НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРОВЕРКИ ПОДРЫВАЕТ ДОВЕРИЕ БИЗНЕСА К ГОСУДАРТСВУ
В Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» поступили обращения от субъектов строительного бизнеса Актюбинской, Акмолинской Кызылординской, Северо-Казахстанской областей касательно того, что Заказчиками с целью уменьшения суммы договоров на сумму дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (коэффициент зимнего удорожания) не производятся окончательные расчеты по договорам о государственных закупках.
Из обращений следует, что строительными компаниями выполняются работы на основании проектно-сметной документации, разработанной Заказчиками в соответствии с законодательством и одобренные государственной экспертизой.
Инициатива государственных органов по неисполнению договоров на строительно-монтажные работы, заключённых в рамках государственных закупок, на основании необоснованного включения и оплаты надбавок за работу в зимний период, не только не основана на законе, но и подрывает доверие бизнеса к государству, как добросовестному субъекту гражданско-правовых отношений.
18 мая 2020 года между государственным коммунальным казенным предприятием «Дворец культуры «Кокшетау» при управлении культуры, архивов и документации Акмолинской области и товариществом с ограниченной ответственностью «ПМК-5» заключен договор о государственных закупках работ в сфере строительства №76, согласно которому ответчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту фасада здания ГККП «Дворец культуры «Кокшетау». Срок выполнения в течение 4 месяцев после получения уведомления/разрешения (ГАСК).
Согласно актов выполненных работ, работы выполнены в полном объеме. 19 октября 2020 года государственным учреждением «Ревизионная комиссия по Акмолинской области» в адрес Управления вынесено предписание Ревизионной комиссии по Акмолинской области №75 «Об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших», согласно которому требует обеспечить возврат дополнительных затрат, применяемых в зимнее время в сумме 5 627 600 тенге по договору №76 от 18 мая 2020 года.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательными актами либо в установленном законодательными актами порядке.
Основанием для предъявлении данного иска явились результаты проверк, проведенной Ревизионной комиссией, со ссылкой на продолжительность зимнего период на территории Акмолинской области и с указанием на то, что ответчиком работы в зимний период не осуществлялись.
При заключении договора стороны оговорили все существенные условия договора, включая цену, срок исполнения.
Цена была установлена соглашением сторон и его изменение может иметь место только в соответствии с требованиям п.3 ст. 386 ГК РК, то есть в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательными актами либо в установленном законодательными актами порядке.
Результаты Ревизионной комиссии ни к одним из указанных обстоятельств не относятся.
Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – Комитет) дано разъяснение о том, что в соответствии с п.4 НДЗ РК 8.04-06-2015 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», сметные нормы по видам строительства являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.
Исключение составляют небольшие одиночные объекты, строительство которых заказчиком предусматривается осуществить только в летний период, что должно быть закреплено в проекте организации строительства (ПОС) по заданию заказчика. В этом случае нормы настоящего раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются.
В Проекте организации строительства, разработанном Заказчиком, было предусмотрено ведение работ и в зимнее время, раздел 9 Проекта – Ведение работ в зимнее время.
Согласно заключению экспертизы Проекта – 1) В проекте предусмотрены средства на возмещение затрат при производстве СМР в зимнее время по НДЗ РК 8.04-06-2015, Таблица 3, п.VIII.г = 2,2%, дополнительные коэффициенты: Приложения А п.1.а=1,2; Кзим.удор.=2,2*1,2 - 2,64%:
2) Оценка принятых проектных решений Рабочий проект разработан в необходимом объеме, в соответствии с заданием на проектирование, исходными данными, техническими условиями и требованиями.
Состав и комплектность представленных материалов соответствуют требованиям СН РК 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство».
При разработке рабочего проекта учтены местные природно-климатические и геологические условия площадки строительства.
В рабочем проекте согласно имеющимся возможностям применены импортозамещающие местные строительные материалы и изделия, изготавливаемые на предприятиях Республики Казахстан.
Принятые проектные решения с учетом внесенных изменений по п. 7.1 соответствуют государственным нормативным требованиям, функциональному назначению объекта. Уровень ответственности объекта - II (нормальный) технически несложный объект. Рабочий проект с разделом «Оценкой воздействия на окружающую среду» соответствует Экологическому кодексу Республики Казахстан от 9 января 2007 года, «Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду» утвержденной приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п. Рабочий проект соответствует требованиям Санитарных правил «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации общественных зданий», утвержденных Приказом МНЭ РК от 24 февраля 2015 года № 125; Санитарных правил «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям труда и бытового обслуживания при строительстве, реконструкции, ремонте и вводе, эксплуатации объектов строительства», утвержденных Приказом МНЭ РК от 28 февраля 2015 года № 177;
3) Рабочий проект: «Реконструкция (капитальный ремонт) фасада здания Дворца культуры «Кокшетау» по адресу: Акмолинская область, город Кокшетау, улица Акана Серэ №90» соответствует требованиям государственных нормативов, действующих в Республике Казахстан, и рекомендуется для утверждения в установленном порядке со следующими основными технико-экономическими показателями и сметной стоимостью строительства (капитальный ремонт).
В соответствии с п.1 ст. 651 ГК РК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иную строительную работу, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работы, принять ее результат и уплатить за нее обусловленную цену.
Действия сторон договора соответствуют указанным требованиям закона.
В соответствии с п.1 ст. 657 ГК РК оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленные законодательными актами или договором.
Оплата выполненных ответчиком работ произведена в соответствии с указанными требованиями закона.
В связи с изложенными обстоятельствами являются необоснованными доводы истца о неосновательном обогащении ответчика, так как согласно п.1 ст. 953 ГК РК неосновательное обогащение имеет место тогда, когда лицо (приобретатель) без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло за счет другого лица имущество.
В данном случае правоотношения сторон возникли на основании Договора подряда, условия и порядок исполнения которого определены самим Договором и нормами ГК РК.
Денежные средства ответчиком получены в виде оплаты в размере и порядке, предусмотренном договором и требованиями ГК РК, поэтому неосновательным обогащением не является.
В соответствии со ст. 272 ГК РК обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
Ответчиком условий Договора, заключенного между ним и ГККП «Дом культуры Кокшетау» исполнены в полном объеме и он вправе получить все то, что он рассчитывал получить при исполнении договора.
По изложенным выше основаниям считаю исковые требования необоснованными.
Кроме того, истец, требуя от ответчика возврата суммы, полученной им на основании договора, фактически ставит вопрос об изменений условий данного договора, что противоречит требованиям ст. 401 ГК РК, согласно которому изменение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законодательными актами и договором.
Мадина Жатканбаева