Проявление элементов прямой демократии в Узбекистане
Одним из основных принципов Конституции Республики Узбекистан является принцип народовластия. Так, в соответствии со статьёй 2 Конституции, государство выражает волю народа, служит его интересам. Статья 7 определяет народ единственным источником государственной власти. Кроме того, в соответствии с данной статьей, государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.
Основные формы проявления прямой демократии определены в ст. 32 Конституции, в соответствии с которой, граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.
В статье 21 Всеобщей декларации прав человека установлено, что воля народа должна быть основой власти правительства. Она находит свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Таким образом, прямая или непосредственная демократия в Узбекистане проявляется в периодических выборах, проводимых в стране, и позволяющая обеспечить прямое участие граждан в формировании системы публичной власти.
Конституционные основы проведения выборов определены в статье 117 главы 23 Конституции, посвященной вопросам избирательного права. В ней закреплены основные принципы реализации избирательных прав граждан: равенство, свобода волеизъявления, всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Указанные принципы провозглашены в таких общепризнанных международных актах, как Всеобщая декларация прав человека от 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года, Декларация ООН «Принципы международного наблюдения за выборами» от 2005 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ от 2002 года и др.
Таким образом, Конституция Республики Узбекистан определила сразу несколько основополагающих принципов проведения выборов, являющихся неотъемлемой частью современной демократии.
Первое. Конституция устанавливает принцип равного избирательного права, который предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, который равен голосу любого другого избирателя.
Второе. Избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников отдавать свой голос за того человека, которого они знают и которому они полностью доверяют.
Третье. В статье устанавливается всеобщее избирательное право, т.е. право, при котором все взрослые граждане, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий имеют право принимать участие в выборах.
Четвертое. Принцип тайного голосования, установленный в Конституции, означает запрет всякого контроля за голосованием, оказания давления на осуществление голосования или отказ от него. Национальным избирательным законодательством для обеспечения тайны голосования определено предоставление необходимых условий.
Нормы и принципы Конституции, отражающие необходимые элементы проведения прямых выборов, а также механизмы, средства реализации этих принципов закреплены в национальном избирательном законодательстве.
В настоящее время избирательные права граждан и порядок их реализации определены Избирательным кодексом Республики Узбекистан, принятым в 2019 году. Принятие кодекса закрепило механизмы практического осуществления активного избирательного права и свободы волеизъявления граждан в соответствии с международными стандартами, определенными в основополагающих международных актах по правам человека.
На принципах непосредственной демократии посредством выборов, построена и система местного самоуправления Узбекистана, основы которой заложены Конституцией. В статье 105 Основного закона органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов определены сходы граждан, избирающие председателя (аксакала). Правовой механизм организации и проведения выборов органов самоуправления граждан установлен в Законе Республики Узбекистан законы Республики Узбекистан, «О выборах председателя (аксакала) схода граждан».
Еще одной формой проявления прямой демократии в Узбекистане, закрепленной в Конституции, является референдум. Посредством выражения своего мнения, своей позиции в ходе всенародного обсуждения и на референдуме, граждане реализуют свое право на участие в управлении государством. В соответствии со статьей 9 Конституции Узбекистана, на всеобщее голосование (референдум) выносятся наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни.
Первый закон «О референдуме Республики Узбекистан» был принят еще до принятия Конституции в 1991 году. Законом было установлено, что решения, принятые референдумом, обладают на территории Республики Узбекистан высшей юридической силой и могут быть отменены или изменены только путем референдума. Впоследствии, в 2001 году, закон «О Референдуме Республики Узбекистан» был принят в новой редакции. Данным законом определены основные принципы и порядок проведения референдума, вопросы, которые не могут быть предметом референдума. Право инициативы проведения референдума в ряду высших государственных органов также принадлежит гражданам Республики Узбекистан.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню или в день проведения референдума восемнадцати лет. Голосование на референдуме всегда тайное, порядок его проведения аналогичен выборам.
Узбекистан имеет собственный опыт проведения референдумов. В Республике Узбекистан референдум проводился трижды: 29 декабря 1991 года, 26 марта 1995 года, 27 января 2002 года. Последний референдум был связан с вопросами, касающимися внесений изменений в Конституцию Республики Узбекистан.
