Оценка влияния пандемии коронавируса на транспортную отрасль Узбекистана и меры по смягчению негативных последствий » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Оценка влияния пандемии коронавируса на транспортную отрасль Узбекистана и меры по смягчению негативных последствий

Оценка влияния пандемии коронавируса на транспортную отрасль Узбекистана и меры по смягчению негативных последствий

 

В настоящее время злободневной темой дня во всём мире считается пандемия коронавируса (далее COVID-2019) [1].

COVID-2019 серьезно повлиял на все сферы человеческой деятельности, буквально «парализовав» крупнейшие экономики мира. Деятельность транспортных и логистических компаний также оказалась существенно затронута карантинными мероприятиями в связи с запретом на перемещение пассажиров на всех видах транспорта [2, 3] и ограничением грузовых перевозок на автомобильном транспорте некоторыми странами, что, в свою очередь, может привести к снижению темпов мировой торговли. Однако, безусловно, именно самоизоляция и ограничение движения населения на транспорте снижают риски повсеместного распространения вируса.

Потери в объемах пассажирских и грузовых перевозок внутри республики и за ее пределами, несомненно, могут существенно замедлить рост экономики Узбекистана. На время противовирусных мероприятий создан Антикризисный фонд [4] в целях поддержки предпринимательства, инфраструктурных проектов, ведущих отраслей экономики республики, в т.ч. туризма и транспорта. В качестве первоочередных мер по недопущению завоза и распространению нового типа вируса COVID-2019 в Узбекистане создана комиссия для изучения ситуации в стране и за рубежом в связи распространением данного типа коронавируса [5].

В соответствии с предварительными оценками экспертов о потери до 31 млн долл. США [6] в туристической индустрии Узбекистана, а также введения ограничений по перевозке пассажиров во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях, авиационному сектору страны, предоставлен ряд преференций: отсрочки по выплате задолженности по кредитам без начисления штрафных санкций, пересмотр графиков погашения кредитов АО «Uzbekistan Airways», освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество, и оплата социального налога по сниженной ставке в размере 1 процента [7].

Перевозки пассажиров на  железнодорожном транспорте в 1 квартале 2020 года снизились до 81%, воздушном –  до 83,4 %. Перевозка пассажиров на автомобильном транспорте составила  103,3% по сравнению с 1 кварталом 2019 года.  По данным видно, что  введение карантинных мер не имело большого влияния на падение перевозок (рис.1). Но уже с апреля месяца наблюдается резкое снижение пассажироперевозок на автомобильном транспорте.

Источник: составлено по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

 

Рис. 1.Темпы роста объема отправленных пассажиров по видам транспорта в 2020 г. в % к 1 кварталу 2019 г.

 

Однако, распространение COVID-2019 не повлияло на деятельность грузоперевозок республики и в целях обеспечения сроков своевременной доставки грузов и недопущения замедления процессов внешнеторговых перевозок Правительством страны принимаются усиленные меры по переориентированию части объема международных автомобильных перевозок на железнодорожные, а также мультимодальные перевозки в обход стран, закрытых для перевозок в связи с карантинными мерами.

Анализ динамики отправления грузов за 1 квартал 2020 года показывает снижение объемов перевозок из-за введенных ограничений в период предпринимаемых мер по борьбе с пандемией на воздушном транспорте на 35,5%. На автомобильном транспорте объем отправленных грузов к 1 кварталу 2019 года увеличен до 105,8% за счет отправления грузов во внутригосударственном сообщении. С железнодорожных станций республики отправлено 17,1 млн тонн груза, что к 1 кварталу 2019 года составило 100,9%. (рис. 2);

Источник: составлено по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Рис. 2.Темпы роста объема отправленных пассажиров по видам транспорта в 2020 г. в % к 1 кварталу 2019 г.

 

В межгосударственном сообщении.

Если в 1 квартале текущего года показатели на воздушном (экспорт и импорт) и автомобильном (экспорт и транзит) видах транспорта имели стабильные темпы роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то уже за апрель – май месяцы,  в разгар карантинного периода, наблюдается их резкое снижение.

А на железнодорожном транспорте наблюдается тенденция увеличения объемов перевозок грузов за счёт переориентирования перевозок с автомобильного транспорта. Так, за январь-май 2020 года объем транзитных грузоперевозок увеличился до 121,1%, экспортных - 114,3% к соответствующему периоду 2019 года (рис. 3).

Рис. 3. Темпы прироста объема международных железнодорожных перевозок в 2020 г в % к январю-маю 2019 г.

 

Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем с 193 странами мира, поэтому очень важно в сложившихся экстремальных для страны условиях оценить имеющий потенциал и занять свою нишу на мировом рынке транспортных услуг в целях смягчения негативных последствий на экономику страны от пандемии COVID-2019.

К падению объема грузоперевозок на автомобильном транспорте, привел ряд проблем при перевозке грузов в зарубежные страны в период пандемии:

  1. Некоторые страны закрывают границы для пересечения автомашинами;
  2. В тех странах, где отсутствует ограничение перевозок на автомобильном транспорте, возникает следующая ситуация: автомашины выезжают из одной страны с экспортным грузом в страну назначения, после прибытия и пересечения границы страны назначения, груз доставляется получателю. В связи с действиями карантинного режима на период действия пандемии, водителя перемещают на 2 недели в карантинную зону, затем после окончания карантинного периода автомашина выезжает обратно с другим попутным грузом до места назначения, т. е. в страну первоначального отправления. Далее в месте пребывания снова водителя перемещают в карантинную зону. Таким образом, за 1 рейс туда и обратно и к времени нахождения в пути прибавляется примерно месяц из-за предпринимаемых карантинных мер;
  3. Как следствие вышеуказанной проблемы, водители увеличивают плату за перевозку грузов, что влияет на снижение конкурентоспособности рынка автомобильных услуг.

