Повышение роли Омбудсмана в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека в контексте проводимых реформ
В Узбекистане проводится системная работа по выполнению международных обязательств укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал проведение масштабных реформ, направленных на либерализацию общественно-политической жизни страны и обеспечение принципа верховенства закона. В числе приоритетов они охватили вопросы безусловного соблюдения прав и свобод человека при отправлении правосудия, а также укрепления роли государственных и общественных институтов в этом процессе.
В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Узбекистан гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
Государство и общество решительно осуждают применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. За последние годы в корне пересмотрена нормативно-правовая база, приняты законы и совершенствуется правоприменительная практика предупреждения данного явления.
В Узбекистане в последние четыре года осуществлены коренные преобразования во всех направлениях государственного и общественного строительства, которые кардинальным образом изменили систему взаимоотношений государства, общества и гражданина. При этом особым импульсом послужили принятые Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым решения по кардинальному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц, открытие Народных приемных Президента Республики Узбекистан, а также придание связям с общественностью важного значения в деятельности органов государственной власти и управления как на республиканском, так и местном уровнях.
Демократические реформы обеспечили высокую степень открытости государства в обсуждении принимаемых решений, разрабатываемых нормативно-правовых и программных документов. Беспрецедентным примером генерации общественного мнения, отражением значимости каждого голоса стало широкое всенародное обсуждение Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Государственной программы по ее реализации в «Год диалога с народом и интересов человека».
Все эти нововведения имеют общую цель – консолидировать созидательный потенциал общества для реализации курса масштабных реформ по ускоренному развитию государства, его демократических институтов и экономики, формированию условий для достойной и благополучной жизни граждан, эффективной реализации их личных, политических, социальных и экономических прав, свобод и законных интересов.
Основная цель осуществляемых в пенитенциарной системе реформ является ресоциализация преступника и формирование личности достойным представителем современного общества, независимо от причины совершения им в прошлом преступления.
Предоставление возможности социальной адаптации лиц, нарушивших закон, но осознавших незаконность своих деяний и твердо вставших на путь исправления, возвращение их в общество и семью является ярким подтверждением многовековых традиций, милосердия, толерантности и доброты узбекского народа.
Принципиальное значение для развития системы обеспечения прав человека в стране имели Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» (№УП-5268 от 30.11.2017г.) и План практических мероприятий («Дорожная карта») по продвижению инициатив Республики Узбекистан, выдвинутых на 72-ой сессии ГА ООН, реализации договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с Верховным комиссаром ООН по правам человека З.Р. аль-Хусейном в г.Нью-Йорке 18-20 сентября 2017 г.». Согласно документам, оформлены государственные решения о внедрении на базе Омбудсмана Национального превентивного механизма по предупреждению пыток и об осуществлении им парламентского контроля за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказаний, задержанных и содержащихся под стражей, а также подвергнутых административному аресту.
Особое внимание вопросу прав человека уделено и в докладе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном мероприятии, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. Определены задачи по установлению порядка обязательной видеосъемки таких действий, как задержание лица, разъяснение ему процессуальных прав, отказ от предоставляемой защиты, а также закрепление нормы в законе как обязанности дознавателя, следователя и другого уполномоченного лица, о том, что родственники лица, задержанного сотрудниками правоохранительных органов, должны быть сразу же проинформированы о его пребывании в специальном помещении, внедрению электронной системы учета задержания лиц и других действий, связанных с применением принудительных процессуальных мер, ограничивающих права задержанных, внедрению порядка обжалования решения прокурора в суде, обеспечению подлинной независимости судов и усилению правового статуса системы адвокатуры.
Кроме того, Президентом Республики Узбекистан выдвинута задача разработки долгосрочной национальной стратегии по дальнейшему повышению эффективности обеспечения прав человека. Принятие данной стратегии послужит основой дальнейшего углубления осуществляемых в стране демократических реформ, стабильного развития общества и государства, эффективной защиты прав, свобод и законных интересов человека.
В качестве яркого проявления благородных качеств нашего народа, как доброта, великодушие, гуманизм и милосердие, Президентом Республики Узбекистан принят ряд указов «О помиловании группы лиц, отбывающих срок наказания, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления». Принятые указы свидетельствуют о гуманном направлении демократических реформ, осуществляемых по инициативе Президента Ш.Мирзиёева во всех сферах государственной и общественной жизни в стране.
