Саммит СВМДА в Астане
Контекст и первоначальные результаты:
13-14 октября в Астане проходят три важных саммита. 13 октября Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) проводит свой шестой саммит. 14 октября состоятся два саммита: саммит глав государств СНГ и саммит Россия-Центральная Азия, в котором также принимают участие главы государств России и стран Центральной Азии.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) проводит свой шестой саммит, который также приурочен к 30-летию инициативы. Это многонациональный форум для укрепления сотрудничества в целях укрепления мира, безопасности и стабильности в Азии, был впервые предложен Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. СВМДА продвигает межгосударственные отношения, основанные на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств-членов и экономического, социального и культурного сотрудничества в целях достижения более тесного сотрудничества путем разработки многосторонних подходов к укреплению мира, безопасности и стабильности в Азии. Все решения в рамках СВМДА принимаются консенсусом. СВМДА на самом деле состоит из 27 государств-членов, и президенты одиннадцати стран посещают саммит СВМДА в Астане в этом году. В общей сложности участвуют около 50 делегаций. Саммит СВМДА завершился принятием Астанинской декларацией о трансформации СВМДА (в полноценную организацию). Это продолжение инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева, выдвинутой на 77-й сессии ГА ООН в сентябре 2022 года. Президент К-Ж.Токаев подчеркнул успешную реализацию первоначальных целей СВМДА за последние 30 лет и предложил преобразовать его в международную организацию, которая могла бы внести существенный вклад в дело мира и стабильности в Азии. Эта инициатива была поддержана другими участниками и нашла отражение в итоговой декларации завершившегося сегодня Шестого Саммита СВМДА. Президент К-Ж.Токаев сказал, что эта Декларация представляет собой институционализацию повышения значения Азии в мировых делах.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также изложил несколько важных тезисов в своем выступлении на Шестом саммите СВМДА 13 октября. Он подчеркнул необходимость укрепления сотрудничества и общего подхода между азиатскими странами для обеспечения стабильности и устойчивости региона в условиях растущей геополитической напряженности и неопределенности. Он отметил, что эти трения негативно сказываются на общую ситуацию в регионе, а также сдерживают усилия наших стран по экономической интеграции. Следовательно, важно сотрудничать для решения текущих проблем. Он предложил реализовать две конкретные инициативы в рамках СВМДА. Первая инициатива касается ситуации в Афганистане, которая остается одной из самых острых проблем региональной безопасности и стабильности. Он подчеркнул необходимость уделить особое внимание ситуации в Афганистане, которая на фоне других острых международных проблем стала уходить на второй план. Президент Ш.Мирзиёев предложил сформировать коллективное обращение от имени азиатских стран в ООН о создании специальной Международной группы высокого уровня для переговоров с правительством Афганистана для выработки алгоритма поэтапной реализации взаимных обязательств между Афганистаном и международным сообществом. Вторая инициатива касается создания «Диалога между поколениями», который объединит людей разных поколений для улучшения взаимопонимания между ними и поможет выявить и решить проблемы молодых поколений. Это будет способствовать предотвращению распространения радикализма среди молодежи. Президент Ш.Мирзиёев также сформулировал несколько инициатив по повышению адаптации и устойчивости азиатских экономик в контексте глобальных кризисов. Этого можно добиться, предотвращая рост протекционизма, укрепляя взаимосвязанность и взаимозависимость азиатских экономик, а также продвигая экономику знаний, и поддерживая инновационные и цифровые преобразования.
Комментарии:
Эти первоначальные результаты саммита СВМДА выдвигают на первый план несколько аспектов, связанных с Центральной Азией и азиатской политикой.
Во-первых, страны Центральной Азии, особенно Казахстан и Узбекистан, активно пытаются сформулировать и продвигать свое видение, основанное на реальных проблемах и потребностях стран Центральной Азии. В то же время они предлагают долгосрочные инициативы, которые могут оказать положительное влияние и за пределами Центральной Азии. Возрождение уважения к принципам международного права (уважение суверенитета, мира, стабильности и безопасности азиатских стран), продолжение усилий по решению проблем, связанных с ситуацией в Афганистане, институционализация СВМДА, инициирование межпоколенческого диалога являются примерами этого двухуровневого подхода: продвижение видения и голоса стран Центральной Азии на макрорегиональном и глобальном уровнях, не забывая при этом о подлинных забот о безопасности и стабильности самого региона Центральной Азии.
Во-вторых, анализы, представленные странами Центральной Азии, такими как Казахстан и Узбекистан, характеризуются реализмом, осмотрительностью, но также и надеждой на будущее. Выступления президентов Ш.Мирзиёева и К-Ж. Токаева содержат реальную оценку региональной и международной ситуации, в которой они откровенно говорят о росте геополитической напряженности в мире и негативном влиянии этой напряженности на безопасность и экономическое положение азиатских стран. Эта сложная ситуация требует осторожного, но проактивного подхода, чтобы не допустить превращения этих напряженностей в дестабилизирующий фактор в Азии. Такие инициативы, как институционализация СВМДА, ускорение усилий по переходу к экономике знаний или запуск диалога между поколениями, обладают реальным потенциалом для повышения устойчивости азиатских стран перед лицом текущих вызовов и достижения ощутимых результатов в будущем. Но это требует существенного вклада и инвестиций со стороны всех стран-участниц в реализацию этих инициатив.
В-третьих, организация нескольких саммитов высокого уровня в Центральной Азии за последние два месяца (саммит ШОС в Самарканде в сентябре 2022 г., саммиты СВМДА, СНГ и Россия-Центральная Азия в Астане в октябре 2022 г.) важна по нескольким причинам. Во-первых, они демонстрируют потенциал центральноазиатской региональности. Мы можем рассматривать его как региональную рамку, сквозь которой страны Центральной Азии могут формулировать свое особое видение региональной и международной политики и продвигать это видение на международной политической арене. Во-вторых, эти площадки высокого уровня помогают подчеркнуть суверенитет стран Центральной Азии. Практика и видимость международного суверенитета стран Центральной Азии продвигаются, признаются и поддерживаются лидерами ведущих стран мировой политики в ходе этих саммитов. В-третьих, эти платформы позволяют формулировать и реализовывать конкретные инициативы и проекты для решения существующих проблем для стран Центральной Азии. В-четвертых, эти встречи на высшем уровне также являются поводом для подтверждения необходимости соблюдения основных принципов международного права и мирного сосуществования, значение которых в мире растет день ото дня. Наконец, что не менее важно, регулярное взаимодействие в рамках таких организаций, как ШОС и СВМДА, способствует укреплению связей между Центральной Азией и другими регионами Азии.
Икболжон Корабоев, Доцент Международной школы экономики Казахского гуманитарного юридического университета имени М.Нарикбаева, исследователь университета ООН в г.Брюгге (Бельгия)
1 комментария