РОО «Юристы — за справедливые выборы»
Республиканское общественное объединение «Юристы – за справедливые выборы» продолжает отвечать на вновь поступившие вопросы граждан, касающиеся предстоящих выборов Президента Казахстана.
Напомним, что в настоящий момент началась предвыборная агитация кандидатов в президенты, поэтому вопросов юристам поступает все больше и больше.
Представляем ниже ответы наших экспертов на обращения граждан.
Может ли кандидат, уже зарегистрированный ЦИК, отказаться от участия в выборах?
Кандидат юридических наук Серик Акылбай:
Кандидат в Президенты, даже уже зарегистрированный ЦИК, в любое время со дня регистрации и за два дня до голосования может снять свою кандидатуру. (ст.60 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).
Ко мне за комментариями по поводу выборов обратились представители СМИ, но в итоговой публикации (сюжете) исказили мои слова. Что делать?
Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:
Согласно Закону от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», объективность, достоверность, наряду с другими, являются основными принципами деятельности средств массовой информации (ст. 2-1). В этой связи, журналист обязан также не распространять информацию, не соответствующую действительности (пп. 2 ст. 21).
Если произошло то, о чем Вы подняли вопрос, у Вас есть:
- первое, право на обращение в редакцию СМИ для дачи ими опровержения либо ответа в связи с искажением смысла содержания Ваших слов в установленном Законом порядке, вплоть до требования о возмещении убытков и морального вреда, причиненных опубликованием не соответствующих действительности Ваших слов (ст. 19);
- второе, право на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с аналогичными требованиями (п. 2 ст. 17, ст. 19).
Одному из кандидатов ЦИК отказал в регистрации из-за тестирования по казахскому языку. Может ли кандидат пересдать тест до завершения регистрации остальных кандидатов?
Кандидат юридических наук Серик Акылбай:
Процедура установления свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан государственным языком утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 31.08.2005 года N 12/26. Повторного тестирования на знание языка указанным Постановлением не предусмотрено.
Логично предположить, что свободное владение каким-либо языком подтверждается с первого раза, иначе это будет уже не свободное владение.
Я не состою ни в одной политической партии или в общественном объединении, но я решил(а) по личной инициативе участвовать в агитации одного из кандидатов (распространять материалы, посещать соответствующие мероприятия и т.д.). Возможно ли это? Не нарушаю ли я какие-то нормы?
Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:
Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан. Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования (ст. 28 КЗ о выборах).
Можно ли перенести дату выборов? Если да, то на каких основаниях?
Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:
В соответствии с Конституционным законом если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.
Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок с соблюдением требований настоящего Конституционного закона. О проведении повторного голосования сообщается в средствах массовой информации (ст. 63 КЗ о выборах).
Если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам, составленным для проведения первоначальных выборов (ст. 64 КЗ о выборах).
По Конституции очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря. Срок его полномочий 5 лет. У вновь избранного Президента срок полномочий истечет летом 2024 года. С одной стороны, если очередные выборы провести в декабре 2023 года срок полномочий этого Президента будет меньше 5 лет.
С другой стороны, если выборы Президента вновь пройдут весной или летом 2024 года, то не будет соблюдена Конституция по срокам очередных выборов.
Вот такой парадокс. Фактически срок полномочий избранного Президента будет меньше 5 лет. Или есть другой выход из ситуации? Ваше мнение?
Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:
На данный вопрос ответ дан в постановлении Конституционного Совета «Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан» от 19 августа 2005 года N 5.
В постановлении рассмотрен аналогичный случай по назначению выборов в 2005 году.
Основанием для обращения послужило наличие в Конституции норм, которые по-разному определяют сроки проведения очередных президентских выборов, а именно: "Если руководствоваться пунктом 1 статьи 41 Конституции Республики, который можно расценивать как норму, общую для всех случаев президентских выборов, то очередные такие выборы должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года, поскольку семилетний срок полномочий действующего Главы государства истекает 20 января 2006 года, то есть в день, когда 7 лет назад избранный Президент Казахстана принес присягу (момент принесения присяги, согласно пункту 1 статьи 42 Конституции Республики, является моментом вступления в должность избранного Главы государства).
Конституционный Совет указал, что при определении даты очередных выборов Президента Республики Казахстан следует исходить из того, что отправной точкой цикла волеизъявления народа как источника государственной власти является день выборов Главы государства, указанный в Основном Законе. Именно в день выборов народ Казахстана реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность.
Очередные выборы Президента Республики Казахстан должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года.
В этом случае, согласно пункту 2 статьи 42 Конституции, избранный Президент должен принести присягу во вторую среду января (11 января) 2006 года. Это не является сокращением срока полномочий действующего Главы государства, вступившего в должность 20 января 1999 года, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Основного Закона Президент Республики избирается сроком на семь лет, а не вступает в должность на семь лет. Дата выборов является приоритетной по отношению ко всем иным датам, связанным с выборным процессом, в том числе и вступлением Президента Республики в должность.
Исходя из постановления Конституционного Совета, выборы Президента будут проводиться в первое воскресенье декабря 2023 года.
Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в период выборов. Ведут агитацию. Представляют их интересы. А госслужащие или иностранные граждане могут быть доверенными лицами? Если госслужащие вправе быть доверенными лицами как они будут совмещать работу с избирательной кампанией? Не будет ли это нарушением?
Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:
Согласно п. 4 ст. 31 Закона «О выборах в Республике Казахстан» доверенное лицо должно быть исключительно гражданином Республики Казахстан, не может быть депутатом маслихата при выборах депутата Сената, членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего. То есть государственные служащие за вышеуказанным изъятием (кроме политических госслужащих) вправе быть доверенными лицами соответствующих кандидатов, политических партий и за ними сохраняются рабочие места (государственные должности) (см. также ст. 13 Закона от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» в части ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе).
Касательно иностранных граждан. Они вправе быть только наблюдателями и обязательно должны быть делегированы в установленном порядке иностранными государствами и международными организациями (см. ст. 20-2 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).
Приглашения иностранным государствам и международным организациям участвовать в наблюдении за выборами в Республике Казахстан могут быть направлены Председателем Центральной избирательной комиссии, Министром иностранных дел Республики Казахстан. Приглашения направляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. В приглашении могут содержаться пожелания к численности и составу миссии, а также к обеспечению в миссии гендерного баланса, странового представительства. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Для аккредитации иностранные государства и международные организации представляют в Министерство иностранных дел Республики Казахстан список своих наблюдателей, представителей.
Частные лица, не являющиеся наблюдателями иностранных государств и международных организаций, аккредитации не подлежат.
Не аккредитуются также лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан либо аккредитация которых была ранее отозвана (отменена) за нарушение законодательства Республики Казахстан, иностранного государства или общепризнанных норм международного права, либо признанные виновными в совершении уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в избирательный период за пять лет до подачи заявки на аккредитацию.
По Календарному плану внеочередных выборов Президента регистрация кандидатов заканчивается 11 мая в 18.00 часов. Предвыборная агитация стартует сразу после ее завершения и продлится до 00.00 часов 8 июня. Если кандидаты начнут агитацию раньше срока. Например, 11 мая в 17.00 часов, то какие последствия за их нарушение?
Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:
Выше я уже частично ответил на данный вопрос. В этой части Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» строго оговаривает, что предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и т.д.(п. 2 ст. 27). Кроме норм п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона данная требование присутствует в нормах п. 2 ст. 28 указанного закона о том, что «с момента окончания срока регистрации, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, и до окончания агитационной кампании кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийный список, имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации».
Таким образом, преждевременное проведение предвыборной агитации, то есть до окончания срока регистрации кандидата, является основанием для наступления административной ответственности виновных в этом лиц по ст. 102 КОАП «Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения».
Что касается кандидата в Президенты, то ЦИК отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае проведения им (кандидатом) предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидатов, в день выборов либо предшествующий ему день (пп. 3 п. 7 ст. 59 Закона « О выборах в Республике Казахстан»).
Должны ли кандидаты убрать все агитационные плакаты и вывески, и прекратить трансляции агитационной рекламы по телевидению в День Тишины?
Кандидат юридических наук Серик Акылбай:
В день проведения выборов и предшествующий ему день «день тишины» предвыборная агитация должна быть прекращена. Это означает, что размещение новых печатных или информационных агитационных материалов запрещается, но ранее расклеенные плакаты и вывески могут остаться на своем месте.
На телевидении агитационная реклама должна быть прекращена в этот день, в интернете могут остаться только те агитационные материалы, которые ранее уже были размещены размещенные в сети Интернет, эти материалы могут сохраняться на прежних местах. Но не допускается выведение ранее размещенных материалов в top или на главные страницы интернет-ресурсов. (ст.32 Конституционного Закона РК «О выборах в РК»).
Избранный Президент Республики Казахстан должен пройти регистрацию в семидневный срок не позднее 16 июня 2019 года. Если он не пройдет регистрацию, будут ли проходить повторные выборы?
Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:
Данный вопрос, скорее, должен быть адресован не к избранному Президенту, а к ЦИК РК, поскольку такую регистрацию закон возлагает на данный государственный орган.
Согласно п. 1 ст. 66 Конституционного закона «О выборах в республике Казахстан» Центральная избирательная комиссия на основании протоколов территориальных избирательных комиссий в семидневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранного Президента Республики.
Также Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующих избирательных комиссий, по обращениям граждан может отказать в регистрации избранного Президента, если на не менее чем одной четвертой части от общего числа участков или административно-территориальных единиц: 1) выборы были признаны недействительными; 2) либо если в ходе их или при подсчете голосов либо определении результатов голосования имели место нарушения настоящего Конституционного закона.
Относительно повторных выборов в п. 1 ст. 64 по этому поводу закреплено, что если выборы Президента были признаны недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента.
Кандидат в Президенты и его супруга до регистрации сдают налоговую декларацию. Их достоверность проверяется налоговыми органами в течение пятнадцати дней со дня регистрации. Какие последствия за предоставление сведений в декларации?
Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:
Видимо в вопросе речь идет о случаях, когда кандидат в Президенты подает ложную декларацию.
Так вот, согласно пп. 5-1 п. 7 ст. 59 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», ЦИК отменяет решение о регистрации кандидата в случае выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Задачей Республиканского общественного объединения (РОО) «Юристы — за справедливые выборы» является мониторинг выборов в высшие органы государственной власти. Юристы объединения стремятся к проведению открытых, справедливых выборов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международного права.
В состав общественного объединения входят:
Серик Акылбай, кандидат юридических наук;
Сауле Амандыкова, доктор юридических наук, конституционное право;
Марат Башимов, доктор юридических наук, конституционное право, права человека;
Марат Когамов, доктор юридических наук, уголовно-процессуальное право;
Марат Сарсембаев, доктор юридических наук, международное право, права человека;
Сергей Ударцев, доктор юридических наук, конституционное право.
В настоящее время общественное объединение наблюдает и комментирует с точки зрения права выборы президента Казахстана, которые состоятся 9 июня 2019 года.
По всем интересующим вас вопросам просим обращаться по контактам:
г. Нур-Султан, ул. Д. Кунаева, 12/1, ВП 11, этаж P1
8 (7172) 68 97 71
+7-775-454-10-35