По результатам всенародного референдума в 2003 году в Конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми однопалатный Олий Мажлис был преобразован в двухпалатный парламент, а также был установлен единый день проведения выборов Президента Республики Узбекистан, другие представительные органы власти – в первое воскресенье третьей декады декабря в год истечения их полномочий. В бытность однопалатного парламента право назначения даты выборов принадлежало ему. В соответствии с внесенными поправками в Конституцию, эта дата не может быть установлена по усмотрению, решению какого-либо органа. Дата выборов определена в самой Конституции и может быть изменена в исключительных случаях только путем принятия соответствующего конституционного закона.
Как известно, это право было использовано в 2021 году, с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием избирательного законодательства. В соответствии с данным законом, в Узбекистане проведение президентских выборов перенесено с декабря на октябрь 2021 года.
Институт всенародного обсуждения проектов законов также является проявлением элементов прямой демократии и прочно обосновался в национальной нормотворческой практике. Он состоит в возможности участия народа в рассмотрении текстов проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, что позволяет проявить позицию граждан по отдельным положениям либо проекта в целом, что способствует совершенствованию содержания проекта.
Первым законодательным актом, принятым на основе всенародного обсуждения, стал проект Конституции Республики Узбекистан. 26 сентября 1992 года он был опубликован в средствах массовой информации. Вплоть до принятия Конституции Республики Узбекистан в конституционную комиссию поступило около шести тысяч предложений от граждан. С учётом поступивших предложений, текст проекта был существенно доработан и стал предметом всенародного обсуждения ещё раз 21 ноября 1992 года.
Конституционное право всенародного обсуждения законопроектов закреплено Законом Республики Узбекистан «О всенародном обсуждении проектов законов», который определил правовые механизмы проведения всенародного обсуждения.
Становление и развитие цифровых коммуникативных технологий ознаменовалось интенсивным формированием так называемых электронных площадок обсуждений, которые позволили совершенствовать и значительно упростить участие населения в обсуждении важнейших вопросов государственного управления. Именно в таком формате в свое время на всенародное обсуждение был вынесен проект Стратегии по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах, – программный документ, который определил новый этап общественно-политического, социально-экономического развития страны. Стратегия действий широко обсуждалась на встречах с населением регионов, круглых столах, телевидении, радио и печати. Предложения и рекомендации населения по проекту Стратегии принимались в онлайн режиме на сайте «strategy.regulation.gov.uz».
Ежегодно правительство выносит на всенародное обсуждение проект государственного бюджета и Государственных программ по реализации Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах на предстоящий год. Проекты государственных бюджетов за последние пять лет также отражают основные направления налоговой и бюджетной политики, предусмотренные Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Например, основные направления и показатели макроэкономической политики на 2021 год сформированы исходя из прогнозов наличия условий пандемии коронавируса в этом году.
В настоящее время в Узбекистане действует открытая электронная платформа на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.uz), которая предусматривает в числе прочих задач – внедрение механизмов взаимодействия с общественностью, бизнес сообществом, научными кругами и институтами гражданского общества, в том числе обратной связи в рамках реализации принимаемых актов законодательства.
Еще одним проявлением элементов прямой демократии является институт петиций. Первый в Узбекистане электронный механизм петиций был запущен 20 апреля 2018 года. Президент Шавкат Мирзиёев является инициатором внедрения данного вида коллективного электронного обращения в качестве передового механизма демократии. «Менинг фикрим» призван обеспечить широкое участие населения, граждан и народных депутатов в процессе обсуждения законопроектов, стать площадкой для выражения наиболее актуальных гражданских инициатив. Все предложения и замечания, поступившие от граждан посредством портала «Менинг фикрим» должны быть в обязательном порядке рассмотрены Олий Мажлисом или Кенгашами народных депутатов инициатив, выдвинутых группами граждан. Все это призвано служить реализации приоритетной цели: единственным источником и автором закона должен быть народ.
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституцией Республики Узбекистан и системой национального законодательства закреплены основные принципы и институты прямой демократии. Сегодня можно безусловно констатировать, что демократические нормы и принципы, предусмотренные национальным законодательством Республики Узбекистан неразрывно связаны с современными международными демократическими принципами и интенсивно развиваются на основе взаимообогащения и гармонизации.
Саттаров Г.Д.,
начальник отдела Института проблем законодательства
и парламентских исследований при Олий Мажлиса
Республики Узбекистан