Интервью с главным экспертом Управления по формированию государственной политики по защите прав потребителей Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Махсутовой Ырыс Шералықызы
- Здравствуйте, Ырыс Шералықызы. Наша беседа акцентирована на информационное сопровождение и разъяснение защиты прав потребителей. Расскажите о деятельности Вашего Комитета и его работе.
-Комитет по защите прав потребителей является структурным подразделением Министерства торговли и интеграции РК, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.
Комитет создан 10 июля 2019 года. Его основной миссией является обеспечение реализации госполитики, госконтроль в рамках законов, межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей.
В 2020 году были приняты поправки в действующее законодательство РК по ЗПП, в частности:
- создан Межведомственный совет при Правительстве Республики Казахстан;
- уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей наделен функциями проведения государственного контроля;
- введена административная ответственность за нарушения прав потребителей;
- построена 3-х ступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей;
С 1 января 2021 года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» - e-tutynushy.
Основные задачи, поставленные на 2021 год исполнены:
- в июле, проведен первый Межведомственный совет по ЗПП при Правительстве РК, где обсуждались проблемы и предложения общественных организации по совершенствованию системы;
- в октябре, подготовлен ежегодный аналитический доклад Правительству о состоянии дел в сфере ЗПП, отражающий мнение общества и задачи требующие решения;
- «23» ноября 2021 года проведено заседание Правительства, на котором были озвучены инициативы законопроекта, позволяющие совершенствовать систему защиты прав потребителей на качественно новый уровень;
- в соответствии с Планом мероприятий Правительства по построению целостной системы ЗПП Комитет приступил к разработке 2-го пакета поправок в законодательные акты.
В настоящее время концепции к проектам Законов были одобрены 13 апреля т.г. на 581-ом заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.
Законотворческие инициативы по большей части являются предложениями общественных объединений потребителей. Одним из основных новшеств является законодательное закрепление института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Он будет служить голосом народа и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государственной власти.
По результатам социологического опроса, проведенного независимой организацией в 2021 году 56% опрошенных из 20 тыс. респондентов 17 регионов Казахстана поддержали вопрос создания института Омбудсмена.
Законопроектом также предусматривается установить нормы к госорганам по привлечению общественных объединений потребителей к разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся прав потребителей.
Также имеются вопросы по правоприменительной практике в части упрощения трехступенчатого механизма рассмотрения потребительских жалоб.
Могу сказать, что разрабатывается социально важный законопроект, направленный на решения актуальных проблем, встречающихся ежедневно каждому казахстанцу.
- Ырыс Шералықызы, можете изъяснить нам одно из самых больших направлений деятельности Вашего Комитета, которым является информационно-просветительская работа населения по вопросам защиты их прав как потребителя?
- С текущего года работа по информированию будет осуществляется путем государственного социального заказа. Данная работа по сей день проводилась путем оказания информационных услуг. Это значит – размещение информационных статей в СМИ, ведение социальных сетей и трансляция обучающих видеороликов на местах большого скопления людей и проведение тренингов. А в этом году планируем добавить еще одно направление – это повышение правовой грамотности путем оказания обучающих услуг. То есть, первым этапом планируется разработка электронной книги по вопросам защиты прав потребителей и методического пособия для ВУЗ-ов. Вторым этапом является проведение обучения в течение одного семестра по вопросам защиты прав потребителей в высших учебных заведениях по разработанной книге и методическому пособию. Считаем, что к правовой культуре, грамотности и компетенции в вопросах прав потребителей необходимо обучать в стенах университета. Ведь каждый из нас является каждый день потребителем в течение своей жизни.
- Какие определенные цели обозначены на 2022 год?
На текущий год перед уполномоченным органом в сфере ЗПП поставлены конкретные задачи:
1) Внесение 2-го пакета поправок в Мажилис Парламента во втором полугодии. Данные правки были отмечены Главой государства на шестом заседании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан 16 ноября 2021 года.
2) В рамках статьи 9 Закона о ЗПП, совместно с Министерством образования и науки РК разработка мероприятий по просвещению и повышению правовой грамотности по вопросам защиты своих прав посредством включения соответствующих требований в государственные общеобязательные стандарты образования и программы;
3) В текущем году запланирована реализация государственных социальных заказов по повышению правовой грамотности населения в сфере ЗПП, по проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей, а также по представлению безвозмездных консультационных и представительских услуг для категории лиц, относящихся к социально-уязвимым слоям населения;
4) Совместно с Комитетом технического регулирования и Казахстанским институтом стандартизации и метрологии уже начата проработка вопросов по широкому использованию действующих национальных стандартов, а также по разработке новых национальных стандартов отраслевыми государственными органами, улучшающих качество жизни населения, преимущественно в тех отраслях экономики, где поступают многочисленные жалобы потребителей;
5) Будет проведена работа по совершенствованию информационной системы «Е-Тутынушы», оцифровка функций мониторинга, статистики, анализа в целях автоматизации процессов получения аналитических данных и упрощение для потребителей процессов подачи их жалоб в адрес недобросовестных предпринимателей по принципу «одного окна» и другие задачи.
- Ырыс Шералықызы, благодарю за интересную беседу. Желаю продвижение по карьерной лестнице и успехов в работе.
Алия Даурембекова
Специальный кореспондент республиканской юридической газеты "Человек и Закон"
46 комментария