Статистика СМИ
На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 5189 СМИ, из которых 3676 составляют периодические печатные издания, 191– телеканалы, 84 – радио, 959–информационные агентства и сетевые издания. (539-ИА, 420 СИ), иностранные телеканалы - 279.
Наиболее многочисленной группой остаются печатные – 3676 от общего количества зарегистрированных СМИ, из них газет – 2180 и журналов – 1496.
Чаще всего в СМИ используются казахский и русский языки – 1852 СМИ, только русский язык – 853, только казахский язык – 693, на трех языках и более (в.т.ч. на других языках) – 1512.
Количество средств массовой информации ежегодно увеличивается. Вместе с количеством СМИ и расширяется территория распространения СМИ, разнообразие языков издания, которые распространяются не только в местах компактного проживания той или иной национальности, но и на всю республику.
При этом, согласно Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» приостановление либо прекращение выпуска или распространения продукции средства массовой информации, возможно по решению собственника или суда.
Востребованность казахстанских и телеканалов в 2021 году
- В 2021 году из 166 телеканалов, в ТОП-10 вошли 6 казахстанских телеканалов («КТК», «Qazaqstan», «НТК», «Первый канал Евразия», «Хабар», «31 канал»), из них 3 – государственные телеканалы («Qazaqstan», «Хабар», «Первый канал Евразия»).
Доля отечественных телеканалов, входящих в ТОП -30, в 2021 году увеличилась на 2,9%.
Таким образом, государственная поддержка отечественных телеканалов способствует повышению конкурентноспособности отечественного телевидения.
Сериальная продукция
За последние 5 лет при поддержке государства снято около 250 сериалов, состоящих из более чем 3500 серий.
Более 50 из них были проданы в Сингапур, Россию, Турцию, Узбекистан, Кыргызстан и др. странам.
Собственные корреспондентские пункты в за рубежом
АО «Агентство «Хабар» и АО «РТРК «Казахстан» имеет свыше 20 корреспондентских пунктов и фрилансеров в зарубежом, более чем в 10 странах: Китай, США, Россия, Бельгия, Великобритания, Турция и др.
Собственные корреспондентские пункты позволяют оперативно информировать казахстанскую аудиторию об актуальных событиях за рубежом.
Достижения телеканалов в зарубежных конкурсах
АО «Агентство «Хабар»
1) «Хабар» был награжден «Короной международного качества» в категории «платина».
2) В 2003 году агентство было удостоено награды «Золотая арка Европы» за «Качество и Технологии».
3) Творческие работы журналистов Агентства номинировались на престижную телевизионную премию EMMY, «Золотой глагол» в России.
4) Есть и победы в конкурсах Евразийской Академии телевидения и радио (Россия). В 2017 году Приз за лучшую социально-философскую работу – «В поисках веры», получила Асия Байгожина.
5) Медаль «Петра Великого» за весомый вклад в развитии информационно-культурного пространства Евразии.
6) Высших международных профессиональных наград были удостоены сотрудники спортивной редакции.
7) Одна из молодежных программ «Город будущего» на международном фестивале в Японии вошла в десятку лучших программ мира.
8) На международном фестивале в Севастополе лауреатом стала историческая лента, снятая по инициативе Агентства «Хабар» - «Бауыржан Момышулы
9) В 2019 снятый по заказу Агентства «Хабар» сериал «Шестой пост» получил премию «ТЭФИ - Содружество».
10) В феврале 2020 года документальные фильмы «Цена покоя. Запад» и «Цена покоя. Север», а также фильм «Парящий под солнцем» стали финалистами IX телевизионной Национальной премии «Страна» в номинации «Большая страна».
11) В 2022 году исторический сериал о Семипалатинском ядерном полигоне стал победителем в номинации «Лучший телевизионный мини-сериал» Московского Российского Международного кинофестиваля
Внедрение ЦЭТВ
Переход на ЦЭТВ обеспечит население на уровне городов республиканского значения и областных центров до 30 телеканалов, стандартной четкости, на уровне ниже областного центра до 15 телеканалов. Это позволит обеспечить устраниь информационное неравенство между селом и городом и обеспечить жителей всей республики телевидением высокого качества.
В настоящее время цифровым эфирным телерадиовещанием охвачено уже 92,35% населения страны, осуществлен переход на ЦЭТВ Мангистауской, Жамбылской, Туркестанской, Алматинской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.
В текущем году планируется переход на ЦЭТВ Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областей.
Национальная Премия «Тұмар»
Впервые национальная премия «Тұмар» была учреждена в 2017 году по инициативе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Главная цель Премии – стимулирование развития казахстанской телевизионной индустрии сквозь призму оценки профессиональным сообществом.
За прошедшие годы подали на участие 1 647 заявок, 268 работ вошли в список номинантов (включая заявки 2022 года). Обладателями эксклюзивной статуэтки стали 59 специалистов отечественной телевизионной журналистики.
