Сенат принял поправки в законодательство по вопросам: контроля над оборотом наркотических средств; здравоохранения; обращения лекарственных средств и медицинских изделий; занятости населения
Открывая заседание Сената Парламента, Глава верхней Палаты Касым-Жомарт Токаев высказал критическое замечание в адрес Правительства относительно сроков внесения законопроектов в Сенат. Спикер отметил, что в повестку сегодняшнего заседания включены проекты важнейших законов, пять из которых разработаны во исполнение Послания Главы государства. Несмотря на то, что с начала года было достаточно времени для выполнения поручений Елбасы, ряд довольно сложных законопроектов поступил в Сенат только в самом конце года. Учитывая важность этих документов, депутаты Сената были вынуждены рассмотреть их в короткие сроки, что не способствует качеству принимаемых законов. «Нельзя допускать, чтобы подобная практика касательно сроков представления законопроектов в Сенат постоянно повторялась. Обращаю особое внимание Правительства на этот вопрос. Правительству необходимо составить предварительный график скоординированной работы с Палатами Парламента по важным законопроектам», - подчеркнул Председатель Сената.
В ходе заседания сенаторы на основании представления Президента Республики Казахстан освободили от должностей судей Верховного Суда Ербола Рахимбекова и Ержана Даулиева в связи с назначением на другую должность, а также Даулена Нуралина в связи с уходом в отставку.
Сенат ратифицировал Письмо-соглашение между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития относительно поправок к Соглашению о займе № 8156-KZ (Проект развития автомобильных дорог Восток – Запад (участок Алматы – Хоргос): Международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай (ЦАРЭС 1b) между РК и МБРР и Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза.
После ряда вопросов уточняющего характера сенаторы приняли закон «О естественных монополиях». Документ направлен на повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий, обеспечение прозрачности процесса формирования тарифов, усиление контроля за исполнением тарифных смет и инвестиционных программ. Он определяет сферы естественных монополий и порядок формирования Государственного регистра субъектов этих сфер, а также регламентирует виды тарифов на услуги субъектов естественных монополий и порядок их формирования. На законодательном уровне внедряется стимулирующий метод тарифного регулирования, предусматривающий определение показателей качества, надежности регулируемых услуг, а также показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий. В целях повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий законопроектом предусматривается публичность процесса государственного регулирования. В этой связи вводится Совет по тарифной политике и регламентируется функционирование общественных объединений, предусматривается обязанность субъектов естественных монополий по размещению в средствах массовой информации отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы и инвестиционной программы. Наряду с этим, устанавливается порядок проведения общественного мониторинга и технической экспертизы исполнения инвестиционной программы и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
Многочисленные острые вопросы депутатов с последующей дискуссией вызвали поправки в законодательство по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора. Документ предусматривает внедрение единой системы государственных закупок по принципу централизованной службы и пересмотр подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе. Тем не менее, сомнения депутатов вызвали положения законопроекта относительно особого статуса «Самрук - Казына», на которого не распространяются общие правила госзакупок. Предполагается создание единой точки доступа к информационным системам электронных закупок государственных органов и закупок субъектов квазигосударственного сектора. Вводится административная ответственность за нарушения правовых норм, регулирующих закупки квазигосударственного сектора. В системе госзакупок предлагается формирование и ведение республиканского реестра жалоб, в котором, планируется отражать сведения о поданных посредством веб-портала жалобах, а также принятых по результатам их рассмотрения решениях. Устанавливается новое квалификационное требование – финансовая устойчивость потенциального поставщика. Также устанавливается запрет на участие в закупках потенциальным поставщикам, местом регистрации которых являются офшорные зоны.
Приняты поправки в законодательство по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Документ разработан в целях совершенствования законодательной антинаркотической системы для обеспечения своевременности принимаемых государством мер по противодействию новым вызовам и угрозам наркопреступности. Вносимые изменения предусматривают уточнение понятийного аппарата и введение новых понятий «аналоги наркотических средств, психотропных веществ», «заместители атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп». Полномочия по утверждению списков, подлежащих контролю в стране наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, сводной таблицы об отнесении их к небольшим, крупным и особо крупным размерам и списка заместителей атомов водорода передаются Правительству Республики Казахстан. Кроме того, внесены дополнения по основаниям и порядку включения веществ в список подлежащих контролю в стране наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и отнесение веществ к их аналогам. Новые нормы позволят оперативно пополнять список запрещенных в стране наркотических средств новыми видами психоактивных веществ, появляющихся на рынке.