Комиссия при Президенте Республики Узбекистан по помилованию преобразована (№УП-5439 от 08.05.2018 г.) в 2018 году и Омбудсман будучи в составе данной Комиссии, принимает постоянное участие в её деятельности.
В период с декабря 2017 года по 2020 год акт помилования применен в отношении около 5 000 осужденных, отбывающих наказание. «Справедливость – в верховенстве закона» – этот принцип является основой деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека. Омбудсман активно участвовал во всех этапах разработки и обсуждения законов, принятых Олий Мажлисом. Материалы его контрольно-аналитической деятельности широко используются в ходе парламентских слушаний, при обсуждении докладов представителей органов государственной власти и управления.
В Послании Олий Мажлису от 24 января 2020 года Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев отметил, что «основные законы и кодексы, касающиеся судебно-правовой сферы, были приняты около 20-25 лет назад и перестали отвечать современным требованиям. В связи с этим парламенту было бы целесообразно принять в ближайшие годы новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административной ответственности. При этом особое внимание следует уделить внедрению в следственную и судебную практику передовых стандартов в области прав человека. При совершенствовании законодательства нас больше всего должен заботить не сам факт принятия новых законов, а то, какую пользу новые законы принесут людям, как облегчат их жизнь».
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы» (№ПП-3200 от 11.08.2017г.) предусмотрено дальнейшее повышение эффективности работы по защите прав и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, гармонизации пенитенциарной системы в соответствии с международными стандартами.
На основании принятых нормативно-правовых актов значительно расширены законные права и свободы осужденных, отбывающих наказание, и создана правовая основа для широкой практической реализации среди развитых демократических стран в сфере обеспечения прав осужденных, в частности:
- Осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжкие преступления, впервые предоставлено избирательное право (№ЗРУ-563 от 04.09.2019г.).
- В национальное законодательство (№ЗРУ-530 от 14.03.2019 г.) имплементированы «Правила минимальных стандартов обращения с заключенными» (Правила Нельсона Манделы), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 17 декабря 2015 года, а именно:
- осужденным предоставлено право на получение психологической помощи;
- законодательно закреплена возможность размещения в территориальных лечебных учреждениях Министерства здравоохранения осужденных, нуждающихся в медицинской помощи;
- осужденным, страдающим тяжелыми заболеваниями, по разрешению врача, предоставляются дополнительный телефонный разговор или свидание с родственниками;
- отменен порядок наложения дисциплинарных взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденным, имеющим психические расстройства.
- Увеличено количество свиданий и телефонных разговоров осужденных с родственниками, а именно:
- количество телефонных разговоров осужденных, отбывающих наказание в колониях общего режима, увеличено с 6 до 12, для осужденных в колониях строгого режима – с 3 до 5, для осужденных, отбывающих наказание в колониях особого режима и в тюрьме, – с 2 до 4, осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, – с 12 до 24;
- получение посылок осужденными в колониях общего режима увеличено с 6 до 12, в колониях строгого режима – с 4 до 8, в колониях особого режима и в тюрьме – с 3 до 6, осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии, – с 6 до 12;
- количество краткосрочных свиданий в колониях общего режима увеличено с 4 до 6, колониях строгого режима - с 3 до 5, в колониях особого режима и тюрьме с 2 до 4, в воспитательной колонии - с 6 до 24;
- количество длительных свиданий в колониях общего режима увеличено с 4 до 6, в колониях строгого режима - с 3 до 5, в колониях особого режима и тюрьме увеличено с 2 до 4, в воспитательной колонии - с 6 до 8;
Кроме того, осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, предоставлено право на получение пенсии (№ЗРУ-558 от 28.08.2019 г.).
- В плане укрепления защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, их воспитания и социальной адаптации (№ЗРУ-625 от 30.06.2020 г.):
- расширены меры по обеспечению личной безопасности осужденных в период отбывания наказания;
- пересмотрены положения о применении физической силы и специальных средств в период проведения мероприятий по обыску;
- введен порядок возможной замены краткосрочных встреч на видеосвидания и телефонные разговоры для создания дополнительных удобств для осужденных и их родственников;
- введен порядок поощрения осужденных с использованием критериев справедливой оценки поведения осужденных;
- отменены количественные ограничения свиданий несовершеннолетних осужденных с их родителями в целях повышения роли родителей в воспитании несовершеннолетних осужденных, укрепления эффективности воспитательной работы;
- в целях расширения прав и свобод женщин-осужденных введен особый порядок предоставления свиданий с их несовершеннолетними детьми, воспитывающимися за пределами учреждения, а также в детских домах.
