ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
18 марта 2022 года на заседании экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте РК обсуждались вопросы реализации прав человека в сфере правоохранительной деятельности, предлагались разные подходы в решении возникших проблем. Мне хотелось бы высказать некоторые свои соображения в этой связи.
1.Надо тщательно изучить причины выхода граждан на мирную демонстрацию в первые числа января 2022 года, исследовать возможные нарушения экономических, социальных прав граждан, которые подтолкнули их к выходу на площадь Алматы. Это – очень важная проблема и ее надо обсуждать на уровне Парламента и других высших государственных органов. Президент в своем недавнем Послании совершенно справедливо говорил о необходимости усиления позиций Парламента, о передаче ей ряда важных государственных функций. Полагаю, Парламент теперь должен в этом важном вопросе показать себя не только в качестве высшего законодательного органа, но и высшего представительного органа, представляющего и защищающего экономические и социальные права казахстанских граждан, нуждающихся сегодня в поддержке парламентариев.
2.Правоохранительные органы доложили Президенту страны, что они сегодня заняты расследованием 2988 уголовных дел, завершили следственные действия по 188 уголовным делам, 166 из них – направлены в суд. Еще не поздно пригласить международные правозащитные организации. Их наличие позволит нашим полицейским более объективно расследовать и разграничивать дела задержанных демонстрантов и преступников; международная общественность должна видеть, что мы желаем принципиально честно и объективно разобраться в январских событиях. Это важно, поскольку наше нежелание сотрудничать с Европой в лице ЕС может привести к его нежеланию приобретать нашу нефть, доходы от которой существенно поддерживают наш страновой бюджет (40 процентов от всего экспорта Казахстана приходится на ЕС - https://ru.wikipedia.org/wiki; за последние годы примерно 50 процентов от «общего объема прямых зарубежных капиталовложений в нашу экономику» в более чем 150 млрд долларов пришлось на ЕС - https://www.inform.kz/ru/novaya-era-partnerstva-mezhdu-kazahstanom-i-evropeyskim-soyuzom_a3618678).
3.Самим, как мне кажется, расследовать дела участников январских событий объективно в соответствии с законом не совсем удалось: несмотря на то, что заявления о совершении над ними физических и психологических пыток подали более 300 человек, было заведено более 170 уголовных дел по обвинению полицейских в совершении пыточных действий (вдвое меньше). Потом и эта цифра существенно уменьшилась, говорят, до 9 дел (человек). Как свидетельствуют в прессе потерпевшие, «профессионализм» немалого числа наших полицейских по части изощренности совершаемых ими пыток не знает границ. Доказана ли их вина? Доведены ли они до предания суду? Смогли ли спецпрокуроры отстоять права лиц, казахстанских граждан, подвергшихся пыткам? Не ясно. А выяснять надо. И уголовные дела надо инициировать по каждому заявлению, поскольку помимо телесно-физических могли быть психологические пытки (не давать есть, не давать спать, содержать в холодных камерах без кроватей и матрасов, заставлять присутствовать при пытках других людей и так далее). Спецпрокуроры должны организовывать протоколируемые опознания и задержания в каждом райотделе полиции тех полицейских, кто осуществлял пытки: ни один пыточник не должен уйти от наказания.
Согласно функционирующему законодательству в стране, дела о пытках передают на предварительное досудебное расследование: здесь часто происходит нежелание брать заявления о пытках на учет, в ход идет запугивание заявителей о пытках, следователи не хотят предъявлять обвинение коллегам, отсутствует профессионализм следователей в расследовании дел о пытках, поэтому стараются как можно быстрее дело прекратить. Я считаю лишенным смысла то, что если система пытала человека и она же должна обвинять себя в том, что она его пытала: перекидывание дела из одного ведомства в другое сути дела не меняет. Поэтому я предлагаю отказаться от предварительного расследования по уголовным делам, в которых замешаны представители правоохранительных органов. Надо предоставить возможность заявителю-гражданину непосредственно обратиться к судье, где его дело будет рассматриваться публично с участием присяжных заседателей, как это принято в англо-американских судах. Тем более Глава государства в своем Послании обращал особое внимание на необходимость повышения роли присяжных заседателей в суде.
Прокуроры и адвокаты обязаны в день подачи жалобы оперативно обеспечить медицинское освидетельствование тела потерпевшего, должны овладеть тонким искусством допрашивать всех участников уголовного процесса, уметь уличать их во лжи, если они умышленно обманывают, иметь полномочия по представлению доказательств, устраивать перекрестный допрос любых участников процесса и делать очевидным вину, совершение пыток в глазах судьи, присяжных заседателей, скажем, того же полицейского.
4.По последним данным, суды осудили 66 человек к ограничению свободы, 1 человека – к общественным работам. Надо понимать, что это в основном те люди, кто вынес из магазина по несколько коробок шоколада и несколько пачек стирального порошка. Есть 5 человек, которые осуждены к разным срокам лишения свободы. Кто они? А есть ли осужденные за избиение, убийства полицейских, мирных демонстрантов? Были ли преданы суду террористы – внутренние и международные? Если да, то сколько, кто они по фамилиям, из каких стран, какие они преследовали цели, устраивая беспорядки? Если они свои действиями угрожали суверенитету, территориальной целостности государства, то в чем это конкретно выразилось? Если по этим делам происходит продление (больше 2-х месяцев), тогда о таких делах надо ставить в известность общественность. Было задержано несколько тысяч участников январских событий: не получилось ли так, что часть боевиков-террористов, пробудив инстинкты толпы, вовремя скрылась, другую часть из них, возможно, откупили, и еще какая-то часть сумела просочиться через наши полицейские кордоны, а под суд пошли мелкие мародеры?
