ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Сегодня Интернет становится ориентиром в уровне развития любого государства. Современный этап развития государств совершенно справедливо оценивается через призму развития Интернет-технологий и степени их урегулирования. Поэтому и для Узбекистана развитие сети Интернет и деятельности в этой сфере является важным шагом на пути благосостояния и устойчивого развития. Не зря в Стратегии Нового Узбекистана поставлена задача пересмотра требований к современным технологиям и цифровой деятельности в рамках повышения конкурентоспособности правовой системы и мобилизации новых драйверов экономики. Сейчас всем известно, что цифровые технологии – это основной катализатор глобализации. Не зря ООН назвала цифровые технологии как «эффективное средство достижения всех 17 целей в области устойчивого развития». Глобальное развитие с использованием цифровых технологий поэтому и называют цифровым будущим.

По состоянию на январь 2022 года в мире насчитывается около 4.95 млрд пользователей всемирной сети Интернет, что составляет примерно 62.5% населения мира[1]. По данным пресс-службы Мининфокома Узбекистана, число интернет-пользователей в Узбекистане по итогам 2021 года превысило 27,2 млн. По сравнению с 2020 годом подключённых к интернету стало на 23% больше (тогда интернет-пользователей было чуть больше 22 млн)[2].

Республика Узбекистан уверенно движется в сторону формирования информационного общества. Об этом говорят целый ряд показателей, таких как доля цифровой экономики в ВВП, размеры инвестиций в отрасль ИКТ, скорость интернета, его покрытие территории страны и доступность для использования населением, уровень развития электронной коммерции, доля госуслуг в системе электронного правительства, обеспеченность организаций специалистами в области ИКТ и др. Кроме этого, об этом говорят показатели в международных рейтингах, оценивающих степень развития в стране информационных технологий. По многим из указанных показателей в Узбекистане в период с 2016 года достигнут значительный прогресс отмечают целый ряд экспертов. Так, валовая добавленная стоимость, созданная в сфере услуг в области «информации и связи» выросла с 2016 года в 2 раза с 4,4 до 8,8 трлн. сумов, а объем оказанных услуг по виду экономической деятельности «информация и связь» вырос в 2 раза с 6,3 до 12,9 трлн. сумов.

В настоящее время Узбекистан активно развивает и поощряет внедрение цифровых технологий как в государственном, так и в частном секторе. Руководством страны и Правительством ведется взвешенная политика по повсеместному внедрению ИКТ во все сферы общественной жизни.

Тому свидетельством служит включение национальной задачи по существенному расширению доступа к ИКТ и стремлению к обеспечению всеобщего и недорогого доступа к сети Интернет в Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2022 года №83.

В целом за последние годы были созданы правовые основы для совершенствования системы государственной поддержки науки и инноваций. Так, за 2018-2021 года в сфере регулирования Интернет деятельности были более 20 подзаконных актов в виде Указов и постановлений Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров.

Основные достижения в сфере национального законодательства о защите Интернет-деятельности

В Узбекистане систематизируется законодательная база, для обеспечения стабильности правового регулирования деятельности СМИ, а также обеспечения свободы слова и информации реанимируя правовые основы деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.

В ежегодном Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису было отмечено, что средства массовой информации, наряду с объективным освещением масштабных изменений, происходящих в нашей стране, привлекают внимание государственных ведомств и общественности к актуальным проблемам на местах и побуждают руководителей всех уровней решать эти проблемы. Сегодня они все больше становятся «четвертой властью».

Глава государства также сказал о том, что справедливая критика объективных журналистов и блогеров указывает на ошибки и недостатки действующих по старинке руководителей, вынуждая их менять стиль работы и повышать свою ответственность.

Кроме того, высказывания Главы государства «Гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Узбекистане!» формируют в стране правовую политику, направленную на поддержку свободы слова и развития СМИ.

В целях укрепления правовых основ обеспечения свободы слова и эффективной деятельности СМИ в стране принято более 20 нормативно-правовых актов, среди которых законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об информатизации» и др.

В целом за довольно короткий период проделана широкомасштабная работа по обеспечению свободы слова, доступа к информации и развитию СМИ.

Так, в рамках дальнейшей либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов 18 апреля 2018 года были внесены изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста».

В частности, веб-сайты были определены как СМИ, созданы механизмы поддержки СМИ со стороны государства (предоставление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам, преференций, государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также социальная поддержка работников редакций).