При этом внимание уделяется созданию достойных условий для заключенных. Так, следственный изолятор № 1 был передислоцирован на территорию Зангиатинского района Ташкентской области, здания и сооружения которого полностью отвечают международным стандартам. Следственный изолятор оснащен 14 помещениями для проведения следственных мероприятий, 15 помещениями - для проведения свиданий заключенных с адвокатами. Территория следственного изолятора оснащена 409 современными средствами видеонаблюдения.
Деятельность двух колоний по исполнению наказаний полностью прекращена (колония № 33 в Кашкадарьинской области и колония № 65 в Ташкентской области).
Проявлением гуманной политики явилось также принятие постановления Президента Республики Узбекистан о ликвидации специализированной колонии по исполнению наказания (№ПП-4414 от 2.08.2019 г.), расположенной в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан, которая была причиной постоянных претензий международных правозащитных организаций. Осужденные, отбывавшие срок наказания в данной колонии, переведены в другие колонии. Пустующие здания и сооружения не используются.
В рамках практической реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)» в 2017 году внесены изменения и дополнения (№ЗРУ– 441 от 29.08.2017г.), направленные на укрепление независимости института Омбудсмана и дальнейшее расширение его полномочий по защите прав лиц, содержащихся под стражей. В частности,
- право на внесение в Конституционный суд вопросов, участие в его заседаниях и изложение в ходе этих мероприятиях своей позиции;
- право на обращение в суды с заявлениями и исками в интересах граждан без уплаты государственной пошлины;
- право на внесение в палаты Олий Мажлиса отдельных докладов по различным вопросам обеспечения прав и свобод человека, а также в комитеты палат парламента – предложений о заслушивании сообщений представителей органов государственной власти и управления;
- право на внесение руководителям государственных органов и иных организаций представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, прав и свобод человека, причин и условий, им способствующих;
- право на внесение в соответствующие органы ходатайств о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых установлено нарушение прав и свобод человека;
- право на организацию защиты прав и свобод лиц, содержащихся под стражей, включающее беспрепятственное посещение соответствующих учреждений для изучения условий содержания, проведения с ними конфиденциальных встреч и бесед, получения от них обращений, не подвергающиеся цензуре и не ограничивающиеся по количеству;
- укрепление статуса региональных представителей Омбудсмана, внедрение порядка ежегодного информирования ими соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и г. Ташкента о работе по защите прав и свобод человека;
- закрепление нормы об осуществлении материального и иного обеспечения деятельности Омбудсмана за счет средств Государственного бюджета и отражения в нем этих средств отдельной строкой;
- определение участия представителей органов исполнительной власти в деятельности Комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод человека при Омбудсмане с правом совещательного голоса и др.
Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационно-правовых основ деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)» №1398-III/ПК-282-III от 29 декабря 2017 года утверждены:
- Положение «О Комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод человека при Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)», определяющее основные задачи, права, обязанности, порядок формирования Комиссии, гарантии обеспечения прав ее членов;
- Положение «О региональном представителе Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте», регламентирующее порядок назначения, задачи, права и обязанности, гарантии деятельности регионального представителя Омбудсмана, вопросы его взаимодействия с органами государственной власти на местах и институтами гражданского общества.
В 2019 году в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» внесены изменения и дополнения, направленные на расширение полномочий Омбудсмана по защите прав лиц, содержащихся под стражей, а также внедрение системы мер по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Национального превентивного механизма).
Национальный превентивный механизм (НПМ) предусмотрен Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятым в рамках Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №57/199 от 18 декабря 2002 года. В соответствии с Факультативным протоколом Подкомитет ООН по предупреждению пыток (ППП) в ходе 12-сессии, проведенной 15-19 ноября 2010 года, утвердил Руководящие принципы, касающиеся национальных превентивных механизмов и Подход к Концепции предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Отдельной статьей предусмотрена деятельность Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В частности, Уполномоченным принимаются меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест содержания под стражей. Согласно законодательству, для содействия деятельности Уполномоченного для предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания им создается экспертная группа. Состав экспертной группы формируется из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций, обладающих профессиональными и практическими знаниями, как правило, в области юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, а также в других областях. Уполномоченный определяет задачи членов экспертной группы по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также дает им специальное право беспрепятственного посещения мест содержания под стражей и других мест, которые находящиеся там лица не могут покинуть по своей воле.
В Законе учтены требования Факультативного протокола к Конвенции ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
По инициативе Омбудсмана Комитет Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности заслушивал информацию руководства Министерства внутренних дел о реализации органами внутренних дел соответствующей Конвенции ООН (июнь 2018 г., июль 2019 г., ноябрь 2019 г., октябрь 2020 г.). В ходе заседаний Омбудсман информировал Комитет о фактах поступления жалоб с доводами о применении работниками органов внутренних дел мер воздействия и результатах их рассмотрения. По итогам заслушивания приняты соответствующие решения Комитета.
Важно отметить, что в 2019 году наряду с докладом Республики Узбекистан о выполнении обязательств по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека впервые внесен Альтернативный доклад Омбудсмана в Комитет ООН против пыток.
11-12 ноября 2019 года в г. Женева в Комитете ООН против пыток Омбудсманом был презентован доклад о реализации Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Целью доклада было доведение до органов ООН сути и значения принимаемых в рамках Стратегии действий мер по обеспечению защиты прав человека в ходе судебно-следственных мероприятий и исполнения наказаний, повышению роли института Омбудсмана и общественных организаций в данном направлении.
В целях дальнейшего развития нормативно-правовой базы деятельности Омбудсмана Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса и Кенгаша Сената Олий Мажлиса (№2933-III/ПК-640-III от 30.11.2019г.) утверждено Положение «О деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Принятые изменения обеспечивают соответствие норм национального законодательства международно-правовой базе, законодательное и практическое обеспечение деятельности Омбудсмана «Принципам, касающимся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижских принципов), утвержденных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №48/134 от 20 декабря 1993 года.
Как известно, Парижские принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, были выработаны в октябре 1991 года в Париже, на международной конференции под эгидой Комиссии ООН по правам человека. Они представляют собой свод декларативных норм, которые призваны определять функции, порядок формирования, финансирования и другие критерии обеспечения независимости и функционирования национальных учреждений по правам человека.
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе» № ПП-4551 от 13 декабря 2019 года с 1 апреля 2020 года внедрен обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника, а также возложена обязанность на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии — иных родственников или близких лиц.
Кроме того, согласно Указу Президента Республики Узбекистан № УП-6041 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» от 10 августа 2020 года определены основные направления дальнейшего совершенствования судебно-следственной деятельности:
- обеспечение безусловного соблюдения прав и свобод личности, повышение качества процессуальных действий, пересмотр системы сбора, закрепления и оценки доказательств в уголовном процессе с учетом стандартов доказывания, широко применяемых в передовой зарубежной практике;
- поднятие на новый уровень деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление и полного возмещения ущерба, причиненного личности, обществу и государству;
- внедрение эффективных механизмов предупреждения совершения деяний, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также усиление ответственности за такие деяния;
- широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс расследования уголовных дел, дальнейшее укрепление материально-технической базы и повышение кадрового потенциала органов дознания и предварительного следствия;
- повышение эффективности системы предупреждения преступности, а также внедрение механизмов своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих преступлениям, повышения правовой культуры и формирования у граждан законопослушности.
В качестве приоритетного направления деятельности Омбудсманом осуществляется системная работа по защите прав лиц, содержащихся под стражей. В период 2016 - 2019 годов Омбудсманом в рамках мандата Национального превентивного механизма осуществлены 73 мониторинговых визитов, в том числе 53 визита в учреждения по исполнению наказаний и 20 –в следственные изоляторы.
В течении 2020 года Уполномоченным осуществлено 76 мониторинговых посещений – 42 пенитенциарных учреждений (26 колоний по исполнению наказаний и 16 колоний-поселений), 6 следственных изоляторов, 5 специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, 9 изоляторов для временного содержания, 8 отделов внутренних дел и 2 центров органов внутренних дел по реабилитации лиц без определенного места жительства.
