Мобильные финансовые услуги могут усилить влияние микрофинансовых организаций, но все гораздо сложнее, чем мы думаем
В попытке расширить доступ к финансовым услугам микрофинансовые организации внедряют цифровые решения для обслуживания физических лиц, малых и средних предприятий. Мобильные финансовые услуги и финтех-решения особенно перспективны там, где доступ к финансовым услугам меньше, чем уровень проникновения мобильных телефонов. Такие решения являются многообещающими.
Микрофинансовые организации преследуют две цели: Во-первых, увеличить финансовую доступность, а во-вторых, добиться финансовой выгоды или, по крайней мере, финансовой устойчивости. Сбалансировать эти цели непросто, так как руководство должно выбирать между приоритетом социального воздействия и финансовых результатов и должно учитывать изменения, которые приходят со временем, инвестициями, колебаниями окружающей среды, инновациями и т.п. Таким образом, как это часто бывает при преследовании двойных, часто противоречащих друг другу целей, оптимизировать обе задачи сложно.
Тем не менее, вознаграждение того стоит, а инновации делают эту цель все более достижимой с каждым днем. Действительно, мобильные деньги, финтех-услуги и онлайн-банкинг могут преобразовать индустрию микрофинансирования, учитывая их возможности для повышения как финансовых показателей, так и социального воздействия. О том, как мобильные финансовые услуги могут усилить влияние микрофинансовых организаций, рассказывает региональный управляющий SunFinance Group Виталий Нижегородцев.
Выгоды и затраты, связанные с внедрением мобильных финансовых услуг
По словам Виталия Нижегородцева, мобильные финансовые сервисы приносят пользу организациям, внедряющим такие инструменты. На самом деле, микрофинансовые организации видят наиболее заметные преимущества в своих возможностях:
- обслуживать больше клиентов;
- более успешно удовлетворять потребности клиентов;
- повысить свою финансовую устойчивость.
Хотя преимущества мобильных финансовых услуг многочисленны, микрофинансовые организации, рассматривающие возможность инвестирования в различные финтех-решения, должны учитывать потенциально высокие затраты. Самые большие расходы включают:
- инвестиции в серверную часть мобильных технологий;
- обучение цифровой грамотности текущего персонала;
- обучение клиентов цифровой грамотности
Использование мобильных финансовых услуг микрофинансовыми организациями
Типы мобильных финансовых услуг и финтех-решений, внедряемых микрофинансовыми организациями, также различаются:
Некоторые микрофинансовые организации предлагают мобильные денежные переводы между счетами, другие предлагают возможности сбережений и депозитов, а третьи предлагают своим клиентам мобильное кредитное приложение.
Центральную роль в успешных микрофинансовых проектах с использованием мобильных финансовых услуг и технологий играет – партнерство.
Большинство организаций, инвестирующих в мобильные финансовые услуги, сотрудничают с другими заинтересованными сторонами, учреждениями или стартапами. Микрофинансовые организации сотрудничают с операторами мобильной связи, с финансовыми организациями и со сторонними агентствами, преимущественно с финтех-компаниями.
Реальное влияние мобильных финансовых услуг на микрофинансовые организации
Инвестиции в мобильные финансовые услуги снижают интенсивность социального охвата микрофинансовых организаций. Также снижение интенсивности социального охвата различается между микрофинансовыми организациями в зависимости от их юридического статуса как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
«В частности, некоммерческие организации снижают интенсивность своей социальной работы после внедрения мобильных финансовых услуг. Кроме того, некоммерческие организации имеют более низкие финансовые показатели (т. е. прибыль), связанные с инвестициями в мобильные технологии» - говорит Нижегородцев.
«Мобильные технологии действительно имеют технические возможности помочь микрофинансовым организациям увеличить финансовую доступность. Тем не менее, некоторые организации сталкиваются со многими сложностями при внедрении мобильных технологий или финтех-решений» - отмечает Виталий.
Такие сложности и трудности включают в себя необходимость значительных капиталовложений, отсутствие доверия со стороны клиентов с к использованию мобильных технологий для получения финансовых средств, необходимость для микрофинансовых организаций инвестировать в программы финансовой и цифровой грамотности, а также неполное покрытие Wi-Fi в удаленных районах.
«Необходимо обучать население цифровым финансам. Содействовать или финансировать финтех-решения, которые легко и финансово доступны для финтех организаций. Укреплять и внедрять механизмы и законы по предотвращению мошенничества» - считает региональный управляющий SunFinance Group Виталиий Нижегородцев.
33 комментария