей в обладании средствами жизни и основными правами. С возникновением частной собственности, породившей неравенство, справедливость начинают отличать от равенства, в это понятие включается различие в социальном положении людей. Как известно, на разных этапах развития философской мысли раскрытию понятия справедливости обращались повсеместно известные древние мудрецы Сократ, Платон, Аристотель и позднее философы Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Г.Гегель, И. Кант, а в современном мире ученые Ф.А. Хайек, Дж. Роулс и ряд других исследователей. Высказывались весьма различные мнения. Таким образом, вроде близкое и понятное всем слово «справедливость», с чем за пазухой носятся люди по белу свету, оказалось не таким уж простым даже для великих мыслителей.
Наш великий земляк из Отрара, знаменитый философ средневековья Абу Наср аль-Фараби уделял большое внимание изучению вопроса о совершенном государственном устройстве, основанном на совершенном управлении. В своих трудах он писал, что некоторые правители считают целью управления городами (государствами) величие, почести, господство, повеление и запрещение. Другие правители думают, что целью управления является достижение богатства или получение разных удовольствий. Все они - неистинные, низкие правители. Что касается правителя добродетельного города, то он, кроме других достоинств, должен обладать следующими врожденными качествами: любовью к честности и презрением к богатству, любовью к справедливости и ненавистью к притеснению и притеснителям. Аль-Фараби - принципиальный сторонник правосудия и справедливости в обществе и государстве. Он писал: «Справедливость - это прежде всего распределение общих благ, которыми наделяются все жители города, и затем сохранение того, что распределено между ними. Этими благами являются благополучие, богатство, почести, положение и прочие блага, которым они могут быть сопричастны.». Благо этим идеям Аль-Фараби созвучны слова Президента РК К.К.Токаева: «…справедливое распределение национальных богатств и предоставление равных возможностей каждому гражданину – ключевая цель наших реформ.»
Согласно великому казахскому поэту и мыслителю Абаю «спасителем» человечества и человечности является знание, основанное на нравственных принципах – долге, совести, чести, справедливости. Он утверждает: «Знания должны служить справедливости и отвечать требованиям закона божьего».
Будучи источником праведных устремлений людей, справедливость выступает существенным двигателем общественного развития, формирования позитивных личностных качеств, всеобщей демократизации всех типов цивилизаций и государственных структур. Не случайно под флагом справедливости люди шли штурмовать дворцы, на митинги, строили баррикады в борьбе за свои социальные права и интересы. Расширение прав и свобод личности, и соответственно, повышение роли справедливости происходит в процессе создания системы социальных гарантий. Помимо правовых и административных мер, направленных против верхоглядства чиновников и паразитизма олигархов, вырабатываются идеологические и моральные установки для внедрения в общественное сознание. Современные модели общественного развития должны основываться на внедрении в сознание людей духовно-нравственных начал и поощрении стремления индивидов служить интересам общества, приносить больше пользы всеобщему благу. Так общество, основанное на неравенстве, на угнетенном состоянии одних (вкупе с обездоленными малообеспеченными слоями населения), и особом привилегированном положении других, ведущей к имущественному расслоению, непомерному обогащению одних и очевидному обнищанию других, не может быть справедливым. Непреложная историческая истина заключается в том, что сосредоточение власти и богатств в руках ограниченного круга нуворишей ведет к автократии, усилению различия в положении общественных групп, нарушению прав и свобод большинства членов общества, и соответственно, проявлениям конфликтов в общественной жизни. Сообразно, правоохранительные и судебные органы оказываются в зависимости от властных и олигархических структур, послушно выполняющие указания, спущенные им. Отсутствие в Казахстане зрелого гражданского общества также отражается на том, что демократические принципы и политико-правовая культура не упрочились в надлежащей мере.
Для скорого преодоления сложившейся «нездоровой» ситуации в Казахстане требуется решительность и последовательность в реформировании всей искаженно сформировавшейся системы, необходимо максимальное усиление созидательной инициативы молодых позитивно амбициозных преобразователей на всех уровнях, неотложное преодоление различия в положении общественных групп, неукоснительное обеспечение законности и прав граждан. Без всего этого и утверждения справедливости на всех уровнях невозможно обеспечить устойчивое и всестороннее развитие страны. В этой связи думается, что всегда актуальны мысли великого древнекитайского мудреца Конфуция, высказанного им еще две с половиной тысяч лет тому назад: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды, и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания».
Большое положительное значение в общественной жизни также имеет сформированное в ней на должном уровне общая и политико-правовая культура населения, которые в разных формах уравновешивают содержание представления о справедливости, препятствующим преобладанию низменных проявлений первородного человеческого естества. Своими этическими нормами и морально-нравственными принципами они накладывают ограничения проявлению безответственного своевольства отдельных лиц, служат основой формирования самого понятия справедливости. Собственно, высокая общая политическая культура граждан, в широком понимании этого слова, создает необходимый потенциал формированию и развитию духовно-нравственных ценностей, которые составляют основу созидания реальной философии справедливости. Главными задачами в этом направлении являются сегодня идея демократического, правового и социально-ориентированного государства и создание подлинного гражданского общества.
