Депутатский запрос Нурманбетовой Д.Н. министру образования и науки РК Шамшидиновой К.Н
Уважаемая Куляш Ногатаевна!
В реализации стратегической политики Казахстана по вхождению в число 30-ти развитых стран важное место занимает школьное образование, в частности, его продолжительность и структура, которые должны соответствовать индикаторам ОЭСР.
В 2003-2014 годах, как известно, в республике были апробированы различные варианты структуры 12-летнего образования: 4+6+2, 5+5+2.
Сегодня в условиях внедрения обновленного содержания среднего образования реализуется структура 12-летней школы: 0+11.
Однако данная структура противоречит действующему Закону Республики Казахстан «Об образовании» (далее - Закон).
Во-первых, в нем отсутствует статус нулевого класса.
Во-вторых, если под нулевым классом понимать предшкольную подготовку, то она согласно статьям 12, 30 Закона относится к уровню дошкольного воспитания и обучения и не входит в уровень начального образования. Соответственно остается открытым вопрос, с какого возраста начинается обучение в 12-летней школе: с 5-ти лет (предшкола) или 6-ти лет (1 класс)?
Кроме того, увеличение продолжительности обучения за счет предшколы не решает главной задачи 12-летнего обучения - признания казахстанского среднего образования в мире.
Нынешняя 11-летняя школа дает выпускникам выход только на 3-й уровень международной стандартной классификации образования (МСКО-2011). 12-летнее школьное обучение обеспечит сопоставимость национальных данных на международном уровне.
В мире 12-летнее образование подразумевает получение выпускниками школ полноценного профильного обучения и выводит на 4-й уровень (МСКО-2011).
Перед профильной школой всегда ставятся две взаимосвязанные задачи: способствовать развитию интересов и склонностей учащихся в более узкой, чем в основной школе, сфере знаний и подготовке к успешному продолжению образования в высшей школе.
Качественная организация профильного обучения возможна при наличии современной материально-технической базы и квалифицированных педагогов. Во многих странах для преподавания в старшей профильной школе минимальным требованием является наличие степени магистра (Япония, Финляндия, США и др.).
По данным Национальной образовательной базы данных 2018-2019 учебного года:
- из 1391 организации профильного образования (гимназии, лицеи, школы-гимназии, школы-лицеи, школы с гимназическими и лицейскими классами) в селе находятся лишь 25% (360 ед.);
- 50% школ республики, подведомственных местным исполнительным органам, не имеют соответствующей материально-технической базы. Обеспечение этих школ кабинетами новой модификации составляет: по физике – 51,4%, химии – 48,8%, биологии – 45,2%;
- только 1,7% педагогов школ, подведомственных местным исполнительным органам, имеют степень магистра.
Насущным вопросом остается подготовка и переподготовка педагогических кадров по профильным предметам.
В связи с этим в условиях перехода на обновленное содержание среднего образования и внедрения 12-летнего обучения считаем необходимым:
- Определиться со структурой 12-летней школы, не противоречащей действующему законодательству.
- Определить пути организации предпрофильной и профильной подготовки школьников старших классов общеобразовательных школ, в том числе, сельских и малокомплектных.
- Принять меры по обеспечению школ предметными кабинетами новой модификации и широким доступом к интернету для организации профильного обучения в старшей школе.
- Обеспечить переподготовку педагогических кадров через курсы повышения квалификации и подготовку молодых специалистов в вузах посредством магистратуры с целью организации качественной профильной подготовки старшеклассников.
Ответ на депутатский запрос просим предоставить в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.
Депутаты Мажилиса
Парламента Республики Казахстан,
член фракции партии «Нур Отан»
Д. Нурманбетова
А. Бектурганов
А. Нуркина
Ж. Омарбекова