БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Об этом рассказал на площадке «Antikor Ortalygy» в рамках проекта «Ашық бюджет» руководитель Управления экономики и бюджетного планирования города Нур-Султан Кайсар Манкараев.
Формирование проекта бюджета города проводится Управлением в соответствии с Бюджетным кодексом РК, Правилами разработки проектов местных бюджетов, Правилами определения лимитов расходов администраторов бюджетных программ, лимитов на новые инициативы.
Кроме того, Управление является рабочим органом Бюджетной комиссии в соответствии с БК и постановлением акимата города.
В процессе разработки проекта местного бюджета следует выделить три ключевых составляющих:
- прогноз социально-экономического развития столицы на пятилетний период;
- прогнозирование доходной части бюджета на трехлетний период;
- определение лимитов расходов администраторов бюджетных программ (далее АБП);
- бюджетные программы государственных органов с указанием целевых индикаторов.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом вышестоящих документов Системы государственного планирования, Послания Главы государства и содержит:
- внешние и внутренние условия развития экономики;
- цели и задачи экономической политики;
- приоритеты, основные направления и меры экономической политики;
- прогноз показателей социально-экономического развития;
- прогноз бюджетных параметров на плановый период, включающий прогноз поступлений и расходов местного бюджета;
- новые инициативы расходов.
В течение 2017-2021 годов в условиях замедления темпов роста республиканского ВВП на фоне мировой пандемии COVID-19 ключевой задачей является обеспечение среднегодового темпа роста ВРП столицы на уровне 4-5% в течение 2021-2025 годов, что позволит обеспечить социально-экономическую и общественно-политическую стабильность.
В разрезе отраслей вклад секторов промышленности в экономический рост составит порядка 2-4,5%, строительства 1-2% и торговли – 2-3,5%. К 2025 году ожидается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, их вклад в формирование ВРП увеличится до 59%.
При расчете бюджетных параметров, исходя из тенденций и перспектив социально-экономического развития, осуществляется прогнозирование поступлений местного бюджета.
Доходы бюджета города на 2021-2023 годы определены на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов и динамики поступлений в бюджет за ряд лет.
В соответствии с поручением Первого Президента страны от 5 апреля 2018 года и постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года № 767 «Об утверждении Государственной программы развития регионов до 2020 года» акиматом города Нур-Султан разработана Стратегия развития города Нур-Султан до 2050 года (далее-Стратегия) и План мероприятий по ее реализации на 2020-2025 годы, утвержденный постановлением акимата №114-1743 от 25 декабря 2019 года.
Стратегия включает в себя 8 ключевых направлений
- Качественное и доступное жилье;
- Здоровье и здравоохранение;
- Образование и компетенции
- Интегрированная транспортная система;
- Комфортная городская среда;
6.Первоклассная инженерная инфраструктура;
7.Общественная безопасность;
8.Устойчиво растущая и диверсифицированная «экономика знаний»
ДОХОДЫ
Прогнозирование поступлений в местный бюджет на трехлетний период согласно статье 65 Бюджетного Кодекса РК осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 34.
Основу доходов местного бюджета составляют налоговые поступления, доля которых зачастую превышает 90% (на 1 ноября 2020 года – 94%).
Для расчета ожидаемых доходов по налогам Методикой предусмотрено несколько различных подходов.
Прямой счет по базе налогообложения, который нами применяется при расчете основных зарплатных налогов (ИПН и социальный налог), которые формируют 67% от всех налоговых сборов.
Здесь применяется средняя эффективная ставка, которая рассчитывается как отношение фактически полученных налогов к общей налогооблагаемой базе.
Так, ставка по ИПН с заработной платы составляет 10%. Однако с заработной платы в 200 тысяч тенге ИПН составит только 13,7 тысяч тенге или 6,8%. Поскольку налогооблагаемая база по фонду оплаты труда уменьшается на объем пенсионных отчислений в 10% и минимальную заработную плату – 42 500 тенге.
Средняя эффективная ставка растет по мере увеличения налогооблагаемой базы, поэтому мы берем усредненную в целом по городу величину.
Кроме того, работники с доходом менее 25 мрп или 69 450 тенге по поручению Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева уплачивают ИПН по ставке 1%.
Так, за 2019 год в целом по городу при декларируемом фонде оплаты труда 1 трлн. 312 млрд. тенге поступления по ИПН составили 102 млрд. тенге. Средняя ставка отсюда - 7,8%. На 2021 с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития ФОТ составит 1 трлн. 370 млрд. тенге, соответственно поступления по ИПН оцениваются в 105,3 млрд. тенге.
