Депутатский запрос Бычковой С.Ф. министру информации и общественного развития Абаеву Д.А. министру юстиции Республики Казахстан Бекетаеву М.Б.
В условиях широкомасштабного реформирования всех сфер общественно-политической жизни страны значительную роль играет повышение уровня правовой культуры населения.
В этой связи внимание к целенаправленному и системному формированию культа верховенства права и всеобщего законопослушания должно быть усилено.
Депутаты, встречаясь с коллективами, работая в общественных приемных и с обращениями граждан, убеждаются, что правовая неосведомленность в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет правильный подход при решении вопросов, затрагивающих жизненно важные права и законные интересы людей.
Приказом министра юстиции утверждена Концепция по совершенствованию сферы правового просвещения и программа ее реализации. Однако в них не предусмотрены источники финансирования, а также административные рычаги, обеспечивающие системную и целенаправленную работу в этом направлении.
Функции государственных органов в указанной сфере дублируются.
Не в полной мере реализуется подход, включающий три самостоятельных аспекта правового просвещения и формирования правовой культуры - образование, обучение и информирование. Не выработаны критерии объективной оценки эффективности различных видов указанной деятельности.
В итоге проводимая работа, как и отчетность, зачастую бессистемны, разноформатны, носят формальный характер и, главное, недостаточно результативны. Об этом говорит тот факт, что от 30% до 50% обращений граждан в государственные органы обусловлены необходимостью разъяснения положений законодательства, в том числе, актов правительства и государственных органов.
Правовое воспитание остается уделом государственных органов, хотя мировой опыт свидетельствует о преимуществах работы в этом направлении общественных движений по типу “Street Law”, занимающихся практическим образованием применительно к правовым ситуациям, с которыми человек сталкивается в повседневной действительности.
Правовая культура населения - явление сложное по своей внутренней структуре и объему социально-политических связей, поэтому процесс повышения ее уровня требует концептуального осмысления и принятия системных, научно-обоснованных мер, относящихся к деятельности каждого из государственных органов и гражданского общества.
С учетом изложенного, представляется своевременным:
- Организовать проведение всестороннего анализа исполнения Концепции по совершенствованию сферы правового просвещения и Плана мероприятий по реализации Реформы 4 «Правовое государство без коррупции» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года.
- Принять в рамках приоритета «Формирование устойчивой правовой культуры» этого плана единый уточненный документ, обязательный для исполнения государственными органами, содержащий комплекс конкретных мер в направлениях:
- разработки и ввода в действие информационных и образовательных программ, адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения, направленных на разъяснение правовой политики государства, формирование позитивного восприятия правовых ценностей и мотивации к сознательному правомерному поведению;
- культивирования правового поведения молодежи на основе национальных правовых традиций;
- усиления роли науки в направлении повышения уровня правовой культуры населения, в том числе, эффективности деятельности по ее формированию;
- внедрение подхода государственных органов к разъяснительной работе как неотъемлемой части законотворческого процесса.
- Повысить в рассматриваемой сфере роль местных органов государственного управления с методологическим обеспечением со стороны Министерства юстиции и координацией со стороны Министерства информации и общественного развития.
- 4. Рассмотреть вопрос об образовании на базе ресурсов Министерства информации и общественного развития проекта (организации) по типу “Street Law”.
- Изучить возможность создания единого республиканского call-центра по правовым вопросам.