После продолжительной сессии «вопросы- ответы» приняты поправки в законодательство по вопросам здравоохранения.
Нормы документа предусматривают внедрение новой модели государственного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП), в который входят: скорая медицинская помощь; санитарная авиация; первичная медико-санитарная помощь; консультативно-диагностическая помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов; стационарозамещающая медицинская помощь для лечения социально значимых заболеваний и лечения хронических заболеваний; стационарная медицинская помощь; обеспечение препаратами крови и ее компонентами по медицинским показаниям; восстановительное лечение и медицинская реабилитация больных туберкулезом и перенесших туберкулез; сестринский уход для отдельных категорий населения и паллиативная помощь и другое. Расширяются полномочия уполномоченного органа в сфере здравоохранения по вопросам: координации и мониторингу деятельности по вопросам корпоративного управления в государственных юридических лицах в области здравоохранения; межотраслевой координации деятельности по внедрению и реализации международных медико-санитарных правил; разработке и утверждению положения о статусе и полномочиях национального координатора по международным медико-санитарным правилам и глобальной программе общественного здравоохранения и др. Приняты поправки в законодательство по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий. В рамках документа предусматривается: введение регулирования цен на все лекарственные средства путем утверждения предельных цен с 1 января 2019 года; формирование национального формулярного перечня лекарственных препаратов и медицинских изделий для бесплатного или льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан на основе комплексной оценки «технологий здравоохранения»; внедрение этических норм продвижения лекарственных средств; пересмотр условий государственной регистрации, перерегистрации и внесения изменений в регистрационное досье лекарственных средств и медицинских изделий; переход на электронный закуп лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного медицинского страхования посредством веб-портала закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также единого оператора для сопровождения и системно-технического обслуживания веб-портала.
Сенат принял поправки в законодательство по вопросам занятости населения. Документ разработан в соответствии с поручениями Президента Казахстана в целях реализации задач по участию самостоятельно занятого населения в системах социального обеспечения.
Законом вносятся поправки в 22 законодательных акта. в том числе в Бюджетный, Предпринимательский, Налоговый кодексы, законы «О государственной адресной социальной помощи», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном социальном медицинском страховании», «О занятости населения» и другие, которые направлены на: унификацию категорий плательщиков в законах Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении»; дополнение Налогового кодекса новой главой, определяющей плательщиков единого совокупного платежа, порядок исчисления и уплаты данного платежа, а также поправки, предусматривающие предоставление налоговых преференций для участников международного технологического парка «Астана Хаб»; включение в Закон н «О занятости населения» нового понятия «занятое лицо» и классификация таких категорий лиц, понятия «независимый работник»; стимулирование неформально занятого населения для формализации их деятельности. С этой целью предусматривается введение единого совокупного платежа, который объединяет в один платеж четыре обязательных вида платежа: индивидуальный подоходный налог, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, пенсионные выплаты в Единый накопительный пенсионный фонд, отчисления в Фонд обязательного социально-медицинского страхования. Единый совокупный платеж (ЕСП) установлен в размере 1-го месячного расчетного показателя для столицы, городов республиканского и областного значения и 0,5 МРП для жителей других населенных пунктов.
Плательщиками ЕСП являются физические лица, осуществляющие деятельность с целью получения дохода, которые не используют труд наемных работников, выполняют работы, оказывают услуги для физических лиц, реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам. Введение ЕСП для неформально занятых позволит: участвовать в системе обязательного социального медицинского страхования и получить доступ к медицинским услугам, неограниченным по сумме и видам, с правом выбора медицинского учреждения; участвовать в накопительной пенсионной системе и получить базовую пенсионную выплату в зависимости от стажа участия в системе; получить социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года.
В ходе заседания заслушан запрос Сауле Айтпаевой по вопросам незаконного распространения наркотических средств, противодействия наркомании и ее профилактике. Глава Сената отметил острую актуальность данного запроса, подчеркнув необходимость ужесточения правовых мер в отношении наркоторговцев. «Нам, сенаторам, нужно добиваться ужесточения уголовного и судебного преследования в отношении распространителей, продавцов наркотиков, вплоть до пожизненного заключения или же еще более сурового наказания. Поскольку это соприкасается с национальными интересами государства и может быть приравнено к террористической деятельности», - сказал К.Токаев.
Пресс-служба Сената Парламента РК