В мае месяце 2018 года Указом Президента Республики Узбекистан создан первый в стране Университет журналистики и массовых коммуникаций, который в том же году открыл двери для студентов.

25 декабря 2020 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и кодекс Республики Узбекистан Об административной ответственности», в соответствии с которым из санкций статей 139 (Клевета) и 140 (Оскорбление) Уголовного Кодекса были исключены наказания в виде лишения свободы.

Благодаря проводимой политике наблюдается динамичное расширение информационного пространства Узбекистана. В частности, за последние 5 лет количество зарегистрированных СМИ увеличилось на 352 единиц и составило 1 866 единиц, из которых 630 являются Интернет-СМИ. Вместе с тем, имеются более 1.3 тыс. пользователей, которые идентифицируют себя в качестве блогера и активно занимаются медийной деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что национальные СМИ начали активно выполнять функции общественного контроля, они стали уделять внимание на освещение проводимых реформ, содействуя выявлению и решению волнующих население вопросов, что благоприятно сказывается на деятельности государственных органов, органов исполнительной власти на местах при принятии оперативных мер по устранению существенных недостатков в своей работе.

Помимо этого, стоит особо подчеркнуть, что на сегодняшний день соответствующими экспертными группами ведется активная работа по подготовке изменений Конституции Узбекистана, направленных, в том числе на повышение уровня обеспечения конституционных прав и свобод граждан в сфере информации.

Так, предлагается изложение статьи 29 Конституции в следующей редакции:

Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять информацию.

Каждый имеет право на свободный доступ к всемирной сети Интернет и свободное пользование ею.

Анализ законодательства в сфере развития онлайн-деятельности в Узбекистане в качестве нового направления.

В 2020 году принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства», которое заложило фундамент для цифровых реформ. Данное постановление стало отправной точкой для реализации масштабных цифровых реформ в республике, определив основной вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу. Согласно документу в 2022 году запланировано доведение доли электронных государственных услуг до 60 процентов.

В Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по ее эффективной реализации», принятый 5 октября 2020 года, включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов. Предусматривается внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в рамках социально-экономического развития регионов, а также свыше 280 — по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

Одно из приоритетных направлений — развитие системы «Электронное правительство». Осуществляются коренные реформы, направленные на создание эффективного механизма по интерактивному взаимодействию между госорганами и населением, повышение открытости и прозрачности деятельности госслужб.

В числе наиболее значимых проектов в рамках E-правительства можно отметить Единую систему идентификации граждан OneID (https://id.gov.uz/). С ее помощью граждане могут получить к различным электронным ресурсам правительства с сохранением конфиденциальности их данных. В новой версии системы упрощена система регистрации пользователей, проведена интеграция с системой выдачи ID-карт с автоматическим созданием учетной записи владельцев.

На сегодня в данной системе интегрированы более 60 информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций. В их числе — Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, Национальная база вакансий Министерства занятости и трудовых отношений, Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда E-Kommunal, Единый сайт центров «Одно окно», Портал коллективных обращений Mening Fikrim и другие. Количество пользователей данной системы превысило 820 тысяч человек.

С целью ведения учета информационных систем государственных органов, внедренных и внедряемых в систему E-правительства, а также перевода в электронный формат процессов рассмотрения проектно-технической документации была разработан и запущен Единый реестр информационных систем и информационных ресурсов системы «Электронное правительство» (www.reestr.uz).

Также разработана новая версия Регистра справочников и классификаторов E-правительства. Основные цели — формирование, хранение, обновление и пополнение современных справочников и классификаторов информационных систем государственных органов на основании единых требований в рамках межведомственного электронного сотрудничества. К настоящему времени в Регистре со стороны 13 организаций внесен 41 классификатор.

Совместно с Государственным комитетом по статистике разрабатывается новая версия Портала открытых данных. В обновленной версии портала будут интегрированы информационные системы государственных органов, и будет создана система мониторинга по своевременному обновлению данных. К настоящему времени на портале со стороны 149 государственных ведомств размещено более 11 тысяч баз данных, количество их применений превысило 7,5 миллиона.

Проводимые реформы в области электронного правительства заслужили высокую оценку со стороны международного сообщества. В Рейтинге открытых данных (Open Data Inventory - ODIN) наша страна, набрав 63 балла, поднялась на 125 позиций вверх и заняла 44-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. А в исследовании ООН по уровню развития E-правительства-2020 согласно рейтингу Глобального индекса открытых данных Узбекистан удостоился наивысшего показателя (Very High OGDI) и занял 41-е место среди 193 стран мира.

