Международное общественное слушание на тему «Отражение прав женщин в конституциях мира»
В соответствии с планом работы Конституционной комиссии по внесению изменений и дополнений в Конституцию Узбекистана и реализации организационных мер 20 июля 2022 года Национальным центром по правам человека Республики Узбекистан, Центром устойчивого развития, Институтом государства и права Академии наук РУз, при поддержке представительства ООН и координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане организован международное общественное слушание на тему «Отражение прав женщин в конституциях мира».
В данном мероприятии приняли участие представители Олий Мажлиса РУз, институтов гражданского общества, академическое сообщество, а также национальные и международные эксперты.
Целями общественных слушаний являются обмен мнениями об эффективной защите достоинства, прав, свобод и законных интересов женщин и девушек Узбекистана и зарубежных стран, обмен опытом в развитии конституционно-правовой базы данной сферы, и на этой основе разработать соответствующие предложения к проекту конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».
Участники признали, что вопрос гендерного равенства в последние годы вышел на уровень государственной политики в Узбекистане. Этому поспособствовало, прежде всего, более 40 нормативных правовых актов по вопросам всестороннего обеспечения прав и интересов женщин и девушек в нашей стране, в частности, были приняты важные новые законы, такие как "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин", "О защите женщин от домогательств и насилия" и "Об охране репродуктивного здоровья граждан". Узбекистан присоединился ко всем основным международным соглашениям, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от всех форм дискриминации и притеснений.
В трудовой кодекс и другие соответствующие нормативные правовые акты внесены изменения и дополнения, направленные на сокращение запрещенных для женщин сфер профессиональной деятельности, устранение гендерно-асимметричных норм в законодательстве. Важно отметить, что в разработке этих законов принимали участие специалисты таких структур, как представительство ООН в Узбекистане, Фонд ООН в области народонаселения, Детский фонд, Управление Верховного комиссара по правам человека, Международная организация по миграции и Международная организация труда.
Кроме того, принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, Стратегии достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года, Национальных целей и задач в области устойчивого развития радикально укрепило правовую базу в этой области и служит для налаживания соответствующих системных мероприятий.
Была усовершенствована институциональная основа для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов женщин. В частности, начали свою деятельность Комиссия по вопросам гендерного равенства Республики Узбекистан, отдельный Комитет при Сенате Олий Мажлиса РУз, Государственный комитет по делам семьи и женщин.
Реализуются программы и системные меры в рамках широкомасштабных реформ, направленные на создание равных прав и возможностей для женщин и мужчин, дальнейшее укрепление основ семьи.
Особое внимание также уделяется установлению эффективного общественного контроля за своевременным устранением проблем женщин и девушек ответственными организациями.
На общественных слушаниях было признано, что на сегодняшний день доля женщин в системе управления Узбекистана достигла 27%, в 81 министерстве и ведомстве сформировано более 15 тысяч кадровых резервов.
В среднем 45,3 процента руководителей организаций и предприятий составляют женщины. Женщины составляют 82 процента тех, кто работает в сфере здравоохранения и социальной сферы, 72 процента в области науки, образования, культуры, искусства, 45 процентов в сельском хозяйстве, 29 процентов субъектов предпринимательства.
Исходя из принципа, что "никто не остается без милосердия и внимания", только в 2021 году около 900 тысяч женщин получили социально-экономическую, медицинскую, юридическую и психологическую помощь. Льготные кредиты были выделены 18 тысячам женщин на приобретение жилья. Для детей женщин, потерявших кормильца, была введена процедура покрытия расходов на детские сады из бюджета. В целях поддержки женского предпринимательства было выделено более 2 трлн сумов кредитов и субсидий.
В результате более 320 тысяч женщин получили постоянную работу и доход, количество малых предприятий и микрофирм под управлением женщин-менеджеров увеличилось на 36,4 тысячи. Их чистый доход увеличился на 7 трлн сумов по сравнению с 2020 годом и составил 22,6 трлн сумов.
