Акимы областей должны заниматься образованием, а не ремонтировать дороги
Руководитель проектного офиса по противодействию коррупции Министерства образования и науки Казахстана Adal Bilim, председатель правления Университета КАЗГЮУ Талгат Нарикбаев считает что университеты должны быть при областных акиматах, а не при МОНе. По его словам, в Казахстане назрела необходимость пересмотра работы региональных вузов. Об этом он рассказал в интервью с Ерболатом Мухамеджаном в прямом эфире.
«Министр не может прямо контролировать ректоров региональных вузов. Они все равно как и начальники управления образования находятся под влиянием акимов. Наши государственные университеты по большей части расположены в регионах. В данный момент эти университеты относятся к Министерству образования, то есть Министр назначает ректоров и они им полностью контролируются. Я считаю, что эти вузы необходимо передать из подчинения Министерства образования и науки в ведение акимов областей и местных исполнительных органов, как это практикуется в Германии. Там каждый вуз закреплен за землей, областью по-нашему. Таким образом, аким, а не министр будет нести ответственность за вуз»,-сказал председатель правления.
В качестве решения проблемы Талгат Нарикбаев предложил акимам проанализировать потребности рынка труда в своем регионе и согласно этим данным, обучать у себя специалистов.
«Как Министерство образования будет отвечать за все школы Казахстана? Даже в случае выделения из бюджета колоссальной суммы на эти цели, произвести мониторинг наличия или нехватки школьных учебников – это очень сложная задача. Я считаю, что реальные результаты в этом направлении будут ощутимы только лишь в случае несения ответственности за качество образования в своем регионе областными акимами. Хватит ремонтировать хорошие дороги, пора заниматься образованием. Деятельность акима в этой сфере не должна ограничиваться только постройкой школ, она должна быть направлена на максимальное создание условий для конкуренции с другими областями, для улучшения материально-технической базы образовательных учреждений и повышения качества преподавания (так как только в этом случае выпускники и школьники будут обеспечены призовыми местами в различных олимпиадах), а также для повышения заработной платы учителей»,- сказал Нарикбаев в своем интервью.
Необходимо отметить, что в стране функционируют более 7 тысяч школ и 10 179 дошкольных организаций. Новый 2020-2021 учебный год начался для 3,3 млн казахстанских школьников.
Пресс-служба Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева