Анализ коррупционных рисков в деятельности государственных органов города Астаны
Курс на решительную и бескомпромиссную борьбу с коррупцией, объявленный Президентом страны – Лидером Нации Н.А. Назарбаевым на заре Независимости, на протяжении всей современной истории Казахстана формирует ключевой смысл антикоррупционной политики республики.
Действующая Антикоррупционная стратегия, вобрав в себя опыт выполнения предшествующих шести государственных программ по борьбе с коррупцией, кардинальным образом изменила концептуальные приоритеты антикоррупционной политики. В ней на качественно новый уровень выведены вопросы превенции коррупции и вовлечения в противодействие коррупции всех субъектов государственных органов, квазигосударственного сектора, бизнес сообщества и гражданского общества.
После провозглашения нового политического курса в Стратегии «Казахстан-2050», Глава государства обозначил комплекс реформ, направленных на кардинальное изменение облика страны. План нации «100 конкретных шагов», предложенный Президентом, во главу угла ставит задачу по формированию профессионального государственного аппарата. Претворение в жизнь данной реформы будет свидетельствовать о появлении на мировой арене новой конкурентоспособной нации.
Департаментом по делам государственной службы и противодействию коррупции по г.Астане, в рамках возложенных полномочий, постоянно проводятся профилактические мероприятия, проверки и внешние анализы коррупционных рисков в деятельности госорганов Астаны.
Так, Департаментом проведена проверка качества оказания государственных услуг в Инспекции транспортного контроля (далее -Инспекция), в ходе которого установлено, что при оказании госуслуг имеет место истребование излишних документов, не предусмотренных Стандартом.
По госуслуге «Государственная регистрация маломерных судов и прав на них» в материалах присутствуют копии договоров купли-продажи, не входящие в список требовании Стандарта.
"Процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия", - сказал Глава государства в своем Послании.
Несмотря на это в Инспекции имеет место неоднократное нарушение сроков оказания госуслуг.
Эффективным механизмом превентивной борьбы с коррупцией выступает анализ коррупционных рисков. Подобный институт активно применяется в зарубежных странах (например ОЭСР) и закреплён в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
В 2017 г. Департаментом проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Инспекции, где установлено, что в наиболее высокой степени коррупционным рискам подвержены процессы реализации контрольных функций Инспекции, где имеются дискреционные нормы.
По результатам плановых и внеплановых проверок, специалистами Инспекции по своему усмотрению регламентируются пункты закона, а именно ст.560 КоАП РК предусматривающая альтернативный вид санкции в виде предупреждения или штраф для физических лиц совершивших нарушение правил использования средств железнодорожного транспорта. Аналогичные нормы содержатся в ст. ст.559, 583, 584, 586 КоАП РК.
Информация об административной деятельности Инспекции |
|||
2016 год |
2017 год |
||
Составлено протоколов об административных правонарушениях 1194 |
Составлено протоколов об административных правонарушениях 1469 |
||
Наложено |
Взыскано
|
Наложено |
Взыскано |
78,5 млн.тг. |
55,4 млн.тг. |
146,0 млн.тг. |
78,8 млн.тг. |
Наличие прямого контакта при реализации контрольно-надзорных функций инспектора с грузоперевозчиками носит наибольший коррупционный риск, так как последние реализуют контрольную деятельность без технического оснащения портативными видеорегистраторами (видео жетоны).
Имеют место коррупционные риски в части умышленного сокрытия нарушений за определённое вознаграждение.
В этой связи, по инициативе Департамента в целях устранения коррупционных рисков в деятельности Инспекции, а также в рамках проекта «10 шагов по искоренению коррупционных проявлений на дорогах» по результатам проведенного мониторинга установлены дополнительные видеокамеры, реконструировано помещение постов для минимизации прямого контакта инспекторов и водителей.
По сокращению коррупционных проявлений на дорогах Департаментом проводился комплекс мер по мониторингу деятельности Инспекции на постах, связанный с контролем грузовых автомобилей.
Так, стационарный пост транспортного контроля «Кызылжар» расположенный на автодороге Екатеринбург – Алматы оборудован тремя видеокамерами, две из них размещены в кабинетах здания. Данные видеокамеры подключены к ситуационному центру расположенному в Комитете транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК, наряду с этим предусмотрена возможность онлайн просмотра с внешней видеокамеры за деятельностью сотрудников поста посредством интернета на сайте onlinecam.mid.gov.kz. для обеспечения общественного контроля.
Таким образом, эффективность реализации превентивных мер зависит напрямую от вклада каждого из нас в общее дело, ведь формирование единого антикоррупционного фронта, как было заявлено Президентом, стало ключевой миссией антикоррупционной политики страны, главный смысл которой в объединении усилий государства и общества в противостоянии коррупционным проявлениям.
Т.Т.Каскин
Руководитель Департамента Агентства РК
по делам государственной службы и
противодействию коррупции по г.Астана
227 комментария