ВЗГЛЯД НА ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ
В середине 2015 года государством был принят План нации - 100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ. Его двадцать первым шагом было расширение области применения суда присяжных, законодательное определение категорий уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
Тогда с другом полемизировали на тему, смогут ли государственные учреждения преодолеть выработанные ими же вызовы, по плечу ли им такие амбициозные планы, требующие изменения в сознании.
Разошлись каждый со своим мнением, но сошлись в одном, добиться положительного результата вряд ли возможно при наличии аппаратчиков, нейроны мозга которых были сплетены в ходе строительства социализма.
Спустя время, средства массовой информации стали сообщать о ходе исполнения каждого шага плана нации, некоторые из них иногда напоминали доклады советских директоров о досрочных выполнениях пятилетнего плана того периода. Одним словом, формировали позитивные мысли якобы человек в деятельности государства станет основной фигурой, расширится область применения суда присяжных, недалек тот день когда окажемся в тридцатке продвинутых государств.
Прошло четыре года, которые показали, что чиновник знает, как сохранить удобное кресло, уютный кабинет. Ответственные за двадцать первый шаг плана нашли «убедительные» слова, что парламент проголосовал за предложенный им вариант. Вследствие чего, применение этого института стало возможным не всегда работающим 30 статьям уголовного закона, что в сущности не является расширением области применения суда присяжных в стране.
Об этом свидетельствует высказывания первого руководителя судебной власти страны о необходимости расширения применения этого института уже после внесения в уголовно-процессуальный закон изменений по двадцать первому шагу.
Не секрет, что в глазах граждан суды выглядят как корпоративный карательный орган, местные суды не стали надежной преградой от обвинительного уклона, несмотря на то, что в стране давно созданы другие экономические отношения, суды также как другие органы содержатся на собранные от граждан налоги.
Бесспорно, что в сфере производства делается много для того, чтобы общество вывести на более высокий уровень развития, приведены технологии, приспособленные к нашей реальности. В то же время, в сфере правосудия наблюдается продолжение игры слов типа скоро все изменится, между тем, возникшие у граждан вопросы не всегда находят своё разрешение. Не зря остряки породили фразу: власть делает то, что ей надо, а надо бы делать то, что нужно народу.
По логике двадцать первого шага, его надлежащее исполнение должно было способствовать повышению уровня доверия общества к правосудию. Увы, практика показывает, что этого не случилось. Заинтересованные лица, дополнив перечень преступлений подлежащих рассмотрению с участием присяжных неработающими в мирное время статьями уголовного закона, успешно закрыли эту тему.
Странно, что инициаторы планировавшие расширить применение этого института легко согласились с позицией исполнителей плана. Не понятна причина оставления без внимания того, что суд присяжных является ярко выраженным показателем принципов демократии, увеличение категорий уголовных дел для рассмотрения с их участием действительно приведет к возникновению веры граждан в справедливый мир, который в свою очередь порождает веру в органы государства.
Печально, что судебная власть со времен введения этого института выработала практику: роспуска непослушной коллегии присяжных заседателей, отмены вердиктов присяжных, более того, иногда слышны и оговорки о сложности процесса отбора присяжных, свидетельствующие об отторжении этого института органами судебной власти.
Практика северного соседа модернизировавшего этот институт, путем сокращения численности присяжных заседателей и наши цифровые показатели свидетельствуют, что в стране достаточно граждан имеющих право быть кандидатом в присяжные заседатели, а уменьшение количества членов коллегии присяжных может решить вопросы их дефицита, соответственно уменьшения и финансовых затрат для применения института в деле.
Сторонний взгляд на содержание двадцать первого шага формирует мысли, что мы опаздываем с реальным расширением области применения этого института, при каждом случае в обществе создается ненужное напряжение, иногда и полемика в социальных сетях.
Наивно полагать, что судебная власть не понимает того, что институт присяжных заседателей как барометр демократии нужен для решения судьбы человека, переступившего по каким-то причинам черту дозволенного в рамках действующего закона. Видимо судам мешает норма о том, что убеждение присяжного не связано с законом, поскольку он волен оценивать доказательства по своему убеждению, руководствуясь совестью.
Также наивно думать, что судам неизвестно о принципах демократии создающие условия для развития гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, которые будут способны обеспечить конструктивное взаимодействие с государственными институтами.
Общество, способствовавшее росту экономики и сумевшее создать благо в стране, заслуживает того, чтобы быть выслушанным, и иметь действующий институт присяжных заседателей для рассмотрения дел не только по преступлениям особо тяжкой категории, но и также по некоторым тяжким преступлениям, усеченным составом суда присяжных.
Т.Аленов
Член коллегии адвокатов города Нур-Султан
Статью можете прочитать на страницах республиканской юридической газеты "Человек и Закон" за №18 (268) от 7 июня 2019 года