С целью дальнейшего совершенствования системы электронного правительства принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении». Он направлен на дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг путем широкого внедрения наиболее актуальных и востребованных видов сервиса, устранения излишних бюрократических процедур.

Важная роль в процессах цифровизации отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг. ЕПИГУ стал отправной точкой в цифровом развитии Узбекистана: госуслуги оказываются дистанционно и в режиме реального времени.  Сегодня в системе ЕПИГУ оказывается более 250 видов.

За все время существования ЕПИГУ прошел путь от правительственного портала до полноценной многофункциональной интернет-среды, где пользователям оказывается целый комплекс виртуальных госуслуг, в том числе информационные и платежные.

Под интернет-средой подразумевается, что потребители получают услуги посредством различных гаджетов — с помощью компьютера или мобильного приложения на смартфоне. Всеобщая «мобилизация» — генеральный тренд нашего времени, неразрывно связанный с процессами цифровизации. Важная роль здесь отводится мобильным приложениям.

С целью создания еще больших удобств для населения в соответствии с вышеупомянутым Указом с 1 июня 2021 года упразднен порядок истребования от населения и субъектов предпринимательства ряда сведений и документов, которые теперь государственные органы, хозяйственные организации, органы исполнительной власти на местах, государственные организации и учреждения должны запрашивать в самостоятельном порядке.

Введен порядок оформления ряда документов по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан, в том числе регистрации актов гражданского состояния, медицинского обследования лиц, вступающих в брак, и оформления биометрического паспорта для выезда за границу.

Анализ системы управления в сфере информации и коммуникаций говорит о достижении определенных результатов в данной сфере.

Так, Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № УП–5653 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций», образовано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (АИМК) на базе Узбекского агентства по печати и информации.

С момента начала деятельности АИМК эффективно обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и информации, способствует усилению роли СМИ в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны, проводит активную политику по созданию для них равных условий на медиа рынке, а также защищает права журналистов.

В 2019 году принято решение Президента о развитии деятельности пресс-служб государственных органов, обеспечивающее их открытость перед народом, тесное взаимодействие со СМИ, журналистами и блогерами, оперативное информирование СМИ и общества по актуальным вопросам, а также повышение статуса пресс-секретарей до уровня заместителя главы ведомства.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Узбекистане осуществляют информационную деятельность более 600 пресс-секретарей. Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе государственных органов в этом направлении.

Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством активной деятельности пресс-служб государственных органов.

Сегодня на веб-сайтах государственных органов созданы новые возможности для работы с обращениями. В частности, на веб-сайте Министерства юстиции (www.minjust.uz) создан раздел «Виртуальная приемная министра юстиции». Каждый человек может обратиться к министру с заявлением, жалобой или предложением. Граждане, которые не пользуются интернетом, могут обратиться через «телефоны доверия». К органам юстиции можно обратиться, позвонив на номер «1008».

В Министерстве внутренних дел создана Служба по работе с виртуальными обращениями, которая имеет свои подразделения в структурных и территориальных органах внутренних дел, при этом налажено функционирование электронной системы приема обращений, организуются «выездные встречи», открытые диалоги с населением на местах, в махаллях, организациях и учебных заведениях. В частности, Управлением юридического обеспечения МВД осуществляется консультирование граждан в группе «Халқ билан мулоқот / Диалог с народом» в социальной сети «Facebook».

Официальный веб-сайт МВД (www.iiv.uz) регулярно информирует пользователей социальных сетей о проводимой в органах внутренних дел работе по предупреждению преступлений, борьбе с преступностью и др.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в Узбекистане создана беспрецедентная комплексная система приема и рассмотрения обращений физических и юридических лиц, находящихся под контролем Президента и Правительства Республики Узбекистан и способствующая своевременному разрешению нужд, потребностей и проблем, прежде всего, социально уязвимых категорий населения.

Кроме того, 14 сентября 2019 года при Парламенте страны образован Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций в целях повышения значимости общественных организаций в формировании общественного мнения по актуальным вопросам информационной сферы. В его состав включены представители СМИ, общественных организаций, науки и культуры, а также депутаты, независимые эксперты и специалисты других институтов гражданского общества.

Институт исследования правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×