Как повысить качество образования?
Повышение качества образования на всех его уровнях – главная задача всех органов государственного управления, связанных со сферой образования и педагогической науки. Так считают участники круглого стола «Дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан по вопросам повышения качества образования в рамках поручений, озвученных в Послании Президента народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», проведенного Комитетом по социально-культурному развитию и науке Сената Парламента.
Выступивший с докладом министр образования и науки Асхат Аймагамбетов подробно проинформировал об оптимизации высших учебных заведений, мерах по расширению академической и управленческой самостоятельности вузов, усилению работы по развитию способностей одаренных детей, пересмотре системы назначения директоров школ и заведующих детскими садами и др.
«Одним из важных вопросов является обеспечение качественной переподготовки кадров. Сегодня у нас 85 вузов готовят педагогов, и мы сейчас принимаем меры по усилению требований к таким вузам. Соответственно, будем проводить работу по отзыву лицензий. По планируемому видению Министерства образования и науки, наверное, у нас останется около 20-30 вузов, которые точечно будут готовить педагогов. Нам важнее качество, чем количество», – сказал А. Аймагамбетов. Министр также сообщил, что меняется система разработки, оценки качества, издания и мониторинга учебников. Ужесточены требования к разработке учебников, определены четкие критерии экспертизы, предусмотрены обучение и сертификация экспертов, обучение авторов, формирование базы потенциальных экспертов, внедрение «слепой» экспертизы.
Сенатор Бакытжан Жумагулов подробно проанализировал состояние и проблемы каждого уровня образования. Так, касаясь вопросов дошкольного образования, сенатор отметил недостаток квалифицированных кадров, имеющиеся нарушения воспитателей по отношению к детям (за 2017-2019 гг. поступило 203 жалобы от родителей. «Исправить ситуацию может введение лицензирования. Но его надо будет осуществлять не резко, а аккуратно и последовательно, чтобы не разрушить достигнутое», - сказал Б. Жумагулов. Говоря о дуальном образовании, сенатор рекомендовал учитывать потребности рынка труда при формировании госзаказа и трудоустройстве выпускников.
В сфере высшего образования сенатор указал на необходимость дальнейшего совершенствования законодательного и иного обеспечения аккредитации, а также по рекомендациям Парижского коммюнике ЕПВО (2018 г.) проработать имплементацию «Стандартов и руководящих принципов по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования». Кроме того, считает Б. Жумагулов, законодательное расширение самостоятельности вузов еще не в полной мере подкреплено подзаконными актами.
В ходе круглого стола выступили директор филиала Центра педагогических измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» А. Шилибаева, вице-президент МОФ «Білім-Инновация» Е. Аубакиров, заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Р. Алшанов, директор школы-лицей №66 города Нур-Султан А. Шаяхметова и другие.
Сенаторы С. Ершов, С. Бектурганов, Д. Нукетаева, Н. Жусип, М. Бактиярулы подняли вопросы повышения заработной платы педагогам и стипендии студентов, запрета использования смартфонов в школах, практики объединения вузов, совершенствования дуального образования.
По итогам круглого стола выработаны рекомендации, которые будут направлены в Правительство.
Пресс-служба Сената Парламента РК