Вопросы противодействия коррупции в образовательных учреждениях
Коррупция - это серьезное преступление, которое подрывает социально-экономическое развитие во всех обществах. Ни одна из стран, ни один регион, ни одно общество не обладают иммунитетом от коррупции[1].
Коррупция - глобальная проблема современности, которая в той
или иной мере существует во всех странах мира. Это негативное явление носит не только юридическую, социальную, но и политическую и нравственную проблему. Коррупционные проявления в стране также негативно влияют на положение государства в международном сообществе, на рейтинг страны. Поэтому искоренение коррупции является сегодня для Республики Узбекистан задачей номер один.
Коррупция в той или иной степени поразила практически все сферы жизни общества Республики Узбекистан. Образование как важнейший элемент социальной сферы, к сожалению, не стало исключением.
На современном этапе развития Республики Узбекистан в сфере противодействия коррупции проделан большой и нелегкий путь, в настоящее время акцент делается на формирование в обществе антикоррупционного правосознания, то есть внутреннего неприятия коррупции в любых ее проявлениях. В решении данной проблемы ключевая роль принадлежит образовательным учреждениям.
В науке для определения коррупции в образовании используются несколько терминов: «коррупция в сфере образования», «коррупция в системе образования», «коррупция в секторе образования», «коррупция
в послевузовском образовании», «коррупция в вузах», «коррупция в школах», «коррупция в детских садах».[2]
По мнению зарубежных ученых, «определение коррупции в сфере образования охватывает злоупотребление властными полномочиями
для достижения материальных целей, а в более расширительной трактовке означает ненадлежащее использование или злоупотребление общественным положением или должностными обязанностями в личных целях или ради частной выгоды»[3]. Коррупция в образовании определяется как «превышение полномочий для личной, в том числе материальной, выгоды»[4].
Вместе с тем, сегодня главнейшая задача государственной антикоррупционной политики состоит в том, чтобы сформировать у каждого
из граждан страны внутреннее убеждение, что быть коррупционером не только опасно, но и позорно, а жить честно - выгодно и престижно. Формировать качества честной и достойной человека жизни –никогда не поздно, но неприятие к нарушению закона должно воспитываться
со школьной скамьи – и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье.
В качестве основных причин коррупции в сфере образования можно отметить следующие:
- низкий уровень подготовки поступающих в средне-специальные
и высшие учебные заведения, но при этом желание родителей, чтоб
их дети обучались в престижных учебных заведениях; - отсутствие мотивации учащихся к самостоятельному обучения, что заставляет их искать легкие пути решения при сдаче экзаменов, получении дипломов и т.д.;
- недостаточный уровень заработной платы учителей, преподавателей учебных заведений, что приводит к поиску дополнительного источника дохода, в то же время низкая компетенция педагогов, что также влияет на запуск коррупционного механизма;
- недостаточное финансирование системы образования. Не получая
в достаточном объеме для осуществления образовательной деятельности финансовых средств, образовательные учреждения вынуждены искать иные источники финансирования.
Перечислены далеко не все причины возникновения коррупционных проявлений в сфере образования, в связи с которыми возникает вопрос
о необходимости действенных мер по устранению данных причин.
За последние годы в Узбекистане предпринимается ряд мер, направленных на предупреждение и борьбу с коррупционными проявлениями. В целях противодействия коррупции государством осуществляется комплекс различных организационно-правовых мер. Особое внимание уделяется выявлению причин и условий, способствующих коррупции, и на этой основе внедрению новых форм борьбы с коррупционными проявлениями.
Должное внимание уделяется повышению профилактической работе
по противодействию коррупции. Особенно это касается образовательной сферы, в которой в настоящее время существуют много проблем, связанных
с проявлением коррупции.
В воспитании антикоррупционного поведения обучающихся
и работников вузов, изучении причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения и их пресечения в самом зародыше, большая роль отводится высшим учебным заведениям. Коррупционные проявления в высших учебных заведениях могут начинаться с приема в него, а затем обрастать дополнительными услугами, начиная с платы за экзамены
и заканчивая поступлением в докторантуру и защитой диссертации.
К примеру, за 2018 год в Узбекистане было возбуждено 83 уголовных дела по фактам коррупции, мошенничества и превышения служебных полномочий в системе образования.[5]По сообщению информационно - аналитического мультимедийного центра Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, из них 16 были совершены в общеобразовательных школах, 31 – в вузах, 36 – в колледжах и академических лицеях. Анализ показал, что в основном факты коррупции приходятся на начало приема документов в высшие учебные заведения. В этот период было заведено
49 уголовных дел.
В Республике Узбекистан уделяется большое внимание вопросам нормативного закрепления подходов борьбы с коррупционными проявлениями. За годы независимости был принят ряд нормативно-правовых актов в данной сфере.
В частности, Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», принятый 3 января 2017 года стал большим шагом
в вопросе борьбы и предупреждения коррупции. Что касается сферы образования, в статье 18 данного закона закреплена норма о правовом обучении и воспитании в области противодействия коррупции
в образовательных учреждениях[6].
В целях реализации данного Закона 2 февраля 2017 года принято постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-2752, которым утверждена Государственная программа по противодействию коррупции
на 2017-2018 годы[7].
Затем, в целях решения стратегических задач по дальнейшему росту экономики, повышению благосостояния народа, улучшению инвестиционного климата, исходя из требований принятия новых системных мер по обеспечению эффективной реализации политики государства в сфере противодействия коррупции, а также устранения причин и условий коррупционных проявлений, 29 мая 2019 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан».
