Как урегулировать конфликт интересов
«Конфликт интересов», понятие, которое слышал хотя бы один раз каждый человек.
«Конфликт интересов» - это ситуации, которые встречаются практически во всех сферах профессиональной деятельности. Такие ситуации могут возникнуть не только между членами семьи, но и в трудовых коллективах, например, среди сотрудников одного государственного органа или подведомственных организациях. Они могут возникать независимо от того, что послужило очагом конфликта интересов, но в любом случае, это явление необходимо пресекать, так как конфликт интересов может привести к последствиям, несовместимым с выполнением возложенных функций.
Возьмем такую ситуацию. Государственный служащий Е., является руководителем государственного органа. При этом, в одной из подведомственных организаций государственного органа, работает его близкая родственница.
В данном государственном органе также работает его родственник, занимающий должность.
Государственный служащий Д., акимата района Т., Распоряжением акима района включен в состав конкурсной комиссии по приобретению каких-либо товаров. Государственный служащий Д., являясь членом конкурсной комиссии, имеет возможность, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса. При этом, одним из потенциальных поставщиков товара является родной брат государственного служащего Д.
Или другой пример. Государственному служащему А. на исполнение поступило обращение от гражданина К. На основании обращения гражданина К., государственный служащий А., наделенный правом осуществлять контрольные и надзорные полномочия, принимает решение провести проверку. При этом, одним из учредителей, объекта проверки является его родной дядя, который проживает в другой области.
Так что же такое «конфликт интересов»?
Согласно Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» от 23.11.2015г. №416-V под конфликтом интересов понимается противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий.
В большинстве случаев конфликты интересов на государственной службе возникают в связи, с заинтересованностью государственного служащего в получении какой-либо выгоды непосредственно для себя либо для третьих лиц, с которыми он связан какими-либо обязательствами.
Урегулирование конфликта интересов является не только одним из важнейших антикоррупционных механизмов, но и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.
В то же время следует понимать, что сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции было бы неправильно. Конфликт интересов на государственной службе, связан именно с конфликтом между должностными полномочиями государственного служащего и его личного интереса. При этом, необязательно, что такой конфликт имеет коррупционный результат. Государственные служащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли, и не совершая никаких противоправных действий.
Статьей 51 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» для государственных служащих предусмотрены ряд запретов, в связи с возникновением конфликта интересов. Так, государственному служащему запрещается осуществлять должностные полномочия, если имеется конфликт интересов. Государственный служащий должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя или руководство государственного органа о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Непосредственный руководитель или руководство государственного органа по обращению государственного служащего или при получении информации из других источников должны своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе:
- поручить другому государственному служащему исполнение должностных полномочий государственного служащего по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;
- изменить должностные обязанности государственного служащего;
- принять иные меры по устранению конфликта интересов.
Так, в случае непринятия мер по предотвращению и урегулированию случаев конфликта интересов, законодательством для государственных служащих предусмотрена дисциплинарная ответственность.
При этом, ответственность несут, как государственный служащий, так и его непосредственный руководитель, а также руководство государственного органа.
За совершение дисциплинарного проступка по непринятию мер по предотвращению и урегулированию случаев конфликта интересов на государственных служащих могут быть наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии или понижение в государственной должности; увольнение с занимаемой государственной должности.
При возникновении конфликта интересов, особенно важным является тот факт, что зачастую о возникшем конфликте знает только сам государственный служащий. И здесь важную роль играет развитость его нравственных качеств.
Важную функцию, в данном вопросе выполняет Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Восточно-Казахстанской области, который осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами.
В случае имеющейся информации о наличии фактов конфликтов интересов, необходимо принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Н.Окатенко,
Главный специалист Департамента Агентства РК по делам государственной службы по ВКО