Эксперт: отечественные вузы не готовят комплаенс-специалистов
Более 350 участников приняли участие в Compliance & Security Forum, который прошел в Астане для юристов, комплаенс-офицеров, специалистов экономической и информационной безопасности. Участники обсудили вопросы автоматизации деятельности комплаенс-служб, формирования кадров, юридические и репутационные риски санкционного комплаенса. Зарубежные эксперты рассказали о снижении рисков попадания казахстанских компаний под вторичные санкции при работе с российскими партнерами и контрагентами.
В рамках Форума были презентованы итоги исследования «Проблемы и тенденции развития комплаенс в странах Центральной Азии и Кавказа». Всего в исследовании приняли участие 722 респондента (в 7 раз больше, чем по итогам 2020 года), из которых более 70% представляют компании Республики Казахстан.
Как отмечают спикеры на сегодня в Казахстане актуальность и значимость антикоррупционного комплаенса определена на законодательном уровне. Среди компаний растет осознание того, что борьба с коррупцией является целесообразной с коммерческой точки зрения, поскольку она несет ущерб репутации и финансовые потери для бизнеса.
По данным Агентства по противодействию коррупции, более 6 тыс. субъектов квазигосударственного и частного сектора РК внедрили комплаенс-службы. Хотя отечественные вузы сегодня, к сожалению, не готовят специалистов по такой профессии отметили участники. Эксперт Центра исследования правовой политики Денис Примаков привёл пример, когда в одной компани, где сотрудников более 4 тыс, работает всего один комплаенс офицер.
«На примере диагностики компаний из каазигоссектора (проект ведётся совместно Центром исследования правовой политики и Казбар) и из проведённых интервью с комплаенс офицерами, мы видем, что сейчас у служб не хватает человеческих ресурсов на эффективный комплаенс программу. » - рассказал эксперт. Когда в комплаенс службу набирают людей без опыта, это тоже отражается на эффективности работы. Предлагаю ранжировать количество сотрудников антикор службы в компаниях в зависимости от количества сотрудников. Например, до 1 000 сотрудников - один сотрудник, если больше 1 000, то должно быть больше сотрудников и ресурсов» - отметил он.
Также сделала вывод Ольга Сафонова, Председатель комитета по комплаенс Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association», независимый консультант по вопросам комплаенса в частном секторе. По ее словам, комплаенс офицер это отдельная профессия и при должном развитии комплаенс в РК у них будут свои подразделения и своя профессиональная среда. Ключевая роль функций второй линии защиты - фокусировка на таких объектах как: соответствие требованиям законов и регуляторов, приемлемое этическое поведение, внутренний контроль, информационная и технологическая безопасность, устойчивость и обеспечение качества.
«Юристы и комплаенс в первую очередь ответственны за соответствие требованиям законов и регуляторов, а также за приемлемое этическое поведение. Реализация всех функций второй линии защиты реализуется через оказание консультаций и экспертной поддержки, мониторинга и эскалации выявленных рисков в первую очередь менеджменту и бизнесу для принятия операционных мер, направленных на минимизацию рисков. И эта общая основа действий позволяет наладить успешное сотрудничество лигал и комплаенс. Большую роль в том как сложатся, их отношения и не перерастает ли это в борьбу престолов играет идеология менеджмента и организационная структура» - рассказала Ольга Сафонова.
В пленарном обсуждении приняли участие Нурдаулет Самет, руководитель управления Службы превенции Агентства по противодействию коррупции РК и Гульнара Бижанова, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В рамках Форума спикеры подняли вопрос нужен ли «Закон о комплаенс» в Казахстане.
1 комментария