Запуск казахстанского лоукостера: забота о гражданах или монополизация рынка авиаперевозок?
По предварительным итогам в 2018 году авиакомпании перевезли 7,9 миллиона человек, половина которых воспользовались услугами Air Astana
За 12 месяцев 2018 года авиакомпании перевезли рекордное за последние 5 лет число пассажиров — 7,9 млн человек (годом ранее — 7,4 млн чел.) Авиаперевозки лидируют по темпам роста среди всех видов транспорта. На конец 2018 года число пассажиров авиаперевозчиков выросло на 6,9%, тогда как количество пассажиров железнодорожного и автотранспорта увеличилось всего на 1,7% и 1,3% соответственно.
Однако доля перевозок, совершённых авиакомпаниями, по-прежнему остается незначительной: 0,03% от общего числа перевезённых пассажиров.
На данный момент в Казахстане функционируют 4 крупных авиакомпании: Air Astana, SCAT Airlines, Bek Air и Qazaq Air. Air Astana — лидер индустрии, общее количество перевезённых пассажиров которого за 2017 год составило 4,2 млн человек (прирост — 10,5% за год). Важный фактор деятельности авиакомпании — почти полный паритет внутренних рейсов, на которые приходится 52,4% (2,2 млн чел.) и международных перевозок (47,6%, 2 млн чел.).
В 2017 году доля авиаперевозок Air Astana на внутреннем рынке составляла 51%. Второе место занимала SCAT Airlines с удельным весом 24%, а замыкала тройку лидеров Bek Air с рыночной долей в 19%.
По поручению президента РК Н. Назарбаева на базе Air Astana в первой половине 2019 года планируется запуск казахстанского лоукостера Flyarystan, авиапарк которого будет сформирован 4 самолетами Airbus А320 с конфигурацией на 180 мест эконом-класса для внутренних рейсов, а к 2020 году их число увеличится до 15 единиц.
По заявлению компании, авиабилеты будут в два раза дешевле действующих тарифов на внутреннем рынке. На сегодняшний день самые дешёвые билеты по маршруту Алматы — Астана в одну сторону предлагает SCAT Airlines — 18,6 тыс. тг (на 23.01.2019 г.). Air Astana по тому же маршруту предлагает билеты по цене от 28,9 тыс. до 54,3 тыс. тг
Во второй половине 2019-го станет ясно, насколько заявление главного авиаперевозчика страны о двукратном уменьшении цен будет соответствовать действительности. Однако если это произойдет, Air Astana полностью займёт нишу дешёвых авиабилетов, что в будущем может негативно сказаться на рыночной конкуренции и, как следствие, повлиять на ценообразование билетов и последующий рост цен на них.
За 9 месяцев 2018 года расходы на обслуживание пассажиров Air Astana достигли максимального значения за последние 5 лет, составив 24,2 млрд тг (на 3 млрд тг больше, чем годом ранее).
Обслуживание пассажиров — одна из ключевых статей расходов компании: его удельный вес в составе операционных расходов составил 11,8%. Расходы на обслуживание включают услуги аэропортов, питание, развлечения для пассажиров во время полёта, безопасность и прочее.
Колоссальные расходы авиакомпании по этому направлению обосновываются её стратегией — «ориентацией на клиентов».
Несмотря на позитивные изменения как в самой компании, так и на рынке в целом, за январь–сентябрь 2018 года расходы Air Astana выросли на 20,9% и составили 35,5 млрд тг.
Доходы, в свою очередь, увеличились на 17,1% год-к-году.
В итоге чистая прибыль авиакомпании сократилась на 59,7% — с 10,8 млрд до 4,3 млрд тг.
Одна из причин снижения прибыли — увеличение расходов на топливо. За 9 месяцев 2018 года эти расходы достигли 60,9 млрд тг (за 9 месяцев 2017-го — 42,9 млрд тг).
Кроме того, рост числа операций с международными перевозками способствовал формированию убытков от курсовой разницы: за январь–сентябрь 2018 года эти убытки достигли 4,1 млрд тг, увеличившись на 141,2% год-к-году.
Служба по связям с общественностью
21 комментария