КАЗАХСТАН ПОЛУЧАЕТ ДОСТУП К ВНУТРЕННИМ ВОДАМ РФ
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 17 ноября 2020 года подписал Закон РК «О ратификации Соглашения о судоходстве». Ратифицированное Соглашение о судоходстве было подписано в рамках заседания Евразийского межправительственного совета 1 февраля 2019 года в Алматы.
Оно направлено на развитие и укрепление сотрудничества в сфере водного транспорта. Положения Соглашения позволяют упростить разрешительный порядок транзитного прохода судов по внутренним водным путям стран Евразийского экономического союза.
Необходимо отметить, что из всех стран участниц Соглашения только Российская Федерация имеет внутренние водные пути, по которым возможно транзитное плавание судов.
Законом определен срок рассмотрения заявки на транзитный проход 10 дней, выдачу разрешения будут осуществлять уполномоченные органы. В настоящее время разрешение на транзитный проход выдается Правительством Российской Федерации и его получение занимает от 3до 6 месяцев.
Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов отметил, что для Казахстана Соглашение имеет стратегическое значение, казахстанский флот получит доступ в открытое море. Сегодня грузы из портов на Черном море до казахстанских портов доставляются транзитом по Волго-Донскому судоходному каналу.
«С вступлением в силу Соглашения повысится транзитный потенциал портов Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Закон позволит в ближайшее время увеличить объем перевозимых грузов по внутренним водным путям России до портов Черного и Средиземного морей, тем самым будет способствовать дальнейшему развитию экономики Казахстана», - сказал глава Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS».
Поскольку только казахстанские компании будут иметь возможность упрощенного порядка прохода по внутренним водным путям Российской Федерации, в настоящее время прикаспийские страны, не являющиеся членами ЕАЭС, будут заинтересованы в задействовании казахстанских перевозчиков для перевозки грузов из портов на Каспии до портов на Черном море.
Также казахстанские суда получат возможность осуществлять проход по рекам Иртыш и Обь вплоть до залива Обская губа в Карском море. К 2025 году прогнозируется довести объемы речных перевозок до 1,5 млн. тонн. В текущем году объем перевозок по внутренним водным путям составил 879 тыс. тонн.
Для реализации Соглашения о судоходстве, в рамках ЕАЭС также согласовывается международный межведомственный договор, определяющий требования к минимальному составу экипажей судов, который должен быть заключен компетентными органами государств-членов ЕАЭС.
Необходимо отметить, что Соглашение о судоходстве вступит в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении странами, входящими в ЕАЭС, внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения о судоходстве в силу.
Пресс-служба Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»