Особо значимо то, что одним из важных условий создания эффективной правовой системы, установления режима законности является наличие и действие справедливых законов в государстве. Осознание гражданами страны того, что закон справедлив, способствует формированию высокой правовой культуры, стимулирует их к наиболее полной реализации правовых предписаний, является важным фактором, способствующим предупреждению правонарушений. Тем не менее, тут уместно вспомнить выдающегося американского политического деятеля, писателя, ученого, одного из авторов Конституции США Бенджамина Франклина, высказавшего следующее: "Человек, добившийся соблюдения своих законных прав приносит государству пользу большую, чем человек покорно лишь исполняющий свои обязанности." В этом деле, на бытовом уровне, казахоязычным соотечественникам ни коем случае нельзя уповать на существование в стране «министерства справедливости» и его широкоразветвленнных местных структур и напрасно обращаться в их адреса в поиске искомой справедливости (Для пояснения – действующий поныне Қазақстан Республикасының Әділет министрлігі - переводится с казахского языка как Министерство справедливости Республики Казахстан, но, однако, по-русски, официально функционирует как Министрество юстиций РК ). Фарс да и только! В народном пониманий (по судебным или иным тяжбам с госструктурами) они никого конкретно «не обеспечат спараведливостью». Не их стезя. Но название министерства, словно, обязывает довольно многому. Кстати, предлагаю следующее правильное название указанного института власти: «Қазақстан Республикасының Юстиция министрлігі». Депутатов Парламента Республики Казахстан прошу поддержать данное предложение. Иначе, получается, смех и грех!
Получая отражение в законодательстве, справедливость приобретает нравственно-правовой характер и становится определяющим базовым принципом. Нормативным источником закрепления справедливости являются Конституция и законы. Регулирование общественных отношений посредством справедливых законов позволяет добиться социальной справедливости. Соответственно, правотворчество, основанное на этико-нравственном, научном и профессиональном подходе, играет важнейшую роль в процессе трансформации категории справедливости в действующую в государстве правовую систему, направленную установлению законного общественного порядка.
Для реализации указанных идей и справедливых принципов в Казахстане необходимо, прежде всего, внесение изменений и дополнений в Конституцию и соответствующие законы. Известно, что в свое время, основные положения действующей Конституции были написаны группой молодых ученых в угоду требованиям тогдашнего президента Н. Назарбаева. Не секрет, что она подверглась широкой общественной критике в связи с тем, что способствовала неограниченному контролю власти одним лицом, т.е. привела к автократическому правлению, создавшую существенную проблему для экономического и политического развития страны, породившему, кроме всего, повсеместную коррупцию, содействовавшему расцвету трайбализма и т.д. Такое правление с неизбежностью вело к вожделенной и доминантной цели, чтобы удержаться у власти как можно дольше, даже ценой пренебрежения благосостоянием общества и попрания демократических принципов. Какие существуют правовые механизмы в целях недопущения подобных вариантов общественных процессов?
Так, статья 3 Конституций Республики Казахстан гласит: «1.Единственным источником государственной власти является народ. 2.Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.». Толкование этой нормы свидетельствует о том, что народ, будучи «источником власти» и «делегируя осуществление своей власти государственным органам» на самом деле остается в стороне от непрерывного управления государством и постоянного контроля действий власти. В норме не указано, что всей полнотой власти в стране обладает народ, выходит, он как бы источник власти и затем отходит на второй план. Основной правовой механизм управления народом государством не указан. Такую норму Конституции нельзя признать справедливой.
Соответственно, пункты 1, 2 статьи 1 Конституции РК необходимо изложить в следующей редакции: «1. Вся неотъемлемая и реальная власть в Казахстане принадлежит народу. 2. Народ Казахстана непосредственно обладает всей полнотой власти в государстве и на постоянной основе непрерывно управляет всеми органами власти. В конституционных законах и иных нормативных актах должны быть прописаны правовые механизмы управления и контроля народом всех государственных структур в Республике.».
Пункт 3 статьи 6 Конституции РК гласит: « 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.». В смысловых содержаниях первого и второго предложения пункта допущена, неприметная на первый взгляд, «нестыковка» в понятиях «кому все-таки принадлежит земля на самом деле»? В противоречие смысла первого предложения пункта, по содержанию второго предложения выходит, что «право собственности осуществляет государство». Вообще, что есть государство? Есть ясное определение? Почему оно не дает одно понятие «народ-государство»? Получается государство само по себе или неотделимый от народа «экономико-политическая система управления обособленной территорией»? В данной редакции возможны различные манипуляции и злоупотребления с всенародными земельными ресурсами и природными богатствами. Вот пункт 1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан, где записано: «1. Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.». Второй пункт данной статьи гласит: «Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества.» Что оно означает? А то, что «государство» (неизвестно для народа конкретно кто) может совершать любые операции с «землей и ее недрами и т.д.» без согласования с народом. Такая норма развязывает руки любому государственному служащему для самостоятельного решения судьбы с землей, ее недрами и другими природными богатствами. Разве это справедливо? Разумеется, нет. Соответственно, из текста пункта 3 статьи 6 Конституции РК следует исключить предложение: «От имени народа право собственности осуществляет государство». В правоприменительной деятельности государства справедливость является важнейшим звеном, к ряду которых относятся законность, обоснованность, истинность. Это также напрямую относится к судебной системе и судебным решениям. Думается, что пришло время пересмотреть многие судебные дела и отменить несправедливо внесенные решения. Для реализации идеи справедливости, кроме высокого профессионализма судьи, важным условием является его неподкупность, высокий моральный облик. К слову, известный римский оратор и философ Цицерон высказал следующие примечательные слова: «Справедливость есть высшая из всех добродетелей».
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист
5 комментария