Эксперт МИЦА: Транспортные коридоры тюркоязычных стран объединят Восток и Запад
Главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Арес Баязитов в интервью ИА «Дунё» прокомментировал итоги участие Президента Узбекистана на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств:
- На прошедшем саммите Тюркского совета в городе Стамбуле Президент Узбекистана выступил с инициативой разработать «Программу взаимосвязанности стран-участниц Организации тюркских государств в транспортной сфере».
Предложено сконцентрироваться на развитии межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощении процедуры пересечения границ, оцифровке таможенных, санитарных и других видов процессов контроля, а также необходимости сосредоточения на поиске эффективных решений вопросов оптимизации транспортных и транзитных тарифов.
Действительно, в целях дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества стран-участниц Тюркского совета следует уделять особое внимание вопросам транспорта и транзита, ведь регионы, населённые тюркскими народами, на протяжении тысячелетий служили транспортным и торговым мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Дальнейшее развитие новых трансконтинентальных транспортных маршрутов, которые простираются от Китая до Европы и проходят через территорию наших стран, – это требование времени.
Сегодня в мире имеется более 40 стран, которые не имеют выхода к морю, в числе которых все государства Центральной Азии.
Многочисленные исследования показывают, что страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в 2 раза больше на оплату транспортных услуг. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров.
Узбекистан постоянно выступает как с инициативой развития в Центральной Азии разветвлённой и надёжно функционирующей сети международных транспортных коридоров с выходом на морские и океанские порты, так и поддерживает все разумные проекты на этом направлении, в числе которых проект регионального сотрудничества «Один пояс, один путь», инициируемый КНР.
Сегодня, активно продвигаются вопросы запуска и обеспечения эффективного функционирования нового мультимодального транспортного коридора Китай–Кыргызстан–Узбекистан с перспективой экспорта грузов на европейском направлении по менее загруженным маршрутам с возможностью использования железных дорог Азербайджана. Это расширит возможности мультимодальных транзитных грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (через порты Казахстана или Туркменистана).
Преимуществом пути является протяжённость, скорость доставки и мобильность. Данный коридор короче других действующих и проходит через районы с более благоприятным климатом.
Дополнительным плюсом также можно отметить, что по сравнению с традиционными морскими путями, по этому маршруту можно доставлять грузы из Китая в Европу в три раза быстрее (10-15 дней).
Кроме того, данная инициатива созвучна с турецким проектом «Hedef 2023» («Цель 2023»), который предполагает усовершенствование транспортной системы Турции.
Наряду с этим, применение единых цифровых технологий в транспортно-логистической системе государств-членов Тюркского совета способствует решению таких вопросов, как простаивание грузов на границах, наличие разных стандартов, ограниченное время работы контрольно-пропускных пунктов, несовершенство процедур пересечения границ.
В перспективе использование возможностей цифровых технологий: экосистемы цифровых транспортных коридоров, цифровое техническое регулирование и маркировка товаров, применение навигационных пломб, а также цифровизация железнодорожных перевозок, позволят значительно укрепить взаимосвязанность, способствуют дальнейшему развитию торгово-экономических отношений и росту экономик наших стран.