Мониторинговая группа с учетом пандемии коронавируса в период карантина, используя средства индивидуальной защиты, посетила 10 пенитенциарных учреждений (4 колонии по исполнению наказаний и 6 колоний-поселений), карантинные центры в Хорезмской, Навоийской Ташкентской областях.
В мониторингах приняли участие Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман), его заместитель – Уполномоченный по правам ребенка, депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представители Национального центра по правам человека, ННО, в частности Общенационального движения “Юксалиш”, Общества прав человека Узбекистана «Эзгулик», института “Демократии и прав человека”, Федерации профсоюзов.
В период 2016 – 2020 годов в рамках мониторингов изучены условия содержания осужденных и порядок обращения с ними, качество медицинского обслуживания, организации питания, труда, воспитательной и духовно-просветительской работы, проведены коллективные беседы с более 8 тысячами лиц и индивидуальные беседы с 1088 осужденными.
Проведенные мониторинги свидетельствуют о том, что организация по исполнению наказаний в виде лишения свободы, содержание лиц в следственных изоляторах осуществляются в соответствии с требованиями законодательства страны и международных норм.
Кроме того, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека тесно взаимодействует с представительством «Международной тюремной реформы» в Центральной Азии.
Совет по иностранным делам ЕС в ежегодном докладе «О правах человека и демократии в мире в 2018 году» подчеркнул в положительном ракурсе сотрудничество Узбекистана и PRI.
В рамках мер по повышению профессиональных знаний работников органов внутренних дел и правовой культуры граждан Омбудсманом совместно с Фондом имени Конрада Аденауэра и представительством «Международная тюремная реформа» изданы на государственном и русском языках брошюры «Всемирная декларация прав человека» (тираж: 500 экз.) и «Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы)» (тираж: 1500 экз.). 850 брошюр переданы в библиотечные фонды, учреждения по исполнению наказаний и следственные изоляторы Министерства внутренних дел.
В целях всестороннего изучения международно-правовых документов и зарубежного опыта в области развития Национального превентивного механизма Омбудсман также реализует совместные мероприятия с Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане, Программой развития ООН в Узбекистане, отделением Управления Верховного комиссара по правам человека по Центральной Азии.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан (№УП-6012 от 22.06.2020г.) утверждена и принята «Дорожная карта» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека. Согласно которому определены приоритетные направления:
- в сфере защиты личных и политических прав;
- защиты экономических, социальных и культурных прав, а также в области устойчивого развития;
- совершенствования механизмов имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику, а также их мониторинга;
- по повышению правовой грамотности в области прав человека, в том числе эффективной организации распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении;
- по развитию сотрудничества с международными и региональными структурами в сфере защиты прав человека, национальными институтами по правам человека зарубежных стран.
29 декабря 2020 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису отметил, что «продолжится работа по более широкому внедрению принципа гуманизма в систему исполнения наказаний. В частности, исходя из международных стандартов будут поэтапно сокращены 25 колоний-поселений. Впредь если наказание, назначенное лицу, впервые приговоренному к лишению свободы, будет заменено более мягким, то он, вместо определения в колонию-поселение, будет направлен под пробационный надзор. В результате такого послабления 6 тысячам лиц, отбывающих ныне наказание, будет предоставлен шанс жить у себя дома с семьей под присмотром махалли».
В Послании также подчеркнута необходимость кардинального пересмотра с целью совершенствования системы предотвращения пыток в оперативно-розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказаний. Палатам Олий Мажлиса и Национальному центру по правам человека дано поручение разработать в двухмесячный срок предложения по расширению полномочий Омбудсмана в области предотвращения пыток, а также усиления общественного контроля в этой сфере. Отмечена необходимость налаживания системы ежеквартальных мониторинговых посещений следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений при участии представителей общественности. Палатам Олий Мажлиса рекомендовано ежегодно заслушивать отчет Уполномоченного по правам человека о предотвращении пыток и определять необходимые меры по полному искоренению этого крайне негативного явления.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в выступлении на 46-й сессии Совета Организации Объединенных Наций по правам человека особо подчеркнул, что «в рамках внедрения национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жёстко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности. Намерены ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток. Для совместной работы по этим вопросам планируем пригласить в Узбекистан Специального докладчика по пыткам».
В заключении можно отметить, что в Узбекистане проводится системная целенаправленная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и выполнению международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека, в том числе и осужденных.