В связи со сложившимися проблемами в автомобильных перевозках, целесообразным считается реализация ряда смягчающих мер и механизмов по устранению застоя и их дальнейшему развитию:

  1. Перевозчикам грузов необходимо увеличить смены водителей на единицу автотранспорта таким образом, чтобы автомашина не простаивала в ожидании водителей на карантине путем найма других водителей из страны назначения прошедших карантинный период. После прибытия сменных водителей в страну назначения нанимается еще одна бригада для вывоза груза из Узбекистана;
  2. В целях стимулирования автоперевозчиков отменить все дорожные сборы для всех транспортных средств, в том числе плату за проезд по тоннелям и мостам до снятия угрозы распространения COVID-2019. Пример: опыт Китая [8];
  3. Ввести безостановочный и бесплатный режим для грузового автомобильного транспорта, перевозящего медицинские грузы и персонал, а также отменить или упростить проверки таких автомобилей. Пример: опыт Китая [8].

Большая доля убытков приходится на авиационный транспорт республики, который ограничивается в настоящее время перевозками товаров гуманитарной помощи некоторым странам в период кризиса. В целях увеличения доходности, а также удовлетворения спроса экспортеров целесообразно переориентировать деятельность воздушного транспорта и продолжить переоборудование находящихся на временном хранении пассажирских самолетов на грузовые самолеты.

Справочно: Правлением АО «Uzbekistan Airways» было принято решение о переоборудовании Boeing-767-300-ER в грузовой вариант Boeing-767-300-PTC (passenger-to-cargo) [9]. Это позволит уменьшить убыточность авиакомпании и увеличить объем перевозок.

В этой сложной ситуации, для железнодорожного транспорта открываются новые перспективы. Благодаря налаживанию сотрудничества с другими странами на новом уровне и достигнутым международным договорённостям с железнодорожными администрациями других стран, расширяются возможности развития грузоперевозок, совершенствуются существующие и открываются новые экспортные, импортные и транзитные коридоры, а также развиваются новые международные мультимодальные грузоперевозки с применением гибких тарифов.

Основное значение уделяется поддержке предпринимателей и представителей бизнес-сообществ, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Так, в марте и апреле текущего года отправлено три контейнерных блок-поездов с экспортными грузами акционерного общества «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» с железнодорожной станции Сергели (Ташкент) по мультимодальному маршруту Баку–Тбилиси–Карс. Подобные грузоперевозки имеют еженедельный характер. Помимо Турции, аналогичные маршрутные поезда планируются также в Россию, государства Европейского союза, Китай и другие азиатские страны [10].

Из-за закрытия туркмено-иранской границы [11] наблюдается резкое снижение перевозок в межгосударственном сообщении по коридору Север-Юг при достаточно развитой инфраструктуре обоих стран. Введение конвенционного запрета со стороны Туркменистана, несомненно повлечет за собой снижение объемов железнодорожных перевозок, экспортных и транзитных в среднем в 2% и 2,3% [12] соответственно, грузов Узбекистана назначением в Иран.

Вышеуказанная ситуация с ограничением транзита грузов по территории Туркменистана назначением в/из Иран (транспортный коридор Север – Юг), также блокирует взаимный товарооборот таких стран как Китай, прибалтийские страны, Беларусь, Украина, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и др. со странами Персидского залива, Пакистаном, Индией, Бангладеш и др.

Благоприятное географическое положение Узбекистана позволяет беспрепятственно осуществлять внешнеторговые перевозки по альтернативным маршрутам и влияет на стабильное функционирование отрасли.

Для выбора данных маршрутов в вышеуказанные страны есть весомый аргумент. В структуре внешнеторгового оборота Узбекистана лидирующую позицию занимает Китай (по итогам 2019-года двусторонний товарооборот превысил 7,6 млрд долл. США, доля –18,1%), далее Российская Федерация – 15,7 % и 6,6 млрд долл. США, Казахстан – 8,0 % и 3,4 млрд долл. США, Республика Корея – 6,5 % и 2,8 млрд долл. США, Турция– 6,0 % и 2,5 млрд долл. США соответственно [13].

В этих условиях возникает необходимость использования альтернативных транспортных коридоров в Юго-Восточную Азию. Одним из таких альтернативных транспортных проектов является Кабульский коридор [14] (Узбекистан – Афганистан – Пакистан). Целесообразным считается ускорить использование существующих международных автотрасс и организацию автомобильных перевозок грузов по существующим международным автомобильным дорогам по территории Афганистана между станциями Пешавар (Пакистан) и Мазари-Шариф или Галаба (Узбекистан) под операторством железных дорог Узбекистана, с взиманием тарифа, как за железнодорожные перевозки для организации интермодальных перевозок (железнодорожным и автомобильным транспортом). Развитие данного маршрута приведет к увеличению транзитного потенциала стран Центрально-азиатского региона, в том числе Узбекистана, и формированию новых транзитных коридоров: «Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Беларусь – Евросоюз», «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан – Индия» [15]. В свою очередь вышеуказанные мероприятия позволят выполнить поручения, озвученные в послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису: «По мнению международных экспертов, за счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал нашей страны можно довести с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов» [16].

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что наряду с предпринимаемыми антикризисными мерами в период снижения деловой активности населения, необходимо разработать организационно-экономические мероприятия, основанные на результатах научных исследований и прогнозах, по стабилизации экономики, в том числе в сфере транспорта.

  

Ибрагимова Дилдора Толибовна

руководитель проекта по вопросам развития инфраструктуры,

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

 

 

  1. .

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×