В Индексе восприятия коррупции Казахстан поднялся на 19 позиций, набрав впервые 38 баллов
Сегодня, 28 января 2021 года глобальное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (CPI) за 2020 год.
В этом году основной темой глобального исследования определено подрывное влияние коррупции на системы здравоохранения и усугубление нарушений демократических принципов стран на фоне пандемии COVID-19.
По итогам 2020 года Казахстан набрал 38 баллов и занял 94 позицию, разделив ее с Бразилией, Эфиопией, Перу, Сербией, Шри-Ланкой, Суринамом и Танзанией.
Казахстан, как и ранее, оценивался на основе 9 источников. Эксперты четырех рейтинговых агентств повысили оценку принимаемых антикоррупционных мер, остальные пять – сохранили оценки на уровне предыдущего года.
Источник исследования
№ |
Источник исследования |
CPI 2020 |
CPI 2019 |
1 |
Bertelsmann Foundation Transformation Index (Индекс трансформации Фонда Бертельсманна) |
33 балла
|
33 балла |
2 |
Economist Intelligence Unit Country Ratings (страновой рейтинг Economist Intelligence Unit) |
20 баллов |
20 баллов |
3 |
Freedom House Nations in Transit Ratings (Рейтиг Фридом Хаус Nations in Transit) |
24 балла |
24 балла |
4 |
Global Insight Country Risk Ratings (Рейтинг страновых рисков Global Insight)
|
47 баллов |
35 баллов |
5 |
IMD World Competitiveness Yearbook (Ежегодник мировой конкурентоспособности IMD)
|
61 балл |
55 баллов |
6 |
PRS International Country Risk Guide (Международной руководство по страновым рискам PRS) |
58 баллов |
43 балла |
7 |
Varieties of Democracy Project (Проект Разнообразие демократии) |
17 баллов |
17 баллов |
8 |
World Economic Forum EOS (Всемирный экономический форум EOS) |
47 баллов |
47 баллов |
9 |
World Justice Project Rule of Law Index Индекс верховенства права Проекта Всемирного правосудия |
38 баллов |
36 баллов |
|
ИТОГО |
38 баллов |
34 балла |
Рост позиций Казахстана в рейтинге ИВК на фоне чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения и угроз устойчивости демократических институтов, свидетельствует о поступательной работе страны в противодействии коррупции. Мировым сообществом положительно оценивается деятельность руководства Казахстана, принявшего пакет мер по поддержке населения и бизнеса в период пандемии, а также поправок по усилению ответственности за коррупцию и цифровизации сферы государственных услуг. Однако наряду с этим, власти Казахстана допускали нарушения демократических свобод, связанных с прозрачностью и доступом к финансовой информации о расходах на здравоохранение, необоснованными ограничениями деятельности журналистов, правозащитников и представителей гражданского общества.
Странами лидерами стали Дания и Новая Зеландия набрав по 88 баллов. Сирия, Сомали и Южный Судан занимают последние строчки с результатами 14, 12 и 12 баллов соответственно.
Значительный рост продемонстрировали 26 стран, в том числе Эквадор (+39), Греция (+50), Гайана (+41), Мьянма (+28) и Корея (+61). Рейтинг 22 стран резко снизился, в том числе Боснии и Герцеговины (-35), Гватемалы (-25), Ливана (-25), Малави (-30), Мальты (-53) и Польши (-56).
В региональном разрезе лучшими оказались страны Западной Европы, в них средний бал уровня восприятия коррупции составил 66 баллов. Регионы с наименьшим количеством баллов — Африка к югу от Сахары (32) и Восточная Европа и Центральная Азия (36). Казахстан оценивался в группе стран ECA (Европа и Центральная Азия).
В регионе Восточная Европа и Центральная Азия оценивалось 19 стран. Лидерами стали: Грузия – 56 баллов, Армения – 49 баллов, Беларусь – 47 баллов, Черногория – 45 баллов, Турция – 40 баллов, Казахстан – 38 баллов и Сербия – 38 баллов.
Следом расположились Албания и Косов (по 36 баллов), Босния и Герцеговина и Северная Македония (по 35 баллов), Молдавия (34 балла), Украина (33 балла), Кыргызстан (31 балл), Азербайджан и Россия (по 30 баллов), Узбекистан (26 баллов), Таджикистан (25 баллов) и Туркменистан (19 баллов).
В Центральной Азии лидером остается Казахстан – 38 баллов, 94 место.
Международные эксперты пришли к выводу о том, что COVID-19 спровоцировал не только кризис в области здравоохранения и экономики, но и волну коррупции, пагубные последствия которой, помешавшие справедливому и равноправному предоставлению глобальной помощи, привели к смерти множества людей.
Чрезвычайное реагирование на развитие пандемии COVID-19 выявило огромные недостатки в демократических институтах, наглядно показав, что власти или субъекты, распоряжающиеся финансовой политикой, часто защищают свои собственные интересы, игнорируя потребности наиболее уязвимых групп.
Примечательно, что низкий уровень коррупции в государственном секторе коррелирует с увеличением инвестиций в здравоохранение. Так, в Уругвае, где самый высокий рейтинг в ИВК по Латинской Америке (71), инвестируются значительные средства в здравоохранение и функционирует надежная система эпидемиологического надзора, которая способствовала эффективной борьбе с распространением COVID-19 и других инфекционных заболеваний.
И напротив, в Бангладеше, который набрал 26 баллов, правительство крайне мало инвестирует в здравоохранение, в то время как коррупция на фоне COVID-19 достигла небывалого размаха, начиная со взяточничества в поликлиниках и заканчивая незаконным присвоением гуманитарной помощи. Коррупция также широко распространена в сфере закупок медицинских изделий. В странах с более высоким уровнем коррупции в период кризиса, вызванного COVID-19, значительно чаще наблюдаются нарушения демократического правопорядка и принципов верховенства права. К таким странам относятся Филиппины (34), где реагирование на COVID-19 характеризовалось чрезмерным применением силы, а также серьезными нарушениями прав человека и свободы СМИ.
Прошедший год выявил проблемы профессиональной честности даже в странах с самым высоким рейтингом, свидетельствуя о том, что ни одна страна пока не победила коррупцию. Для снижения уровня коррупции и более эффективного реагирования на будущие кризисы Transparency International рекомендует всем правительствам:
Укреплять надзорные органы, чтобы обеспечить доступ к ресурсам для наиболее нуждающихся групп населения. Антикоррупционные и надзорные органы должны располагать достаточными средствами, ресурсами и независимостью для выполнения своих обязанностей.
Обеспечить открытое и прозрачное заключение контрактов для борьбы с правонарушениями, выявления конфликтов интересов и обеспечения справедливого ценообразования.
Защищать демократию и содействовать расширению пространства для гражданского общества для создания благоприятных условий для призыва правительств к ответственности.
Публиковать релевантные данные и гарантировать доступ к ним, чтобы обеспечить для людей простую, доступную, актуальную и значимую информацию.