БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Об этом рассказал на площадке «Antikor Ortalygy» в рамках проекта «Ашық бюджет» руководитель Управления экономики и бюджетного планирования города Нур-Султан Кайсар Манкараев.

Формирование проекта бюджета города проводится Управлением в соответствии с Бюджетным кодексом РК, Правилами разработки проектов местных бюджетов, Правилами определения лимитов расходов администраторов бюджетных программ, лимитов на новые инициативы.

Кроме того, Управление является рабочим органом Бюджетной комиссии в соответствии с БК и постановлением акимата города.

В процессе разработки проекта местного бюджета следует выделить три ключевых составляющих:

  • прогноз социально-экономического развития столицы на пятилетний период;
  • прогнозирование доходной части бюджета на трехлетний период;
  • определение лимитов расходов администраторов бюджетных программ (далее АБП);
  • бюджетные программы государственных органов с указанием целевых индикаторов. 

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом вышестоящих документов Системы государственного планирования, Послания Главы государства и содержит:

  • внешние и внутренние условия развития экономики;
  • цели и задачи экономической политики;
  • приоритеты, основные направления и меры экономической политики;
  • прогноз показателей социально-экономического развития;
  • прогноз бюджетных параметров на плановый период, включающий прогноз поступлений и расходов местного бюджета;
  • новые инициативы расходов.

В течение 2017-2021 годов в условиях замедления темпов роста республиканского ВВП на фоне мировой пандемии COVID-19 ключевой задачей является обеспечение среднегодового темпа роста ВРП столицы на уровне 4-5% в течение 2021-2025 годов, что позволит обеспечить социально-экономическую и общественно-политическую стабильность. 

В разрезе отраслей вклад секторов промышленности в экономический рост составит порядка 2-4,5%, строительства 1-2% и торговли – 2-3,5%. К 2025 году ожидается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, их вклад в формирование ВРП увеличится до 59%.

При расчете бюджетных параметров, исходя из тенденций и перспектив социально-экономического развития, осуществляется прогнозирование поступлений местного бюджета.

Доходы бюджета города на 2021-2023 годы определены на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов и динамики поступлений в бюджет за ряд лет.

В соответствии с поручением Первого Президента страны от 5 апреля 2018 года и постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года № 767 «Об утверждении Государственной программы развития регионов до 2020 года» акиматом города Нур-Султан разработана Стратегия развития города Нур-Султан до 2050 года (далее-Стратегия) и План мероприятий по ее реализации на 2020-2025 годы, утвержденный постановлением акимата №114-1743 от 25 декабря 2019 года.

Стратегия включает в себя 8 ключевых направлений

  1. Качественное и доступное жилье;
  2. Здоровье и здравоохранение;
  3. Образование и компетенции
  4. Интегрированная транспортная система;
  5. Комфортная городская среда;

6.Первоклассная инженерная инфраструктура;

7.Общественная безопасность;

8.Устойчиво растущая и диверсифицированная «экономика знаний» 

ДОХОДЫ

Прогнозирование поступлений в местный бюджет на трехлетний период согласно статье 65 Бюджетного Кодекса РК осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 34.

Основу доходов местного бюджета составляют налоговые поступления, доля которых зачастую превышает 90% (на 1 ноября 2020 года – 94%).

Для расчета ожидаемых доходов по налогам Методикой предусмотрено несколько различных подходов.

Прямой счет по базе налогообложения, который нами применяется при расчете основных зарплатных налогов (ИПН и социальный налог), которые формируют 67% от всех налоговых сборов.

Здесь применяется средняя эффективная ставка, которая рассчитывается как отношение фактически полученных налогов к общей налогооблагаемой базе.

Так, ставка по ИПН с заработной платы составляет 10%. Однако с заработной платы в 200 тысяч тенге ИПН составит только 13,7 тысяч тенге или 6,8%. Поскольку налогооблагаемая база по фонду оплаты труда уменьшается на объем пенсионных отчислений в 10% и минимальную заработную плату – 42 500 тенге.

Средняя эффективная ставка растет по мере увеличения налогооблагаемой базы, поэтому мы берем усредненную в целом по городу величину.

Кроме того, работники с доходом менее 25 мрп или 69 450 тенге по поручению Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева уплачивают ИПН по ставке 1%.

Так, за 2019 год в целом по городу при декларируемом фонде оплаты труда 1 трлн. 312 млрд. тенге поступления по ИПН составили 102 млрд. тенге. Средняя ставка отсюда - 7,8%. На 2021 с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития ФОТ составит 1 трлн.                  370 млрд. тенге, соответственно поступления по ИПН оцениваются в 105,3 млрд. тенге.

Аналогичные расчеты проводятся и по социальному налогу, где средняя эффективная ставка составляет около 6%, ожидаемые поступления на 2021 год – 91,1 млрд. тенге.

По всем другим налогам мы используем либо метод индексации на величину прироста МРП (налоги на транспорт, сборы и платы), или инфляции (КПН), либо принимаем в расчет среднемесячные темпы прироста поступлений за отчетный период.

В структуре неналоговых поступлений более 60% составляют штрафы, которые согласно Бюджетному Кодексу не прогнозируются и используются исходя из фактического кассового поступления. Это очень важный момент, необходимый для того, чтобы государственные инспекции и полиция не ориентировались на собираемость штрафов как на свой основной показатель деятельности.

В эту группу поступлений также входя доходы от государственной собственности, которые включают арендные платежи за пользование коммунальной собственностью, в том числе и квартирами, а также дивиденды от деятельности квазигосударственного сектора.

Планы по доходам от госсобственности устанавливаются исходя из заключенных договоров аренды и планов развития предприятий, где отражается потенциально возможная прибыль от их деятельности, подлежащая перечислению в доход бюджета.

Поступления от продажи основного капитала носят преимущественно разовый целевой характер и включают доходы от продажи коммунальной собственности, продажи и приватизации квартир, реализации земельных участков и права аренды на земельные участки.

В целом хотелось бы отметить, что доходная часть местного бюджета во многом зависит от развития экономики и в течение года периодически уточняется с учетом реальной ситуации.

К примеру, в текущем году ввиду налоговых послаблений для МСБ местному бюджету предусмотрен компенсационный трансферт из республиканского в размере 47,7 млрд. тенге, который позволил в полной мере исполнить все договорные и социальные обязательства.

В тоже время на 2021 год темпы прироста налоговых сборов уменьшаться по причине приостановки экономической активности в текущем году. По нашим оценкам, местный бюджет столицы в 2021 году недополучит порядка 26 млрд. тенге потенциальных доходов (по КПН – 12 млрд. тенге, налогам с фонда оплаты труда – 14 млрд. тенге).

Исходя из реальных возможностей, план по доходам на 2021 год составит 319,7 млрд. тенге (в том числе налоги – 315,9 млрд. тенге), в рамках которых осуществляется распределение расходов местного бюджета. 

РАСХОДЫ

Следует отметить, что процесс разработки проекта местного бюджета осуществляется в 2 этапа:

На первом этапе лимиты расходов АБП в соответствии со статьей 65-1 Бюджетного кодекса РК определяются на основе прогнозных показателей социально-экономического развития столицы, приоритетных направлений расходования бюджетных средств, принятых государственных обязательств по проектам ГЧП, размера дефицита бюджета на плановый период.

Лимиты в срок до 20 апреля выносятся на рассмотрение бюджетной комиссии и с учетом предложений доводятся АБП до 1 мая текущего финансового года. На основе доведенных лимитов АБП формируют бюджетные программы и в срок до 15 мая представляют их на рассмотрение в Управление экономики и бюджетного планирования.

В соответствии со статьей 67 БК планирование расходов на новые инициативы осуществляется как за счет выделения дополнительных бюджетных средств, так и за счет перераспределения средств базовых расходов АБП.

На втором этапе в срок до 1 сентября АБП направляют в УЭБП проекты бюджетных программ и бюджетные заявки с учетом ранее данных предложений бюджетной комиссии.

Управление не позднее 1 октября текущего финансового года на основе предложений Бюджетной комиссии разрабатывает проект решения маслихата  и представляет его на рассмотрение акимата.

Окончательный вариант Прогноза социально-экономического развития столицы утверждается в срок до 10 октября.

С учетом вышеуказанных материалов УЭБП в срок до 15 октября завершает разработку проекта бюджета на трехлетний период и выносит его на рассмотрение маслихата.

Проект бюджета рассматривается на заседаниях Общественного совета, постоянных комиссиях маслихата, а также на расширенном заседании фракции партии «Нұр Отан» с участием СМИ и утверждается решением маслихата не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете.

После утверждения бюджета Управлением разрабатывается постановление акимата «О реализации решения маслихата города Нур-Султан», годовой план финансирования до уровня специфик и направляется в Управление финансов, Департамент казначейства и администраторам бюджетных программ для дальнейшей работы. 

ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТА

В рамках открытости бюджета в соответствии с Правилами размещения и публичного обсуждения законопроектов проект бюджета размещается на интернет-портале egov для публичного обсуждения (egov-открытое правительство-открытые НПА-области-город Нур-Султан).

Бюджет города печатается в газетах Вечерняя Астана, Astana aqshamy и размещается в эталонном контрольном банке нормативных правовых                актов Республики Казахстан, а также публикуется на сайте маслихата города (https://maslihat01.kz/ru/page/normativnye-pravovye-akty).

В рамках открытости бюджета Управление экономики и бюджетного планирования на интернет-портале egov, а также сайте Управления  размещает Гражданский бюджет на стадии планирования (egov-открытое правительство-открытые бюджету-МИО-акимат города Нур-Султан-материалы-Гражданский бюджет-УЭиБП).

Кроме  того,  АБП  размещают  на  интернет-портале  egov,  а  также  на

своих сайтах ведомства Бюджетные программы и Гражданский бюджет  (egov-открытое правительство-открытые бюджету-МИО-акимат города-Бюджетная программа)

Акиматом города совместно с Агентством по противодействию коррупции РК разработана «Интерактивная карта общественного контроля», где размещается информация по бюджету в разрезе мероприятий и проектов.

Вместе с тем, аппаратами акимов районов города Нур-Султан реализуется проект «Бюджет участия» который регулирует процесс взаимодействия местной власти с населением и дает возможность каждому жителю города участвовать в распределении средств местного бюджета через создание общественных проектов для улучшения города.

Минимальный объем расходов, направляемых на реализацию проектных предложений жителей, составляет не ниже 0,5% от годового объема расходов бюджета города, планируемых по функциональной группе 07 "Жилищно-коммунальное хозяйство", за исключением целевых трансфертов из вышестоящего бюджета.

В рамках бюджета народного участия выносятся на голосование и реализуются акиматом (аппаратом акима) следующие мероприятия:

1) озеленение территории;

2) обустройство тротуаров;

3) строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков;

4) создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты);

5) ремонт бордюр, брусчатки, подпорных стен;

6) ликвидация свалок;

7) установка и ремонт беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования;

8) установка, ремонт и освещение спортивных (тренажерных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования. 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Планирование бюджетных инвестиционных проектов  осуществляется в соответствии со статьей 153 БК РК  в три этапа:

1) разработка и проведение экспертиз инвестиционных предложений;

2) разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов, за исключением проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;

3) отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета.

Рассмотрение бюджетного инвестиционного проекта осуществляется на основе технико-экономического обоснования, а также проведения необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта.

Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестиционных проектов, является наличие:

  • положительного экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта о целесообразности дальнейшей реализации бюджетного инвестиционного проекта;
  • утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
  • положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии. 

УТОЧНЕНИЯ БЮДЖЕТА

В соответствии со статьей 106 БК в течение финансового года основаниями для проведения уточнения местного бюджета являются:

1) необходимость устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической, экологической и социальной стабильности РК;

2) принятие или изменение законодательных актов РК, предусматривающих сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов;

3) снижение или увеличение поступлений республиканского и местных бюджетов входе его исполнения на сумму свыше десяти процентов от их годового утвержденного объема в текущем финансовом году;

4) в случае использования в полном объеме денег, предусмотренных в составе резерва МИО при необходимости вносит в маслихат предложения об увеличении размера резерва;

5) непредставления соответствующей документации по бюджетным инвестициям, направленным на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, имеющих положительное заключение РБК;

6) в случае заимствования местными исполнительными органами на покрытие дефицита наличности местного бюджета на срок, превышающий текущий финансовый год;

7) при внесении изменений в единую бюджетную классификацию;

8) по инициативе МИО допускается не чаще одного раза в квартал в течение текущего финансового года.

По инициативе депутатов маслихата допускается не чаще одного раза в квартал в течение текущего финансового года. 

КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТА

В соответствии со статьей 111 БК корректировка бюджета осуществляется на основании:

1) образования, ликвидации, реорганизации, изменения функций и лимитов штатной численности исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и подведомственных им государственных учреждений;

2) выделении в течение финансового года средств из резервов Правительства РК и распределяемой бюджетной программы;

3) выделения дополнительных и/или изменения объемов выделенных целевых трансфертов и бюджетных кредитов из вышестоящего бюджета.

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по г.Нур-Султан

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

10 комментария

  1. аватар
    Maira 18 октября 2023 21:15

    Have you ever considered publishing an e-book or guest authoring on other websites?
    I have a blog based on the same topics you discuss and would
    really like to have you share some stories/information. I know my
    viewers would appreciate your work. If you're even remotely interested, feel free to shoot me an e-mail.


    Here is my web-site acheter betnovate en Italie

  2. аватар
    Candice 18 августа 2024 07:53

    сбербанк на гайдара график работы пенсионного фонда в самаре на управленческом работы вакансии
    континент групп сосновый бор вакансии врач
    работа в новосибирске секретарь руководителя работа в москве для
    граждан снг по с разрешением

  3. аватар
    Lavon 22 августа 2024 15:17

    приснилось что муж вернулся ко мне снится мыть посуду с покойником
    как нарисовать знаки зодиака для детей
    как проверить если ли у меня магические способности моя карта луна в таро

    Feel free to visit my blog ... нумерология код успеха 1

  4. аватар
    Rory 15 сентября 2024 21:30

    факторы радиоактивного загрязнения
    беріктігі аз ұшқыш оңай балқитын, конструкциялық материалдардың түрлері книги на турецком
    языке купить алматы, турецкие книги для чтения zhetysu edu kz вход,
    жгу сайт дистанционное обучение

    my website :: қазақтың
    ұлттық би өнері

  5. аватар
    Gerardo 17 сентября 2024 10:54

    Can I simply just say what a comfort to discover someone that actually knows what they are talking about on the web.
    You certainly know how to bring a problem to light and make it important.
    More and more people really need to check this out and understand this side of
    your story. I was surprised you're not more popular since you surely possess the
    gift.

    Visit my webpage - Faigh
    comhairliúchán leighis ar líne le haghaidh do vistaril

  6. аватар
    Dixie 3 ноября 2024 12:52

    информация о работе дома культуры менеджер вайлдберриз вакансии без опыта работа удаленно работа на дому мода в хабаровске свежие вакансии для женщин
    уборщица вечерняя подработка работа подработка в спб невский район

  7. аватар
    Silas 17 ноября 2024 19:01

    өзен алабы деген не құрмалас
    сөйлем түрлері мысалдар, сабақтас құрмалас сөйлем келіннің
    аяғынан қойшының таяғынан мағынасы, қазақ келіндері қандай болу керек тарих бірлестігінің
    жылдық есебі, тарих пән бірлестігінің хаттамалары

    Also visit my homepage :: казахские пословицы про жизнь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×