Было отмечено, что Узбекистан наладил эффективное международное сотрудничество в этой области. В частности, в рамках Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Венской декларации, Пекинской декларации и платформы действий ( шестой в нынешнем году) представлены доклады о выполнении международных обязательств перед соответствующими организациями Конвенции ООН.
Результаты проводимых в нашей стране реформ и достигнутые результаты признаны международными организациями, в том числе ООН, Парламентским союзом и Всемирным банком. В индексе женщин, бизнеса и права Узбекистан вошел в число 27 государств, которые провели значительные реформы в области прав женщин и гендерного равенства в 2020 году. В то время как 32 процента депутатов законодательного собрания Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 25 процентов членов Сената составляли женщины, среди 190 национальных парламентов мира по количеству женщин в парламенте поднялся на 37-е место. Женщины в политике заняли 45-е место в мировом рейтинге.
Участники общественных слушаний, признавая достижения, достигнутые в Узбекистане, подчеркнули, что дальнейшее укрепление конституционно-правовой основы данной сферы сейчас является требованием нашего времени. В частности, было указано, что по-прежнему существуют проблемы в обеспечении равенства женщин и мужчин при осуществлении всех экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав, ликвидации всех форм дискриминации между полами со стороны организации или предприятия, защиты женщин от любого насилия и поддержания баланс между их семейными и трудовыми обязанностями. Это нас обязывает к закреплению конституционных основ прав женщин.
Участники также обратили внимание на то, что в 1990-2015 годах доля женщин, участвовавших в конституционных реформах, проводимых в странах мира, составляла 19%, в 2018 году этот показатель достиг 26%. В этом смысле в осуществлении конституционной реформы необходимо обратить внимание на два следующих фактора:
первый фактор - это усиление защиты прав, свобод и законных интересов женщин в результате реформ;
второй фактор участие женщин и девушек, их общественных объединений в конституционной реформе.
В частности, в статье 18 действующей Конституции Узбекистана были выделены следующие новшества в проекте конституционного закона: "Все граждане имеют одинаковые права и свободы, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, личности и социального статуса", в то время как статья 46 устанавливает "равные права женщин и мужчин".
Участники общественных слушаний изъявили Конституционной комиссии следующие предложения и рекомендации на основе сравнительного изучения законодательства национального и зарубежного конституционного развития по обеспечению прав женщин и девушек, расширению их прав и возможностей в соответствии с международными стандартами в этой области:
Первое: рассмотреть вопрос об отражении в проекте конституционного закона норм и принципов, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов женщин, а также обеспечение гендерного равенства, в частности о включении в статью 46 Конституции таких положений, как равное вознаграждение за труд женщин и мужчин, обеспечения равенства прав мужчин и женщин в семье и семейный отношениях.
Второе: Отражение в 25-статье Конституции Узбекистана нормы, направленные на государственную защиту женщин от любого насилия и обеспечение баланса между семейными и трудовыми обязанностями женщин и девушек, предотвращение дискриминации женщин.
Третье: установить в качестве конституционной нормы, что государство обеспечивает равенство женщин и мужчин в осуществлении всех экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав и с этой целью принимает соответствующие меры для ликвидации всех форм дискриминации между полами со стороны любого лица, организации или предприятия.
Четвертое: равные возможности для женщин и мужчин в образовании, профессиональной подготовке, труде и продвижении по службе (на работе), экономико-политической, социально-культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Участники международных общественных слушаний отметили, что политические, социальные, экономические и правовые условия, созданные в Узбекистане, позволяют эффективно защищать основные права женщин и девочек. Было признано, что укрепление конституционно-правовых основ женщин и семейных вопросов является одним из решающих факторов в выполнении таких задач, как строительство Нового Узбекистана и укрепление основ Третьего Ренессанса, повышение уровня жизни и благосостояния народа, повышение человеческий капитал общества.
Информационная служба Конституционной комиссии