Аналогичные расчеты проводятся и по социальному налогу, где средняя эффективная ставка составляет около 6%, ожидаемые поступления на 2021 год – 91,1 млрд. тенге.
По всем другим налогам мы используем либо метод индексации на величину прироста МРП (налоги на транспорт, сборы и платы), или инфляции (КПН), либо принимаем в расчет среднемесячные темпы прироста поступлений за отчетный период.
В структуре неналоговых поступлений более 60% составляют штрафы, которые согласно Бюджетному Кодексу не прогнозируются и используются исходя из фактического кассового поступления. Это очень важный момент, необходимый для того, чтобы государственные инспекции и полиция не ориентировались на собираемость штрафов как на свой основной показатель деятельности.
В эту группу поступлений также входя доходы от государственной собственности, которые включают арендные платежи за пользование коммунальной собственностью, в том числе и квартирами, а также дивиденды от деятельности квазигосударственного сектора.
Планы по доходам от госсобственности устанавливаются исходя из заключенных договоров аренды и планов развития предприятий, где отражается потенциально возможная прибыль от их деятельности, подлежащая перечислению в доход бюджета.
Поступления от продажи основного капитала носят преимущественно разовый целевой характер и включают доходы от продажи коммунальной собственности, продажи и приватизации квартир, реализации земельных участков и права аренды на земельные участки.
В целом хотелось бы отметить, что доходная часть местного бюджета во многом зависит от развития экономики и в течение года периодически уточняется с учетом реальной ситуации.
К примеру, в текущем году ввиду налоговых послаблений для МСБ местному бюджету предусмотрен компенсационный трансферт из республиканского в размере 47,7 млрд. тенге, который позволил в полной мере исполнить все договорные и социальные обязательства.
В тоже время на 2021 год темпы прироста налоговых сборов уменьшаться по причине приостановки экономической активности в текущем году. По нашим оценкам, местный бюджет столицы в 2021 году недополучит порядка 26 млрд. тенге потенциальных доходов (по КПН – 12 млрд. тенге, налогам с фонда оплаты труда – 14 млрд. тенге).
Исходя из реальных возможностей, план по доходам на 2021 год составит 319,7 млрд. тенге (в том числе налоги – 315,9 млрд. тенге), в рамках которых осуществляется распределение расходов местного бюджета.
РАСХОДЫ
Следует отметить, что процесс разработки проекта местного бюджета осуществляется в 2 этапа:
На первом этапе лимиты расходов АБП в соответствии со статьей 65-1 Бюджетного кодекса РК определяются на основе прогнозных показателей социально-экономического развития столицы, приоритетных направлений расходования бюджетных средств, принятых государственных обязательств по проектам ГЧП, размера дефицита бюджета на плановый период.
Лимиты в срок до 20 апреля выносятся на рассмотрение бюджетной комиссии и с учетом предложений доводятся АБП до 1 мая текущего финансового года. На основе доведенных лимитов АБП формируют бюджетные программы и в срок до 15 мая представляют их на рассмотрение в Управление экономики и бюджетного планирования.
В соответствии со статьей 67 БК планирование расходов на новые инициативы осуществляется как за счет выделения дополнительных бюджетных средств, так и за счет перераспределения средств базовых расходов АБП.
На втором этапе в срок до 1 сентября АБП направляют в УЭБП проекты бюджетных программ и бюджетные заявки с учетом ранее данных предложений бюджетной комиссии.
Управление не позднее 1 октября текущего финансового года на основе предложений Бюджетной комиссии разрабатывает проект решения маслихата и представляет его на рассмотрение акимата.
Окончательный вариант Прогноза социально-экономического развития столицы утверждается в срок до 10 октября.
С учетом вышеуказанных материалов УЭБП в срок до 15 октября завершает разработку проекта бюджета на трехлетний период и выносит его на рассмотрение маслихата.
Проект бюджета рассматривается на заседаниях Общественного совета, постоянных комиссиях маслихата, а также на расширенном заседании фракции партии «Нұр Отан» с участием СМИ и утверждается решением маслихата не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете.
После утверждения бюджета Управлением разрабатывается постановление акимата «О реализации решения маслихата города Нур-Султан», годовой план финансирования до уровня специфик и направляется в Управление финансов, Департамент казначейства и администраторам бюджетных программ для дальнейшей работы.
ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТА
В рамках открытости бюджета в соответствии с Правилами размещения и публичного обсуждения законопроектов проект бюджета размещается на интернет-портале egov для публичного обсуждения (egov-открытое правительство-открытые НПА-области-город Нур-Султан).
Бюджет города печатается в газетах Вечерняя Астана, Astana aqshamy и размещается в эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также публикуется на сайте маслихата города (https://maslihat01.kz/ru/page/normativnye-pravovye-akty).
В рамках открытости бюджета Управление экономики и бюджетного планирования на интернет-портале egov, а также сайте Управления размещает Гражданский бюджет на стадии планирования (egov-открытое правительство-открытые бюджету-МИО-акимат города Нур-Султан-материалы-Гражданский бюджет-УЭиБП).
Кроме того, АБП размещают на интернет-портале egov, а также на
своих сайтах ведомства Бюджетные программы и Гражданский бюджет (egov-открытое правительство-открытые бюджету-МИО-акимат города-Бюджетная программа).
Акиматом города совместно с Агентством по противодействию коррупции РК разработана «Интерактивная карта общественного контроля», где размещается информация по бюджету в разрезе мероприятий и проектов.
Вместе с тем, аппаратами акимов районов города Нур-Султан реализуется проект «Бюджет участия» который регулирует процесс взаимодействия местной власти с населением и дает возможность каждому жителю города участвовать в распределении средств местного бюджета через создание общественных проектов для улучшения города.
Минимальный объем расходов, направляемых на реализацию проектных предложений жителей, составляет не ниже 0,5% от годового объема расходов бюджета города, планируемых по функциональной группе 07 "Жилищно-коммунальное хозяйство", за исключением целевых трансфертов из вышестоящего бюджета.
В рамках бюджета народного участия выносятся на голосование и реализуются акиматом (аппаратом акима) следующие мероприятия:
1) озеленение территории;
2) обустройство тротуаров;
3) строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков;
4) создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты);
5) ремонт бордюр, брусчатки, подпорных стен;
6) ликвидация свалок;
7) установка и ремонт беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования;
8) установка, ремонт и освещение спортивных (тренажерных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Планирование бюджетных инвестиционных проектов осуществляется в соответствии со статьей 153 БК РК в три этапа:
1) разработка и проведение экспертиз инвестиционных предложений;
2) разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов, за исключением проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
3) отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета.
Рассмотрение бюджетного инвестиционного проекта осуществляется на основе технико-экономического обоснования, а также проведения необходимых экспертиз технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта.
Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестиционных проектов, является наличие:
- положительного экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта о целесообразности дальнейшей реализации бюджетного инвестиционного проекта;
- утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
- положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии.
УТОЧНЕНИЯ БЮДЖЕТА
В соответствии со статьей 106 БК в течение финансового года основаниями для проведения уточнения местного бюджета являются:
1) необходимость устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической, экологической и социальной стабильности РК;
2) принятие или изменение законодательных актов РК, предусматривающих сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов;
3) снижение или увеличение поступлений республиканского и местных бюджетов входе его исполнения на сумму свыше десяти процентов от их годового утвержденного объема в текущем финансовом году;
4) в случае использования в полном объеме денег, предусмотренных в составе резерва МИО при необходимости вносит в маслихат предложения об увеличении размера резерва;
5) непредставления соответствующей документации по бюджетным инвестициям, направленным на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, имеющих положительное заключение РБК;
6) в случае заимствования местными исполнительными органами на покрытие дефицита наличности местного бюджета на срок, превышающий текущий финансовый год;
7) при внесении изменений в единую бюджетную классификацию;
8) по инициативе МИО допускается не чаще одного раза в квартал в течение текущего финансового года.
По инициативе депутатов маслихата допускается не чаще одного раза в квартал в течение текущего финансового года.
КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТА
В соответствии со статьей 111 БК корректировка бюджета осуществляется на основании:
1) образования, ликвидации, реорганизации, изменения функций и лимитов штатной численности исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и подведомственных им государственных учреждений;
2) выделении в течение финансового года средств из резервов Правительства РК и распределяемой бюджетной программы;
3) выделения дополнительных и/или изменения объемов выделенных целевых трансфертов и бюджетных кредитов из вышестоящего бюджета.
Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по г.Нур-Султан
9 комментария