5.Хотелось бы получить ответ на вопрос, кто выкрал 41 тело из моргов, кто навел на морги, найдены ли похитители, найдены ли хотя бы некоторые тела, проведены ли эксгумации, вскрытия, опознаны ли, имели ли они отношение к зарубежным террористам?
6.Хотелось бы также получить ответ на вопрос о соотношении количества убитых полицейских и участников январских событий, при каких обстоятельствах они погибли, каковой была роль каждого во время беспорядков, кто они?
- Хотелось бы, чтобы Комиссия по правам человека при Президенте РК поставила эти вопросы перед правоохранительными органами страны, перед органами прокуратуры.
8.Что нужно делать, чтобы права человека, оказавшегося в правоохранительном органе в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, не нарушались, чтобы их права были защищены в соответствии с законом?
а)Январские события показали недостаточный профессионализм полицейских: они не смогли провести следственные действия в строгом соответствии с законом, что часть из них в связи с пытками превратилась в попирателей законности, и была привлечена к уголовной ответственности. К сожалению, у части полицейских есть убеждение о том, что без пыток невозможно раскрывать преступления. Это значит, что в этой части в академиях МВД РК их готовят недостаточно хорошо. В этой связи я бы предложил, чтобы материально-техническая часть оставалась за МВД, а учебно-организационная, научная, воспитательная часть работы, особенно по теоретико-правовым, историко-правовым предметам, по курсам юридической психологии, этики оперативно-следственной работы и проверочные полномочия были переданы Министерству образования и науки. С последнего Министерства в последующие годы можно будет спросить за состояние воспитания будущих полицейских в духе человеческого отношения к людям на основе закона и морали.
б) Установленные в каждом помещении полиции видеокамеры должны обслуживаться техническим работником местной прокуратуры и их деятельность должна отслеживаться курирующим прокурором или спецпрокурором. Необходимо установить уголовную ответственность за уничтожение, отключение, повороты, развороты видеокамер неуполномоченными лицами, в том числе полицейскими от начальника до рядового. Нужно в каждом райотделе полиции иметь полиграф и профессионально подготовленного состоящего на штате прокуратуры полиграфолога, посредством которого можно без пыток и избиений получать необходимую информацию по делу от подозреваемого, обвиняемого. Так, с помощью полиграфа в свое время в США был изобличен и осужден маститый разведчик Р.И. Абель. Говоря другими словами, чем больше профессионализма, тем выше раскрываемость преступлений, причем без нужды в пытках.
в) При приеме в юридические вузы и академии, а также при приеме на работу в правоохранительные органы нужно проводить психологические тесты, чтобы в ряды этих органов не попадали люди с неуравновешенной психикой, скрытые психопаты, любители причинять людям физическую, психологическую боль. В составе комиссий по тестам должны быть профессиональные психиатры.
г)В целях повышения профессионализма в этих академиях и юридических факультетах университетов надо учить более скрупулезно, тщательно, мастерски расследовать те категории уголовных дел, которые наиболее сложны (раскрытие преступлений о пытках, преступлений о коррупции, об убийствах и других) в силу их латентности (скрытности). Преподаватели юридических вузов должны внимательно и критически изучить все дела по всей республике, связанные с пытками (как переданные в суд, так и прекращенные), обобщить опыт борьбы с этим видом преступлений, показать, как разоблачались самые хитроумные методы сокрытия пыточных преступлений. Книги с таким содержанием должны изучаться не только в юридических вузах, но и на курсах повышения квалификации правоохранительных органов. Они должны быть в открытом доступе, без грифа секретности: потенциальные любители пытать должны заранее знать, что на любой их прием есть контрприем и что они неизбежно будут разоблачены и привлечены.
- Более 60 граждан Казахстана преимущественно по вопросам пыток, а также по нарушениям других прав человека обратились в Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток, другие комитеты и только по двум решениям казахстанский суд вынес положительные решения. По другим решениям происходит игнорирование этих решений казахстанской стороной либо вынесение отрицательных судебных решений по ряду решений комитетов ООН. Подобное отношение нашего государства к решениям ООН в значительной мере поощряет наших отечественных пыточных дел мастеров. Они потирают руки и укрепляются во мнении о том, что пытки вполне допустимы и ничего страшного в этом нет. Поэтому я считаю, что Комиссия по правам человека при Президенте должна обратить внимание на неудовлетворительное положение дел с реализацией решений комитетов ООН по правам человека. Хотелось бы, чтобы Комиссия по правам человека поддержала предложение о создании межведомственной комиссии из числа руководителей правоохранительных органов, правозащитных учреждений во главе с Министерством юстиции, которая могла бы рассматривать эти решения комитетов ООН в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан.
М.А. Сарсембаев, доктор юридических наук, профессор (член экспертного совета Комиссии при Президенте РК, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева)