АБАЙ: ОТКРЫВАЮЩИЙ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Каждый народ планеты Земля имеет духовные и нравственные опоры. Одна из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа – творческое наследие Абая Кунанбаева — мыслителя, поэта, композитора, просветителя, общественного деятеля.
«Как олицетворение интеллигентности, нравственной и духовной культуры своего народа Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка», - писал Чингиз Айтматов.
В произведениях казахского мыслителя максимально отражены национальное самосознание, предчувствие и осмысление намечавшегося революционного исторического поворота, новых перспектив в жизни народа, всех его социальных групп.
Как гениальный просветитель, Абай создавал своему народу философские, нравственные, культурные ориентиры для вхождения в новую историческую эпоху.
Период Просвещения – закономерный этап в эволюции общественного сознания всех народов накануне активного формирования индустриального общества с его потребностями в повышении уровня образованности населения, провозглашении прав человека, в ориентире на грядущее общество с юридически свободными людьми. Просветители в XVIII веке – начале XX века в разных странах освещали перспективу исторического пути народов, критически переосмысливали прошлое и настоящее, готовили к предстоящим кардинальным сдвигам в структуре общества и его жизнедеятельности, к необходимости более интенсивной работы над собой как отдельных людей, так и общества в целом. Этим объясняются порой жесткие критические суждения Абая о современном ему обществе и современниках.
С другой стороны, просветители учили и реформаторов, разъясняя необходимость осторожного проведения реформ, сохранения нравственных и культурных ценностей, скреплявших традиционное общество. Например, в сфере права в Казахстане – значение обычного права и суда биев. Как и Чокан Валиханов, Абай понимал содержащийся в обычном праве и суде биев потенциал полезной для будущего самоорганизации народной жизни. Это не мешало критиковать современных им биев за незнание обычаев, корыстную несправедливость в разрешении дел.
А положение дел в суде биев он хорошо знал по своему опыту. С 15 лет Абай присутствовал на судебных разбирательствах. В 20 лет уже славился как оратор и знаток обычаев степи, подавал надежды со временем стать знаменитым бием (судьей). Об авторитете Абая-бия свидетельствует и неоднократное избирание его посредником-примирителем при спорах представителей разных уездов.
Абай много лет занимал должность судьи (бия) и волостного управителя. В рапорте генерал-майора Галкина от 25 августа 1903 г. на имя военного губернатора Семипалатинской области, говорилось, что «Ибрагим Кунанбаев имеет от роду 60 лет, женат на 3 женах, от которых имеет около 20 человек детей, обладает состоянием 1000 лошадей и 2000 баранов, человек он весьма развитый и умный, служил 2 трехлетия бием и три трехлетия управителем Чингизской волости, затем одно 3-летие прослужил Управителем Нукурской волости по назначению от правительства. Служба Кунанбаева отличалась разумною исполнительностью и энергией, преданностью правительству и отсутствием фанатизма».
Рассматривая дела в качестве бия, Абай проявлял глубокое знание правовых обычаев, стремился справедливо и беспристрастно разрешить спор, установить виновных. Это не всем нравилось, особенно из числа знатных или богатых, рассчитывавших на более благосклонное отношение именно к ним. «Нет сомнения в том, – писал Алихан Букейханов, – что Абай в старое время оправдал бы пророчество родной степи: сделался бы бием, право судить которого создавалось не формальным избранием, а признанием его таланта, как устанавливается слава писателя и артиста».
Абай известен и как законодатель степи. В 1885 г. в местечке Карамола на берегу реки Чар (отсюда одно из названий документа – «Чарское положение») был принят один из первых правовых документов на казахском языке, изданный затем типографским способом и распространенный среди народа. Чарское положение представляло собой свод обычаев и законов степи, было принято на чрезвычайном съезде более ста биев ряда уездов Семипалатинской области. Бии избрали председателем на съезде Абая (ему тогда было около сорока лет). Есть данные, что Абай разрабатывал представленный на съезд документ и что он огласил нормативный акт, состоявший из 93 параграфов, единодушно одобренный присутствующими.