В соответствии с данным указоми на основании задач, определенных
в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах была принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы[8].
В рамках реализации Государственной программы
по противодействию коррупции с 1 августа 2019 года в качестве эксперимента начал свое действие проект «Сфера без коррупции» в системе капитального строительства и высшего образования. В рамках данного проекта стартовала реализация конкретных мероприятий по устранению преград, связанных с волокитой и бюрократизмом, укреплению законности, обеспечению справедливой и прозрачной реализации всех процессов.
В связи с этим Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев
в ходе своих встреч 24 и 28 мая 2019 года с руководителями высших учебных заведений, профессорами и преподавателями, а также представителями научного сообщества, глубоко проанализировав негативные явления в сфере образования, подчеркнул опасность наносимого вреда, отметил, что коррупция - самая большая угроза и враг номер один для всей системы образования. Ведь всем известный факт, что невозможно построить светлое будущее страны без подготовки всесторонне развитых высококвалифицированных кадров. Следовательно, создание здоровой, свободной от всяких социальных пороков образовательной и воспитательной среды в нашей стране должно быть нашей важнейшей приоритетной задачей.
Решение проблем, препятствующих этому, обеспечение чистоты
и прозрачности системы образования, в особенности искоренение коррупции, которая портит ее репутацию, являются важной задачей.
Вместе с тем, нормативно-правовое противодействие коррупции следует осуществлять не только на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, но и на уровне отдельных организаций.
Однако для реализации нормативно-правовых актов необходимо внедрять действенные меры, которые будут способствовать разрушению коррупционных механизмов, формированию правового пространства
и мировоззрения у населения. В республике организуются масштабные мероприятия по правовой пропаганде и доведению до населения сути
и значения принимаемых нормативно-правовых актов. Ведь
в неукоснительном и своевременном выполнении актов законодательства важное значение имеет их оперативное распространение до исполнителей
и разъяснение сути и значения населению. Но и само население, преимущественно, молодое поколение должно понимать, что коррупция – это не способ решения проблем, а это зло, которое обладает разрушительной силой, в особенности, в жизненно важной сфере, имеющей социально-экономическое значение в развитии государства - сфере образования.
В частности, в образовательных учреждениях проводятся занятия, посвященные противодействию коррупции. Также, в академических лицеях
и профессиональных колледжах введены специальные курсы
по борьбе с коррупцией, которые проводятся на основе утвержденной учебной программы. На специальных курсах повышения квалификации
и переподготовки юристов тоже проводятся занятия по соответствующей тематике. Глава Республики Узбекистан также поручил усилить антикоррупционную тематику в учебных программах в общем среднем, среднем специальном, профессиональном и высшем образовании.
Однако, вместе с тем, необходимо включать в трудовые договора сотрудников образовательных учреждений антикоррупционные обязательства, как: «не допускать личную заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов», «неукоснительно соблюдать правила профессиональной этики»; разработать в образовательных учреждениях на уровне Кодекса этики базовых принципов противодействия коррупции. Разработка таких принципов позволит руководству учебных заведений воздействовать на нарушителей, принимать меры административной или дисциплинарной ответственности к тем, кто нарушает этические нормы, в том числе совершает коррупционные правонарушения. Также необходимо организовать обучение по программе повышения квалификации
для профессорско-преподавательского состава на тему в сфере противодействия коррупции в образовательных учреждениях.
Кроме того, одной из ключевых задач является формирование состава образовательных учреждений из опытных, честных и добросовестных, ответственных профессоров и преподавателей. Целесообразным явилось
бы создание общественного совета при образовательных учреждениях
при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения, проведении экзаменов, оценке знаний учащихся.
Не стоит забывать и о технических мерах, к примеру, при приеме
в образовательные учреждения, таких как установки видеокамер, металлоискателей, оборудования, которое отключает связь, онлайн-трансляции.
К методам преодоления коррупции в сфере образования также можно отнести следующие:
- усиление мер уголовных наказаний за любые, в том числе незначительные случаи коррупционного поведения;
- реальное повышение зарплаты учителям и преподавательскому составу с условием, что у них не будет появляться надобности искать способы заработка;
- разработка системных программных мероприятий
по преодолению коррупции на уровне образовательного учреждения, которые могли бы включать:- повышение активной гражданской позиции, организацию общественных советов, развитие студенческого самоуправления. Большинство студентов опасаются сообщать о фактах коррупции, тем самым, покрывают коррупционеров и способствуют распространению коррупции. Учащиеся с открытой гражданской позицией в условиях развитого студенческого самоуправления будут менее терпимы к коррупции;
- разработка на уровне Кодекса корпоративной этики базовых принципов противодействия коррупции на уровне образовательного учреждения. Разработка таких принципов позволит руководству вуза или иной образовательной организации воздействовать на нарушителей, принимать меры административной или дисциплинарной ответственности к тем, кто нарушает этические нормы, в том числе совершает коррупционные правонарушения.
Также на сегодняшний день большое значение придается информационной открытости образовательных учреждений. Одним
из стратегических инструментов открытости и доступности информации является официальный сайт, создание «горячей линии» по приему обращений касательно коррупционных проявлений в каждом высшем учебном заведении.
Важно отметить, что по существу, процесс искоренения причин коррупции должен начинаться сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба
с коррупцией есть не что иное, как борьба граждан за свои права,
за ответственную, честную и эффективную государственную власть,
а в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь.
Анжелика Шерматова,
Управление по координации юридического образования
и судебно-экспертной деятельности
Министерства юстиции Республики Узбекистан