О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ ФАКТОВ СПЕКУЛЯЦИИ ЛЕКАРСТВАМИ
В целях пресечения фактов спекуляции лекарствами во всех регионах образованы рабочие группы из числа сотрудников антикоррупционной службы, проектных офисов «Адалдық алаңы», специальных мониторинговых групп, а также гражданских активистов.
Они проводят мониторинг социальных сетей и сайтов на предмет наличия объявлений о продаже дефицитных лекарственных средств и фактов завышения цен на них, сообщений о неблагоприятных условиях в больницах, а также посещают места хранения и реализации лекарственных средств.
Для установления обратной связи с населением действует WhatsApp номер +7 702 000 2494, куда поступило более 4500 обращений граждан по фактам завышения цен на лекарственные средства.
Рабочими группами посещено 1555 аптек, 102 складов медицинских изделий, 103 больниц и поликлиник.
В результате выявлено порядка 200 нарушений.
К основным нарушениям относится завышение цен на лекарственные средства.
Дважды в год Министерством здравоохранения утверждаются предельные цены на лекарства для розничной и оптовой реализации, превышение которых является нарушением.
Так, недавно установлены новые предельные цены на лекарства до конца года (приказом от 11 июля 2020 года № ҚР ДСМ-82/2020).
Граждане могут с ними ознакомиться с помощью мобильного приложения dari.kz, и в случае установления факта завышения цен, там же могут направить жалобу.
Хотелось бы отметить, что данное деяние не является безнаказанным. За завышение цен предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 70 МРП или 194 460 тг.
К сожалению, в ходе мониторинга во всех без исключения регионах выявлены такие факты.
К примеру, в столичных аптеках цены на препараты «Амлодимед» и ЦЕФ-3 завышены на треть.
В Актюбинской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях цены на востребованные препараты завышены более чем в 2 раза от их предельной стоимости.
По выявленным нарушениям составлены 21 административных протоколов по статье 426 КоАП, все нарушители привлечены к ответственности в виде штрафов.
Согласно данным Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг всего по стране составлены 65 протоколов.
Еще одним из обнаруженных нарушений является реализация лекарств вне специализированных помещений и аптек.
Согласно требованиям законодательства, реализация лекарственных средств осуществляется только в аптечных складах и аптеках (приказ министра здравоохранения от 14 сентября 2015 года № 713).
Нарушителям данного требования грозит штраф в размере 194 460 тг.
Вместе с тем, в ходе мониторинга в Жамбылской области на продовольственных рынках без соответствующего разрешения продавались «Парацетамол» и другие антибиотики при их остром дефиците в аптеках.
В этой же области житель областного центра реализовал 30 ампул препарата ЦЕФ-3 прямо на улице, а другой продавал «Аспирин» в магазине.
В ВКО выявлен факт реализации лекарственных средств и медицинских изделий через интернет без лицензий.
Факт продажи лекарственных средств гражданами в неспециализированном помещении по завышенной стоимости также зафиксирован в Костанайской и Павлодарской областях.
Все медицинские препараты изъяты, а в отношении нарушителей составлены административных протокола по статье 424 КоАП (Незаконная медицинская и (или) фармацевтическая деятельность).
Третьим обнаруженным нарушением является осуществление деятельности аптек без лицензий.
Такие нарушения выявлены в г. Нур-Султан, Мангистауской и Туркестанской областях.
В результате аптека в Туркестанской области закрыта, а по остальным фактам материалы переданы в департаменты Комитета контроля качества товаров и услуг.
За вышеуказанные нарушения Кодексом об административных нарушениях предусмотрен штраф до 2,7 млн тг. (1000 МРП).
В случае повторного нарушения предусмотрено приостановление действия лицензии на фармацевтическую деятельность сроком до шести месяцев.
Наряду с этим, во всех регионах ведутся проверки на предмет коррупционной составляющей при закупе медтехники, в том числе аппаратов ИВЛ.
В настоящее время такие признаки установлены в нескольких регионах.
К примеру, в Кызылординской области начато досудебное расследование в отношении 2-х заместителей руководителя Управления здравоохранения по факту закупа 10 аппаратов ИВЛ по цене 17,4 млн тг. за единицу, которая в 3 раза превышает стоимость, предложенную ТОО «СК-Фармация».
Антикоррупционной службой Костанайской области начато досудебное расследование в отношении должностных лиц областной больницы.
Они подозреваются в покушении на хищение средств в сумме 181 872 000 тг., путем заключения договора с товариществом на поставке медицинского оборудования по завышенной стоимости.
Установлены факты задержки крупных партий востребованных лекарств на складах частных поставщиков, что создает условия для искусственного дефицита.
Так, в Карагандинской области на складах выявлено 600 тысяч упаковок нереализованных лекарств (парацетамол, аспирин). Немедленно начата их отгрузка в аптеки.
В Шымкенте на складах частных поставщиков обнаружены востребованные препараты (цефозалин, эуфилин, аналгин, парацетамол), более недели ожидавшие получения сертификатов.
С привлечением общественности взят на контроль процесс распределения зарубежной гуманитарной помощи, направленной на борьбу с COVID-19, с целью недопущения хищений и перепродажи поступающих медпрепаратов и изделий.
В ходе сопровождения гумпомощи сотрудниками Агентства проводится профилактическая разъяснительная работа с работниками управлений здравоохранения и медучреждений. На упаковках ставится печать «Гуманитарлық көмек – ТЕГІН», что снижает риски дальнейшего нецелевого использования товара.
На данный момент сопровожден гуманитарный груз, прибывший из Катара, КНР, ОАЭ. Сегодня продолжается их транспортировка до медицинских организаций и обеспечивается сопровождение гумпомощи из России, Узбекистана и ВОЗ.
Также, как известно, прибыла гумпомощь из Турции и Германии, в настоящее время на стадии пересчета, далее ожидается транспортировка по регионам.
Агентством ТОО «СК-Фармация» рекомендовано разместить открытую информацию о всей полученной за период борьбы с пандемией гуманитарной помощи, включая перечни и объемы с учетом распределения до каждого региона. Данный вопрос в процессе реализации.
*****
Хотелось бы отметить, что в текущих условиях Агентством совместно с общественностью также проводится мониторинг за процессом выдачи тел из морга, оказанием услуг по погребению и распределению мест на кладбищах.
Важную роль в предупреждении коррупции играет вовлеченность общества в эту работу.
Внедрение института общественного контроля является одной из основных задач Антикоррупционной стратегии. Внедрение такого контроля требует не только активизации институтов гражданского общества, но и соответствующего законодательного регулирования.
В этой связи, Агентством совместно с уполномоченными органами уже прорабатывается вопрос законодательного закрепления института общественного контроля, как одного из инструментов искоренения коррупции.