Административная юстиция в Великобритании
Председатель Верховного Суда Республики Казахстан в своей программе «7 камней судебной системы» говорит о развитии административной юстиции в нашем государстве
В рамках 6-месячной стажировки по программе ЦМП «Болашак» для судей и работников судебной системы с января 2018 года, нами пройдены курсы юридического английского языка, изучена система англо-саксонской системы права. В ходе данной стажировки посетили Королевский суд Великобритании «Royal Courts of Justice», Верховный суд Великобритании «Supreme Court of the United Kingdom», Центральный уголовный суд Лондона - Олд Бэйли «The Central Criminal Court of England and Wales, commonly referred to as the Old Bailey», а также Трибуналы по административным делам, специализирующиеся на публично-правовых спорах.
Административная юстиция в Великобритании развивалась поэтапно.
Так, англосаксонская система административного права начала развиваться с принятия Закона о трибуналах и расследованиях 1958 года. Благодаря этому закону была создана правовая основа для функционирования квазисудебных органов, рассматривающих административные споры.
Административные споры между гражданами и органами управления рассматривают суды общей юрисдикции, а также целый ряд органов, выполняющие судебные функции: трибуналы. Они выполняют управленческие и судебные функции.
Трибуналы устанавливают вопросы факта и затем применяют к нему правовые нормы. Существуют специализированные трибуналы: по земельным спорам, по делам о страховании, коммунальных сборов, налогов, лицензирования, по вопросам строительства, миграции и другие.
В целях обеспечения независимости трибуналов, их комплектуют из числа государственных служащих, не обязательно юристов, специалистов, имеющих специальные знания в области государственного управления.
Источниками административной юстиции являются акты парламента, правительства, министерств, судебные прецеденты, а также обычаи.
Административные трибуналы рассматривают в рамках квазисудебной процедуры административные споры между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и органами управления, - с другой.
Трибуналы традиционно подразделяются на две группы: в области управления экономики (промышленные, земельные, налоговые, лесные и другие) и в сфере социального управления (медицинские, пенсионные, по социальному обеспечению).
На принятое административным трибуналом решение может быть подана жалоба в административном порядке. Жалоба может быть направлена министру или в специально созданный апелляционный трибунал.
Порядок рассмотрения административных споров устанавливается специальными положениями, которые принимаются административными органами. Жалоба рассматривается в порядке упрощенного искового производства с наличием особенностей: соблюдение определенных стадий в процессе (подготовка дела к слушанию, разбирательство, принятие решения, возможность обжалования); соблюдение принципов производства (гласность, состязательность и другие); установление правового статуса участников разбирательства и сроков. Протокол заседания не ведётся, участие адвокатов необязательно.
Различают следующие виды решений трибуналов: судебный приказ, запрещающий совершение не предусмотренных законом действий государственного органа; присуждение ущерба; судебный приказ, запрещающий органу управления совершать действия с превышением властных полномочий; судебный приказ, обязывающий администрацию совершать установленные законом действия.
К преимуществам рассмотрения административных споров в административных трибуналах Великобритании относится: быстрота судебного разбирательства; относительная дешевизна; специализация при рассмотрении споров; гибкость применения правовых норм; отсутствие строгой процедурной формы рассмотрения дела; свободный доступ для лиц, желающих получить правовую защиту от действий (бездействий) и решений администрации.
Учитывая опыт развития административной юстиции в Великобритании, целесообразно определить подсудность административных судов: административные суды должны разрешать споры лиц с публичной администрацией (лицо против администрации), а не налагать административные взыскания (администрация против лица), поскольку административная юстиция является правозащитным, а не карательным по отношению к лицу институтом. Только в таком случае, судьи административных судов своими решениями будут внедрять в деятельность публичной администрации лучшие мировые стандарты надлежащего качественного управления.
Учитывая правозащитную направленность административной юстиции, корпус судей административных судов в РК необходимо сформировать из специалистов по административному праву, в частности, рассматривающих дела против органов власти. Иначе будет сложно изменить представление общественности о том, что административные суды не являются карательными органами.
Необходимо поэтапно внедрить административную юстицию в РК. На данный этап эта тема является одним из ключевых задач, стоящих перед нашим государством в рамках реализации реформ судебной системы.
Считаем, данные предложения будут способствовать созданию и развитию в нашем государстве эффективного административного судопроизводства и авторитетных административных судов, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.
238 комментария