Законопроект о мирных собраниях принят
- Закон о мирных собраниях предложил Президент Касым-Жомарт Токаев с его концепцией «слышащего государства» на заседании Национального совета общественного доверия. Не предложи его Президент и не было бы нового демократического регулирования. Сколько бы не говорили.
- Главное – презумпция в пользу мирных собраний.
- Законопроект соответствует международным стандартам, в частности 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, поскольку обеспечивается самое главное - право на волеизъявление. Статья 21 ведь гласит «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.»
- Соответствует он и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Законопроект о митингах еще более уточнен в Сенате. Поскольку в соответствии со статьей 61 Конституции страны - право законодательной инициативы реализуется исключительно - в Мажилисе, Сенат внес и свои предложения, корректировки. Поэтому они были рассмотрены в Мажилисе. Это нормальный предусмотренный Основным законом - законотворческий процесс, который еще более показывает демократичность, всестороннее обсуждение столь важного закона.
- Притом, разработчик закона и в Мажилисе и в Сенате, не вставал «в ступор», всегда старался идти навстречу. Законопроект видоизменялся и стал либеральным. Что- то вносилось новое. В общем, звучали различные точки зрения и это было правильным. Компромиссы находили. Это был баланс интересов. Поэтому правительственный вариант претерпел существенные изменения. Господствовала презумпция в пользу мирных собраний.
- Соблюдены принципы прав человека - «разрешено – все, что не запрещено» и «твои права заканчиваются там, где начинаются права других».
- Тот, кто не разбирается в законопроектной деятельности и питает иллюзии, лучше пусть хорошо разберутся в этом и прочитают НПА. Это юристы знают. Чтобы только законопроект попал в парламент нужно столько времени и нервов. Нужно попасть в план законопроектных работ, разработка законопроекта, многочисленные этапы согласования, обсуждения и многое другое. Годами длится законопроектная работа. Шапкозакидательство и истерика здесь не пройдет. И это в любой стране.
- Сейчас же действует устаревший Закон 1995 года, который до сих пор применяют и которым возмущаются в силу его пробельности. Сегодня же принят с дополнительными поправками из Сената - либеральный и прогрессивный законопроект о мирных собраниях в Мажилисе, соответствующий требованиям международных пактов в области прав человека. Тот, кто внимательно прочитает его, тот поймет. Работа проделана большая. Это надо знать и видеть.
- Короновирус и сейчас непонятно когда погибнет. И если сейчас закон не принять, то он непонятно когда может быть принят и войдет в наш обиход. Тогда до тех пор будут действовать те нормы Закона 1995 года, которыми многие возмущались. И правоприменитель, будь то полиция или другие госорганы, вынуждены были бы применять нормы старого закона.
- В век информационных технологий – многое изменилось и все упростилось, чем даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Сотовый телефон и твое мнение в секунды донесут всему миру через интернет, социальные сети. Поэтому меняются некоторые подходы, связанные с волеизъявлением граждан, с мирными собраниями.
- Так что прогрессивное движение вперед есть и это хорошо. Думается после принятия законопроекта, новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений. Уже писал о том, что это все станет напорядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут мирные собрания. И время это покажет.
Примечание из законопроекта:
- Установить, что количество специализированных мест для пикетов, собраний, митингов в г.г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах должно составлять не менее трех в центральных частях каждого района города либо города (при отсутствии районов внутри города). Это позволит обеспечить конституционное право граждан на проведение мирных собраний и быть услышанными государственными органами.
- В столице количество специальных мест составит – не менее 12, в Алматы – не менее 24, Шымкенте – не менее 12, Караганде – не менее 6-ти.
- Было уделено внимание срокам уведомления о проведении мирного собрания. Предлагаемые сроки были либерализированы и сокращены. С 15 суток до 5 по митингам. В разных странах по разному, начиная от 45 дней и т.д.
- Предложили законодательно закрепить возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом. Список таких запрещённых мест ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также теми, эксплуатация которых требует соблюдения правил техники безопасности. К примеру, это объекты железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы, линии связи и другое
- Специализированные места должны находиться в центральных частях городов, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний.
- Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.
- Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию.
- Вместе с тем, для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. И это правильно, перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц, водителей, пешеходов и т.д. без согласования нельзя. И то, в некоторых случаях. Здесь - по Конституции и по международным пактам существует принцип, -осуществление твоих прав, в данном случае, право на митинги, не должно ущемлять права других лиц, то есть водителей, пешеходов и т.д. То есть твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц.
- Практически убрали все нормы, регламентирующие деятельность журналистов.
- Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Теперь стало все понятнее и демократичнее. И, в первую очередь, для применения.
- Упрощены требования ко всем документам.
- Еще многие другие позитивные поправки были обсуждены и приняты.
Башимов Марат