«О процедурах подготовки и проведения реформ судебной и правоохранительной систем»
1 сентября 2020 года Глава государства в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» отметил, что главной целью предстоящих изменений должно стать обеспечение верховенства закона, справедливости и безопасности населения.
16 сентября текущего года при Администрации Президента Республики Казахстан образована Комиссия по реформе правоохранительной и судебной систем Республики Казахстан (далее - Комиссия). В рамках Комиссии созданы рабочие группы, в работе которых принимают участие представители правоохранительных и судебных органов.
Комиссией обсуждаются вопросы правоохранительной системы в целях выработки эффективных законодательных мер по обеспечению ее прозрачности, приближения к населению, защиты бизнеса, а также вопросы, затрагивающие деятельность местной полицейской службы, в части ее освобождения от несвойственных ей функций. Решения Комиссии будут взяты за основу при разработке соответствующих законопроектов.
Министерство юстиции (далее - Министерство), являясь координирующим государственным органом в сфере законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан оказывает содействие в качественной разработке проектов законов.
Основным приоритетом деятельности Министерства является совершенствование нормотворческой работы и повышение качества принимаемых законов.
Следует отметить, что действующее законодательство о нормотворчестве предусматривает определенный алгоритм законодательных процессов, установленный Законом «О правовых актах» и Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (утвержденных ПП РК от 29 декабря 2016 года № 907), исключающий принятие не проработанного всесторонне законопроекта.
Так, указанными НПА установлен ряд последовательных процедур, обязательных при разработке законопроектов, а именно: опубликование концепции проекта закона на портале «Открытые НПА»; рассмотрение концепции Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности (с соблюдением требований, предшествующих рассмотрению концепции Межведомственной комиссией); согласование с общественными советами и экспертными организациями, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен»; проведение анализа регуляторного воздействия, согласование с уполномоченными органами; проведение научных экспертиз проекта закона; его публичное обсуждение; согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами и организациями, Администрацией Президента Республики Казахстан и другое.
При этом качество и стабильность законов напрямую зависит от достаточной проработанности путей решения проблем на начальной стадии разработки проектов законов. Поэтому по реформе правоохранительной и судебной систем многое будет зависеть от решений, принятых именно на Комиссии.
Также, одним из главных показателей качества проведенных реформ является дальнейшая стабильность принятых законов.
В свою очередь, стабильность законодательства является одним из показателей устойчивости правовой системы, того, как законодательство может регулировать определенные общественные отношения, в условиях быстро развивающегося мира, не подвергаясь частым изменениям и дополнениям.
В данном направлении Министерство предпринимает определенные меры.
В частности, необходимо отметить разработанный Министерством проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» (далее – Законопроект), рассматриваемый в настоящее время в Мажилисе Парламента. Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности Правительства.
В рамках Законопроекта предусмотрено внедрение в нормотворческий процесс стадии проведения консультаций с субъектами регулирования, учеными, специалистами по конкретным сферам. Данные консультации будут отражаться в отдельном документе - «Консультативный документ регуляторной политики». Таким образом, Законопроектом предлагается усилить начальную стадию законотворческой деятельности.
Консультативный документ будет содержать результаты правового мониторинга законодательства, затрагивающего обсуждаемое регулирование, полную аналитическую картину по рассматриваемой проблеме и будет публиковаться на портале «Открытые НПА» для дальнейшего его обсуждения с населением.
Консультативный документ будет сопровождать законопроект на всех стадиях законотворческого процесса, вплоть до подписания Президентом Республики Казахстан и являться обязательным приложением после принятия закона.
Таким образом, в целях обеспечения качества и всесторонней проработанности разрабатываемых проектов законов, обоснованность и целесообразность предлагаемых мер будут прорабатываться более детально с момента принятия решения о необходимости реформирования той или иной сферы.
Департамент законодательства Министерства юстиции РК