В БОРЬБЕ ЗА ЗДОРОВЬЕ КАЗАХСТАНСКОЙ НАЦИИ: ЧЕТЫРЕ ПРОРЫВНЫХ АНТИТАБАЧНЫХ ПУНКТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАНЫ
Официально подписан и принят Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». В пунктах относительно табака и алкоголя внесены прорывные изменения. Но, как говорится, обо всем по порядку.
Для начала следует отметить, что все эти поправки — результат кропотливой двухлетней работы. За это время приходилось в буквальном смысле слова биться с армией лоббистов табачной и алкогольной продукции. Их стремление оставить все в неизменном виде вполне объяснимо, но наша команда придерживалась главного принципа — сохранение здоровья населения Казахстана. Разработчикам Кодекса во главе с депутатом Мажилиса парламента Зауре Аманжоловой пришлось очень непросто, ввиду внутреннего и внешнего давления лобби, но при обсуждении норм по борьбе с табаком всегда была единогласная позиция и здесь я очень хочу выделить особый вклад мажилисменов Ерсултана Бектурганова, Ивана Клименко, Нуртая Сабильянова, которые бились за прорывные поправки вплоть до крайнего дня 11 мая! И, наконец, мощной поддержкой стала личная позиция спикера Мажилиса парламента Нурлана Нигматулина (в том числе инициировавшего запрет некурительного табака) и уже бывшего министра здравоохранения РК Елжана Биртанова и его команды, которые не отступали и не сдавались под агрессивным натиском табачной индустрии и давлением партии «Акжол». Спасибо вам!
Для меня как для специалиста с 20-летним стажем очень приятно, что нам, к примеру, удалось полностью приравнять опасные IQOS, GLO и вейпы к сигаретам (что до сих пор не удается в других странах). Для этого отработали с казахстанским офисом ВОЗ терминологию, где включили изделия из нагреваемого табака (IQOS, GLO) и иные приборы в термин «табачные изделия», полностью приравняв их к сигаретам, а вейпам дополнительно присвоили термин «электронные системы потребления» согласно классификации ВОЗ. Этот термин включает жидкости с никотином и без, поскольку продавцы вейпов «наловчились» накапывать никотин в жидкость для вейпов (до 60 мг) по желанию подростка. Во время подготовки мы встречались шесть раз, и даже в 7:30 утра, ввиду плотного графика экспертов. Расширив терминологию, просто обозначив слово «табачные изделия», мы запретили не только рекламу IQOS, GLO, вейпов, их потребление в общественных местах, но и заставили публиковать предупреждения о их вреде в виде картинок (65%) как сейчас на сигаретах. Также, мы предусмотрели полное раскрытие состава сигарет, вейпов, нагреваемого табака и кальяна и проведение исследования состава за счет собственных средств производителей, с предоставлением ежегодной отчетности.
Кто помогал в продвижении наших норм, кроме Министерства здравоохранения Республики Казахстан? Бауыржан Байбек из Nur Otan, Нұр Медиа, депутат Ерсултан Бектурганов и наши смелые лидеры общественного мнения Кайрат Кудайберген и Танирберген Бердонгар с острыми youtube сюжетами, Instagram постами и честными публичными обращениями. Мы оказались сплоченными и более эффективными в отстаивании норм. Кроме того, следует отметить и труд труженицам антитабачного тыла — Жанар Тюлюбаева, Ardak Baizhaxynova. Первая ежедневно работала над написанием статей о вредности нагреваемого табака, кальяна, пассивного курения, других аспектов, вела сложные переговоры об их публикации в Минздраве, ВОЗ и менеджерами ведущих порталов, искала научные публикации для усиления аргументации, да и в целом давала большую моральную поддержку, говоря, что мы прорвемся, выдержим. Ardak Baizhaxynova — это будущее нашей коалиции и ее усилиями сделан такой правдивый и мотивирующий ролик о необходимости запрета выкладки в стране. Ардак также вовлекала волонтеров для сбора данных по всему Казахстану (о рекламе табака в местах продаж), это она «ловила» наиболее шокирующие детские фото в фильме, она всей душой переживала за судьбу всех поправок. Эти скромные, умные, высокообразованные девочки помогали коалиции Noshisha KZ и Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Yelzhan Birtanov выстоять в законодательных баталиях с лоббистами.
Говоря о прорывных моментах Кодекса, за которые мы стояли горой, следует отметить основные. Их четыре. Это: ужесточение правил продаж всех видов табачных изделий. Теперь повышен возраст покупателей, которым разрешается их отпускать, — с 18 лет до 21 года (по аналогии с реализацией алкогольной продукции). Кроме того, введен запрет выкладки (во всех местах продаж: маленьких магазинах, супермаркетах, аэропорту и т.д.), который означает, что сигареты, табак для кальяна, вейпы, IQOS, GLO будут продавать под шторками или под прилавком. Проще говоря, витрины с табачными изделиями будут закрыты шторками или дверцами, как у наших соседей— России и Беларуси. Эта норма начнет действовать с июля 2021 года.
Запрет выкладки табачных изделий успешно внедрен уже в 40 странах и их число постоянно растет: Австралия, Великобритания, Ирландия, Шотландия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Исландия, Финляндия, Израиль, Таиланд, Сингапур, Маврикий, Индия, Бруней и даже Туркмения, другие страны. Из международного опыта следует напомнить исследования США, Англии, Новой Зеландии, Канады и Австралии, которые показали, что запрет выкладки табачных изделий снижает подверженность подростков рекламе сигарет на целых 83%! Это убьет воздействие какой либо рекламы на юные умы в местах продаж. Согласно расчетам, запрет выкладки в пятилетней перспективе снизит курение от 13,6% до 23,5% . Казахстан может рассчитывать на финансовые выгоды в размере от 450 — 750 млн тенге в течение пяти лет ввиду того, что будет спасено от 6250 — 9200 жизней и сокращены расходы на лечение, а главное наши дети будут воспринимать табак как вредный продукт!
Второй важный пункт — полное приравнивание новых табачных изделий (IQOS, GLO, вейпы) к сигаретам. Мы расширили и перекроили табачную терминологию так, чтобы охватить все виды вредных изделий регулированием и в этом нам помогли эксперты ВОЗ. Третий — запрет оборота некурительных табачных изделий (ввоз, производство, продажа и распространение). Четвертый и, наверно, самый главный — запрет курения кальяна. Теперь ни в одном общественном месте и даже в курилках нельзя употреблять кальян.
А что же табачная индустрия? Она очень активно сопротивлялась, хотя и давно была готова к данным нормам. К 2018 году почти все обследованные места продаж уже были оборудованы витринами со шторками. Но, именно эту норму очень агрессивно атаковало лобби, пытаясь задушить на корню, при выходе Кодекса из Правительства. Но нам удалось одержать победу в борьбе за здоровье казахстанской нации.
Верю, что новая команда Минздрава во главе с Алексеем Цоем и Ажар Гиният разработает подзаконные акты по самым лучшим стандартам, ведь у каждого был успешный опыт противодействия табачной индустрии в прошлом. Кодекс — это наша общая победа!
Садыкова Д.
Лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма»