Особенности пробации в отношении отдельных категорий лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства

Особенности пробации в отношении отдельных категорий лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства

Судя по содержанию принимаемых Республикой Казахстан нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных органов по реализации современной уголовной политики, следует отметить формирование полного её цикла – от выявления и пресечения преступных правонарушений до их профилактики. К числу таких документов следует отнести: Уголовный кодекс Республики Казахстанот 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК,  Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстанот 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстанот 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК, Закон Республики Казахстан «О пробации»№ 38-VI ЗРК от 30 декабря 2016 года и другие.

Принятием указанных нормативных правовых актов наше государство констатирует важность не только выявления преступных посягательств, надлежащего исполнения принятых по ним судебных решений, но и создания необходимых условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Иными словами государственными органами будет осуществляться деятельность по оказанию социальной помощи указанной категории лиц в обеспечении жилищем, трудоустройством и реализации других мероприятий профилактической направленности.

Для повышения эффективности реализации поставленных задач, которая соответствует Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 года № 858), несомненно, важное значение имеет изучение международного опыта зарубежных стран, в первую очередь, в области социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Практика правоохранительной деятельности этих государств свидетельствует о  высокой эффективности пробации в исправлении данной категории лиц, в снижении уровня преступности, а также в её частной и общей профилактики.

Вместе с тем, на наш взгляд, не все положения норм права зарубежных стран в рассматриваемой сфере следует «слепо» внедрять в наше национальное законодательство. Действительно, в законах, частности, в Законе «О пробации», следует учитывать национальный менталитет, господствующий в обществе, предыдущий опыт деятельности правоохранительных органов, в том числе уголовно-исполнительной системы, и другие обстоятельства. Так, например, в правоохранительной деятельности нашего государства имеется богатый опыт реализации отдельных видов института пробации, в первую очередь, так называемых «приговорной» и «постпенитенциарной». При реализации карательно-воспитательного процесса в отношении осужденных условно, привлеченных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, условно-досрочно освобожденных, освобожденных по отбытию срока наказания, в отношении которых установлен административных надзор и т.д., казахстанскими  правоохранительными органами выработаны ряд эффективных воспитательных, профилактических, социальных мер, не учесть которые при разработке закона нельзя.

Вместе с тем, международный опыт применения пробации свидетельствует о значительном её потенциале в процессе профилактики преступности. Именно полное применение всех видов пробации существенно повысит её эффективность.

В этой связи, следует понять, что такое пробация?

Пробация (от англ. probation - испытание)» - это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т.п.).

Особенностью рассматриваемого правового института заключается в том, что отсутствует единое общепринятое его понимание. Что касается термина «условное осуждение», то он не может быть признан универсальным, поскольку употребляется только в континентальной Европе и неточно передает содержание данного института (осуждение является реальным, а условным считается неприменение наказания). Отсрочка в исполнении наказания (простая отсрочка) и отсрочка в осуждении, обремененная надзором, имеют свои национальные названия (пробационная система, система испытания, уголовный надзор, защитный надзор, условное осуждение и т.п.), которые на первоначальном этапе своего развития могли рассматриваться в качестве синонимов. Однако в последующем в законодательстве большинства стран, в том числе США и Англии, простая отсрочка (условное осуждение) и отсрочка осложненная (пробация) были закреплены в качестве самостоятельных санкций, что не позволяет говорить об их тождественности.

В одних государствах законодатель определяет условное осуждение как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США).

 

Службами пробации осуществляются функции оказания суду в избрании адекватного наказания посредством оценки жизненной ситуации обвиняемого, его социального статуса, психологических особенностей личности, вероятности совершения повторных преступлений (выполняются службами пробации Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии, Молдовы и т.д.). 

Данные государственные органы часто занимаются подготовкой социального расследования или доклада для суда до вынесения приговора, предоставляя информацию о личности, семейном положении, образовании, работе и состоянии здоровья правонарушителя. Такие доклады могут включать предложение или рекомендацию  о соответствующем приговоре и оценку пригодности правонарушителя для приговора, который заключается в надзоре за осужденным в общине.

Изучение опыта зарубежных стран, где служба пробации имеет многолетнюю историю, показывает довольно широкий спектр в исполняемых ею функциях, что в свою очередь приводит к разнообразию построения этого государственного органа.

Различны и категории осужденных, находящихся под контролем службы пробации – это условно осужденные, осужденные с отсрочкой исполнения приговора, условно-досрочные освобожденные, в том числе и с интенсивным контролем (электронный мониторинг). В некоторых странах служба пробации исполняет наказание в виде общественных работ, принудительные работы.

Особенности в построении службы объясняются отличиями в формировании структур государственных органов управления, правовыми традициями, видами наказаний. Из сказанного следует сделать вывод о том, что не существует единой модели службы пробации.

Несмотря на различия во взглядах и особенности законодательного оформления в каждом отдельном государстве суть условного осуждения везде одинакова – отложить исполнение наказания за совершенное преступление под определенным условием, если есть основание полагать, что цели наказания могут быть достигнуты без его реального отбытия.

На наш взгляд, гармоничное взаимодополнение и сочетание национального и международного опыта в рассматриваемой сфере, позволит обеспечить высокий потенциал правового регулирования общественных отношений, складывающихся в  процессе пробации. Особенно, высказанное нами мнение справедливо при реализации ранее неизвестных для национального уголовного судопроизводства досудебной и пенитенциарной пробации.

Детальный анализ законодательства зарубежных стран и деятельность их государственных органов пробации позволил нам:

  1. I. В ст. 1 «Понятие, цель и задачи пробации» Закона «О пробации» дано понятие пробации, под которым понимается «система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений».
  2. В Законе «О пробации» предусмотрены все четыре этапа эффективной системы пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпеницентарная.

         Здесь необходимо отметить, что в зарубежных странах используются следующие основные модели пробации:

а. Досудебная пробация – досудебное сопровождение подозреваемого, обвиняемого с  представлением суду специального заключения о личности обвиняемого и рекомендации суду о виде и сроках наказания, испытательного срока и выбора обязанностей;

б. Приговорная пробация – исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и иных мер уголовно-правового воздействия альтернативных  лишению свободы, а также осуществление пробационного контроля в отношении лиц, которым он назначен приговором суда;

в.  Пенитенциарная пробация – оказание помощи осужденным, отбывающим лишение свободы, в социальной адаптации после освобождения;

г. Постпенитенциарная пробация – осуществление пробационного контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы.

         В ст. 12 «Виды пробации» Закона «О пробации» сформулированы понятие выше указанных видов пробации:

«1) досудебная пробация - деятельность и совокупность мер по оказанию социально-правовой помощи подозреваемому, обвиняемому, направленных на коррекцию их поведения;

2) приговорная пробация - деятельность и совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, а также осужденных условно, и оказанию им социально-правовой помощи;

3) пенитенциарная пробация - деятельность и совокупность мер по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

4) постпенитенциарная пробация - деятельность и совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля в отношении лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, и оказанию им социально-правовой помощи».

         Под словом «деятельность» законодатель предусматривает деятельность всех государственных органов (не только Службы пробации), участвующих в социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства.

         Внедрение полного цикла пробации, на наш взгляд, обеспечит непрерывность процесса ресоциализации лиц, помещенных на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов (Службы пробации и полиции), которая главным образом влияет на динамику «тюремного населения» и уровень рецидива, т.е. на повторность совершения преступлений лицами, отбывшими наказание.

Следует отметить, что процесс ресоциализации указанной категории лиц, согласно международному опыту, предполагает реализацию комплекса системных, организационно-правовых мер в отношении их на всех этапах пробации (досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной). Служба пробации должна способствовать сохранению социальных связей осужденных со своими семьями, с близкими, с трудовыми коллективами, где они работали до назначения наказания. В процессе пробации необходимо привлекать институты гражданского общества. Начинать процедуру адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, необходимо до момента вынесения решения судом по существу дела. Согласно международному опыту досудебная пробация  предполагает реализацию социальных, воспитательных, профилактических и иных мероприятий с лицом, совершившим уголовное правонарушение, без принятия судебного решения.

В случае принятия судом решения (приговорная пробация), то оно должно быть гласным, наглядно подтверждать соразмерность наказания криминальной запущенности личности правонарушителя и степени общественной опасности совершенного им  деяния. При этом воспитательная работа, проводимая Службой пробации с обвиняемыми и осужденными, должна заключаться в изучении их личности, степени их криминогенной запущенности с целью подготовки заключения, которое должно учитываться судом при вынесении решения по существу дела.  При этом Служба пробации должна оказывать психологическую и иную помощь лицам, оказавшимся в сфере уголовного правосудия на всех стадиях судебного процесса, в том числе и в процессе исполнения наказания (пенитенциарная пробация). Из опыта деятельности службы пробации зарубежных стран (например, Великобритании, Голландии) видно, что в службе пробации работают педагоги, воспитатель, медики, социальные работники и т.д., что свидетельствует о разносторонней деятельности Службы пробации в процессе адаптации и реабилитации правонарушителей на всех стадиях уголовного судопроизводства – досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной стадии.

Принимая во внимание то, что в международной практике отсутствует единое понимание пробации, нами предлагается авторское понимание пробации и её видов. Здесь следует отметить, что при разработке данных категорий были учтены как международный опыт деятельности зарубежных стран в сфере пробации, так и национальное законодательство и правоприменительная деятельность уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и иных государственных органов, принимающих участие в процессе социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства.

Пробация – помещение лиц, оказавшихся в сфере уголовного                        судопроизводства, под контролем и надзором службы пробации                      с применением разработанных и реализуемых индивидуально                      комплекса мер, направленных на коррекцию их поведения с                      целью исправления, а также предупреждения совершения ими                      новых уголовных правонарушений.

Досудебная пробация – помещение лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, под контролем и надзором службы пробации с применением разработанных и реализуемых индивидуально комплекса мер, направленных на коррекцию их поведения с целью исправления, оказанию им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.

Приговорная пробация – помещение лиц, осужденных к ограничению свободы, а также осужденных условно к лишению свободы, под контролем и надзором службы пробации с применением разработанных и реализуемых индивидуально комплекса мер, направленных на коррекцию их поведения с целью исправления, оказанию им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.

Пенитенциарная пробация – помещение лиц, отбывающих уголовные наказания, в том числе лишения свободы, под контролем и надзором сотрудников учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и службы пробации, с применением разработанных и реализуемых индивидуально комплекса мер, направленных на коррекцию их поведения с целью исправления, оказанию им социально-правовой и иной помощи, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.

Постпенитенциарная пробация – помещение лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также лиц, отбывших назначенные судом наказания, под контролем и надзором службы пробации с применением разработанных и реализуемых индивидуально комплекса мер, направленных на оказание им социально-правовой и иной помощи, с целью их ресоциализации, а также предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.

Принимая во внимание необходимость обеспечения непрерывности процесса реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, все этапы пробации должна осуществлять Служба пробации, структурно входящая в состав уголовно-исполнительной системы. Здесь автор имеет в виду не наделять, как это предусмотрено Законом «О пробации», функцией надзора за испытуемыми на участковых инспекторов (полицией). В этом случае, в одном государственном органе (в Комитете уголовно-исполнительной системе) будет сосредоточен весь процесс исполнения наказания, социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия, их исправления и недопущения совершения ими новых преступлений. Это позволит государственному органу эффективно, планомерно и последовательно реализовывать поставленные перед ним задачи.

  1. II. Служба пробации должна выполнять следующих функций:

- исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;

- исполнение наказания в виде штрафа;

- исполнение наказания в виде общественных работ;

- исполнение наказания в виде исправительных работ;

- исполнение наказания в виде ограничения свободы;

- выполнение приговора об осуждении условно;

- выполнение решения суда об условно-досрочном освобождении;

- выполнение решения суда об отсрочке исполнения приговора (для беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет);

- осуществление надзора за лицами, в отношении которых установлен пробационный контроль;

- исполнять досудебную, приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию в исправительных учреждениях и органах уголовного судопроизводства.

  1. Предусмотреть государственные заказы для производственных мощностей пенитенциарных учреждений. В целях развития собственного производства в пенитенциарных (исправительных) учреждениях, повышения уровня трудовой занятости среди осужденных, необходимо распределить государственные заказы на предприятиях колоний.
  2. Предусмотреть налоговые преференции для предпринимателей, создающих рабочие места для осужденных, отбывающих наказание, лиц, освобожденных от отбывания наказания и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия.
  3. Необходимо внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты с целью правовой регламентации права общественной наблюдательной комиссии установления или снятия пробационного контроля на осужденных и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. При этом следует отказаться от института административный надзор в пользу пробационного контроля, исполнение которого следует возложить на Службу пробации.

Кроме того, указанной комиссии должно быть предоставлено право применять тот или иной институт прогрессивной системы (изменение условий содержания, замена вида учреждения, замена вида наказания и условно-досрочное освобождение). 

Иными словами, в целях эффективной реализации институтов пробации и прогрессивной системы, следует делегировать функцию назначение пробационного контроля и применения различных институтов прогрессивной системы от суда наблюдательным комиссиям.

III. Исполнение пробации в отношении различных категорий испытуемых должно осуществляться с учетом пола, возраста, социального статуса (образование, профессия, трудозанятость и т.д.). Особую важность имеет обеспечение пробационного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В этой связи, на наш взгляд, уместно применить опыт Дании, где пробация осуществляется путем направления несовершеннолетних испытуемых в семьи, перечень которых установлен государственным органом. В данной семье должен быть хотя бы один из родителей дипломированным педагогом, другой – обладать различными профессиями для обучения несовершеннолетних правонарушителей. В семье должны быть свои дети. Оплату за содержание испытуемого осуществляет коммуна, где ранее он проживал. Наш на взгляд, датский опыт пробации обладает высоким потенциалом превентивного воздействия на несовершеннолетних с девиатным поведением.

В отношении испытуемых женского пола при реализации пробации, кроме возраста и их социального статуса, необходимо учитывать наличие детей, в первую очередь, грудных, малолетних и несовершеннолетних; состояние беременности;  наличие престарелых родителей и т.д. Здесь следует отметить, что, как правило, в силу своего физиологического состояния данная категория испытуемых совершает корыстные преступления в целях сохранения семьи, обеспечения детей питанием и т.д. Так же следует учитывать, что совершение уголовного правонарушения в состоянии беременности или в период физиологического цикла в некоторых странах признается как совершение преступления в состоянии аффекта. 

При пробации, осуществляемой в отношении лиц мужского пола, следует учитывать, кроме ранее перечисленных (возраст, социальный статус), такие характеристики личности, как в каких условиях проживал, в полной семье воспитывался, поведение родителей, физическое состояние (например, наличие инвалидности) и другие. Иными словами, необходимо принимать к сведению все особенности формирования личности испытуемого.

Таким образом, высказанные нами предложения позволяют сделать вывод о том, что обеспечение конституционных прав и законных интересов лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, невозможно без дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в первую очередь, в области социальной адаптации и реабилитации указанных лиц, а также создание государственного органа - Службы пробации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, соответствующий международным стандартам для эффективной реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, с учетом их физических, физиологических и иных особенностей личности.

 

Скаков А.Б. – профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, доктор юридических наук, профессор

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

484 комментария

  1. аватар
    asasa 16 декабря 2024 15:23

    Thanks for a very interesting blog. What else may I get that kind of info written in such a perfect approach? I have got an undertaking that I am simply now operating on, and I have been on the lookout for such info. <a href="https://5starsstocks.com/">https://www.5starsstocks.com</
    a>

  2. аватар
    asasas 18 декабря 2024 15:21

    I think this is an informative post and it is very useful and knowledgeable. therefore, I would like to thank you for the efforts you have made in writing this article <a href="https://www.wcmt2023.org/">bokep abg indo</a>

  3. аватар
    SS 21 декабря 2024 19:13

    I have a mission that I’m just now working on, and I have been at the look out for such information <a href="https://hbmtdzj.com/">카지노사이트</a>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×