Премия «Уркер»
Национальная премия в области печатной, радио, интернет-журналистики «Үркер» – ежегодная Премия за высокие достижения в области печатной, радио и интернет журналистики, которая была учреждена в 2017 году.
Цель конкурса – выявление талантливых журналистов и творческих коллективов, признание их вклада в развитие профессиональной журналистики, и привлечение к их творчеству широкого общественного внимания.
Проведение Премии «Уркер» на ежегодной основе стимулирует интерес в среде казахстанской журналистики и извне, побуждая к публикациям как наболее опытных журналистов, так и молодых авторов. В 2021 году было принято 340 заявок от творческих коллективов и журналистов на соискание Премии, наибольшее количество заявок по направлениям: «Лучшее интервью года», «Лучший познавательный материал года» и «Лучший аналитический материал года».
Присуждение Премии «Уркер» за лучшие достижения в области печатной, радио, интернет-журналистики способствует развитию мультимедийной журналистики в регионах, повышению престижа журналистики, утверждению профессиональных стандартов, увеличению гражданской активности общества.
Astana Media Week
Astana Media Week – это ежегодное событие для наиболее жизнеспособных идей, авангардных решений, прогрессивных мнений из мирового медиапространства. Место, где оспариваются и отстаиваются точки зрения людьми, которые стремятся сделать картину мира чуть яснее.
Проект Astana Media Week начался в 2017 году. На площадке Форума собираются представители мирового информационного пространства, а также лидеры производства медиаконтента из разных стран. Как и прежде в этом году организаторы постарались поднять темы на злобу дня.
Пользователи, подключившиеся к AMW-2021, смогут познакомиться с реалиями работы новостной редакции, станут свидетелями обсуждений по вопросам освещения острых социальных тем, работы в горячих точках, правовой и медиаграмотности, перспектив развития СМИ.
Интернет-ресурсы
На сегодняшний день доля пользователей сети Интернет в возрасте 6-74 лет составляет 78,2%, а число пользователей мобильного интернета выросло на 44%. Основная часть аудитории – возрастные группы от 14 до 45 лет.
Всего в Казахстане зарегистрировано 948 информационных агентств и сетевых изданий.
На сегодняшний день 95% новостных агентств являются частными, 5% государственными.
Проект «Stopfake»
Проект Stopfake.kz был создан в период пандемии Коронавируса, чтобы остановить инфодемию фейков – вирусное распространение в сети ложной информации. Авторы проекта «Stopfake» опровергают фейки, объясняют механизм их создания и анализируют возможные последствия.
Первая публикация на сайте была сделана 12 июля 2020 года.
Всего с момента создания сайта на Stopfake.kz опубликовано более 1700 текстов. Каждая публикация выходит на 2 языках – казахском и русском.
Основная часть публикаций представляет собой прямые опровержения фейковой информации, которую пользователи распространяются в соцсетях и пересылают друг другу в менеджерах «WhatsApp» и «Telegram». При опровержении всегда указываются ссылки на первоисточники и подтверждающие доказательства.
В период с 2021 года по І-полугодие 2022 года ключевыми достижениями отечественных СМИ стали:
- презентация словаря «СӨЗТҮЗЕР. Қате қолданыстар сөздігі»;
- принятие МИОР «Регламента защиты прав журналистов при нарушении их прав»;
- празднование 100-летнего юбилея национального общественно-политического журнала «Aqiqat»
- празднование 100-летнего юбилея радиостанции «Qazaq radiosy»;
- запуск телеканалов «TiJi» и «Nickelodeon» на казахском языке;
- получение телеканалами «Хабар» и «Хабар 24» «Золотых кнопок» от «Youtube»;
- вхождение в тренды и рекордное количество просмотров телесериала «Шымкент – менің махабатым» на YouTube-канале «Хабар»;
- победа телесериала «Полигон» телеканала «Хабар» на кинофестивале «Moscow Russia International Film Festival 2022»;
- достижение 141 млн просмотров на «YouTube» телесериала «Зын-Зын Кульпаш» телеканала «Седьмой канал»;
- улучшение позиций Казахстана в рейтинге свободы прессы на 33 позиции (с 155 на 122 место)
- меморандум о сотрудничестве между Агентством «Хабар» и телерадиовещательной компанией Исламской Республики Иран – «IRIB»;
- празднование 20-летия телеканала «Qazaq TV», который вещается в 120 странах на 5 языках;
- победа веб-сериала «Serjan Bratan» от «Salem social media» в номинациях «Best Drama» и «Best in Directing» на фестивале независимых теле- и веб-сериалов в США «Stareable Fest» в Лос-Анджелесе;
- достижение соглашения о трансляции передач телеканала «Balapan» в Турции и Азербайджане;
- включение казахстанского фильма «Нина» в шорт-лист международного кинофестиваля в г. Уэск в Испании;
- включение казахстанских веб-сериалов «Serjan bratan» и «Mystan» в конкурсную программу международного фестиваля «Seoul Webfest 2022» в г. Сеул.
12 комментария