В ереже предпринималась попытка синтеза обычного права казахов и некоторых положений российского законодательства, что должно было обеспечить преемственность развития права и некоторое сближение обычаев степи и законов империи в варианте, приемлемом для нормального и естественного, в целом, развития казахского общества.
Видя несовершенство власти, Абай в своих рассуждениях, признавал ее позитивное социальное назначение. Размышляя о возникновении власти правителей Абай связывал это с естественным стремлением людей к упорядочению общественной жизни, к защите от возможных посягательств на их жизнь, имущество и права. При этом в сознании людей соединялась вера и власть. «Говорят, – писал Абай, – …«Когда каждый сам по себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне»… «Люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы». Но с тех пор, писал Абай, многое изменилось.
Абай критиковал порядки в степи, противоречащие, по его мнению, установлениям Аллаха и человечности. Он с сожалением замечал, что волостные правители достигают власти хитростью и обманом, а получив власть, заботятся лишь о собственном благополучии, ищут поддержки у таких же «увертливых и ухватистых» как сами, большую часть сил тратят на борьбу с соперниками и сохранение власти, посвящая этому и подготовке к новому избранию, весь срок полномочий. Мыслитель заявлял, что не может при всем желании уважать волостного и бия, так как «нет в степи божеской управы и суда. Власть, купленная за деньги, не многого стоит».
В философии права Абай самобытен, но при этом стихийно принадлежит к традиции синтеза права и нравственности, которая прослеживается в истории правовой мысли, например, во взглядах Конфуция в Древнем Китае, в учении Иммануила Канта в Германии (и в России, после принятия Кантом российского подданства). Разнообразные проявления этой тенденции объединены тем, что право понимается как явление более широкое, чем законодательство. Для Абая в структуре права, кроме законодательства и даже, прежде всего, ведущими элементами являются обычное право и нравственность, представления о справедливости. Он сторонник динамичного соединения, сплава обычного права и законодательства, но на основе обычного права.
Абай Кунанбаев своей критикой межродовых и феодальных раздоров в степи, сыграл важную роль в осознании этих недостатков, в формировании критического отношения к ним, в укреплении единства народа. В то же время, как писал еще в 1960 г. исследователь Абая Айдарат Таукелев, Абай в своих работах прямо или косвенно критиковал и колонизаторскую политику царской администрации.
Касаясь вопросов будущего развития общества, просветитель признавал, что в ходе эволюции могут изменяться и фундаментальные его основы, в том числе и каноны религии. Будущие формы жизни, ее принципы определят те, кто будет тогда жить в соответствии с разумом и верой. Абай был уверен, как были уверены, в свое время, например, Аристотель, аль-Фараби и Ш.Л. Монтескье, что должна существовать гармония и выражающая ее мера всему, в том числе и хорошему. «Все на свете имеет свою меру, – говорил он. – …Все, что сверх меры – есть зло».
В целом, Абай внес весомый вклад в духовное, нравственное, политико-правовое развитие казахского народа, своими идеями осветил новые горизонты его будущего, содействовал изменению общественного сознания, общественных отношений, критиковал негативные черты бытовой психологии.
Как судья и законодатель, Абай искал оптимальные модели сочетания традиционного обычного права и государственного законодательства, как критический мыслитель высвечивал несправедливость и корыстие многих местных чиновников и судей, желал просвещенной демократии.
Своим творчеством и деятельностью Абай предвосхитил некоторые идеи и позиции представителей либеральной интеллигенции Казахстана – лидеров партии «Алаш». Они приняли от великих просветителей историческую эстафету пробуждения национального самосознания и просвещения народа, дальнейшего развития национальной культуры, в том числе политической и правовой. Как и Абай, объективно они стремились минимизировать потери для народа при переходе от традиционного общества к индустриальному, обеспечить его защиту, процветание и единство.
С.Ф. Ударцев,
доктор юридических наук, профессор, руководитель научно-исследовательских проектов по вопросам правовой политики, конституционного законодательства и государственного управления (Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева)