НУЛЕВАЯ СТАВКА НДС БУДЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ПРИ ПЕРЕВАЛКЕ ЭКСПРОРТНЫХ ГРУЗОВ С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НА ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
10 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».
Для транспортной сферы важность поправок связана с экспортом грузов при железнодорожно-водном сообщении. Ранее существовавшая норма статьи Налогового кодекса позволяла применять нулевую ставку НДС при международной перевозке несколькими перевозчиками только в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.
Поправки же позволили распространить применение нулевой ставки НДС на все международные перевозки, связанные с перевалкой грузов с железнодорожного на водный транспорт.
Поправки предполагается ввести в действие с 1 января 2020 года. Они позволят увеличить экспорт грузов через порт Актау.
Как известно, во всем мире морские контейнерные перевозки являются одним из самых прогрессивных и динамично развивающихся видов транспортировки в силу оптимизации транспортных процессов и простоты использования.
В последние годы в порту Актау значительно уменьшился объем перевалки грузов - с 14 до 3 млн. тонн груза, основную долю которого составляла нефть – 11,3 млн. тонн. Снижение объемов перевозки черного золота связано с изменением способа его транспортировки нефтяными компаниями - с морского на трубопроводный.
В этой связи, порт разработал стратегию по наращиванию объемов перевалки путем привлечения новых видов грузов, в котором ключевую роль играет контейнеризация.
Увеличение объема контейнерных грузов через порт Актау позволит нарастить морские фидерные перевозки (с апреля 2019 года осуществляет национальная компания Казмортрансфлот). Одним из преимуществ фидерных судов по сравнению с паромами является вместимость контейнеров.
Особую значимость при выборе клиентом маршрута транспортировки различного рода груза является его стоимость. При отправке груза в экспортном или в импортном направлении со странами ЕС, большинство компаний отдают предпочтение маршруту, проходящему через территорию России – железнодорожным сообщением и далее через порт Новороссийск, ввиду того, что перевозка грузов в данном направлении НДС не облагается.
25 июня 2019 года участники Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ) утвердили и подписали соглашение об организации контейнерных перевозок с участием фидерных судов между портами Актау – Баку (Алят).
Документом предусматривается единая процедура оформления документов для контейнерных перевозок в железнодорожно-водном сообщении на Каспийском море. Благодаря исключению необходимости оформления дополнительных документов в портах Актау и Баку, существенно сокращены сроки доставки грузов между указанными портами с 2-3 суток до 24 часов.
В целях увеличения конкурентоспособности маршрута через порт Актау крайне важно применение нулевой ставки НДС к железнодорожным тарифам на перевозку грузов, направляемых железнодорожно-водном сообщением, что позволит привлечь дополнительный объем контейнерных и других грузов за счет снижения стоимости транспортировки, а также задействовать казахстанский флот.
Установление нулевой ставки НДС позволит повысить доходность и инвестиционную привлекательность порта Актау за счет увеличения объемов перевалки грузов, в том числе контейнеров - с 40 тысяч до 122 тысяч в год, а также компенсировать потери республиканского бюджета за счет дополнительных поступлений корпоративного подоходного налога (КПН).
Пресс-служба Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»