Коррупция при строительстве и содержании дорог
11 июля т.г. в Агентстве по противодействию коррупции
(далее – Агентство) обсуждены итоги анализа коррупционных рисков в деятельности АО «КазАвтоЖол» и проблемы в сфере автомобильных дорог.
Открывая совещание первый заместитель Председателя Агентства Олжас Бектенов отметил наличие серьезных проблем с качеством автомобильных дорог в Казахстане.
В рейтинге стран по качеству автомобильных дорог по итогам 2018 года международные эксперты отвели Казахстану аутсайдерскую 106 позицию из 140 стран.
Не последнюю роль в этом играет коррупция.
За последние три с половиной года в сфере строительства дорог пресечено порядка 100 фактов коррупции. В числе изобличенных должностные лица «КазАвтоЖол», «Казавтодор», местных исполнительных органов, а также Центра качества дорожных активов, сформированного на базе Облжоллабораторий.
И.о. директора Департамента превенции Агентства Анар Жарова ознакомила участников совещания с системными проблемами, выявленными в ходе анализа коррупционных рисков в «КазАвтоЖол».
Зоной повышенного риска определены процедуры закупок. Их закрытость и непрозрачность, а также недостаточный общественный контроль создают предпосылки коррупции. Имеются условия для конфликта интересов и отдания предпочтения определенным участникам конкурсов. Высоким коррупционным рискам подвержены контрольные функции. Отсутствие в составе приемной комиссии службы технадзора увеличивает риски потенциального сговора между заказчиком и подрядчиком и влияет на качество работ.
Озвученные недостатки подтверждается и фабулами уголовных дел. В основном руководителями разных категорий областных филиалов «КазАвтоЖол» получают взятки за общее покровительство подрядным организациям либо беспрепятственное подписание актов выполненных работ.
В автодорожной отрасли допускаются факты назначения на руководящие посты ранее осужденных за коррупцию лиц.
В ходе совещания Олжас Бектенов также поднял актуальные вопросы качества придорожной инфраструктуры: «Отсутствует освещение в темное время суток. Не проводится должная очистка дорог от камней, снега. Предусмотренные на трассах скотопрогоны не учитывают потребности населения. Они построены не вблизи сел, а по каким-то формальным стандартам…Не соответствующие элементарным санитарно-гигиеническим нормам туалеты вообще унижают человеческое достоинство».
В аспекте качества дорог рассмотрены вопросы транспортного контроля. Как отметил Бектенов: «Государство строит дороги, а по ним ездят большегрузные машины с превышением максимальной нагрузки и разрушают покрытие. Сотрудники транспортного контроля, которые не должны допускать этого, за взятки закрывают глаза. То есть кто-то незаконно обогащается, а все другие, в том числе и мы с вами, ездим по разбитым дорогам».
С учетом обсуждения Агентством даны конкретные рекомендации Комитетам автомобильных дорог, транспорта, АО «КазАвтоЖол», «Казавтодор», Центру качества дорожных активов, местным исполнительным органам по устранению имеющихся проблемных вопросов в сфере автомобильных дорог.
Завершая совещание Олжас Бектенов обратился к уполномоченным ведомствам: «Вы эксперты в своем деле, от вас мы ждем конкретных шагов по повышению качества автомобильных дорог и искоренению коррупции. В ближайшем будущем мы проведем мониторинг исполнения наших рекомендаций. В случае отсутствия прогресса мы будем вынуждены применять меры реагирования».
При этом Агентство напоминает, если Вам стало известно о случаях коррупции Вы можете обратиться в Call-центр 1424 в режиме 24/7.