Наставничество – фундамент эффективности госслужащего
Учитывая особую роль процесса адаптации молодого специалиста при поступлении на государственную службу в Законе «О государственной службе РК» закреплено обязательное требование по прохождению испытательного срока.
В период испытательного срока госслужащий изучит и в полном объеме овладеет навыками и знаниями, которые будут необходимы ему для исполнения государственных задач, впоследствии продемонстрирует свои деловые и профессиональные качества. Для этого молодому специалисту составляется индивидуальный адаптационный план на 3 месяца. В целях оказания профессиональной помощи за молодым государственным служащим закрепляется наставник из числа опытных работников.
Наставник помогает освоить служащему выбранную профессию, разъясняет его функциональные обязанности, показывает методы эффективной работы. Наставник является положительным примером эффективного исполнения работы, самостоятельного правильного решения поставленных задач. Наставник привлекает служащего к активному участию в общественной жизни государственного органа, ведению здорого образа жизни, помогает развитию культурного и профессионального сознания, воспитывает патриотизму.
В целом, институт наставничества в силу своей эффективности в вопросах кадровой политики и совершенствования уровня компетентности персонала широко применялся на практике, как в прошлом, так и в настоящее время.
Основной целью наставничества является обеспечение преемственности в работе государственных органов и адаптации служащих, впервые принятых на административную государственную должность, оказание помощи служащим в их профессиональной подготовке. По своей сути наставничество является обучением сотрудника на рабочем месте, оперативное вовлечение новых сотрудников в выполнение должностных обязанностей и деятельности государственного органа в целом.
Результаты выполнения индивидуального адаптационного плана будут оцениваться руководством вновь поступившего госслужащего.
В случае его невыполнения, руководитель госоргана вправе продлить испытание еще на три месяца с представлением возможности повторного выполнения мероприятий адаптационного плана либо уволить по согласованию с департаментом. Отрицательные результаты по итогам второго трехмесячного периода ведут неизбежно к увольнению государственного служащего.
Таким образом, свои первые шаги на государственной службе молодые специалисты делает совместно с наставниками, главной задачей которых является формирование у них таких качеств, как отзывчивость, ответственность, инициативность, дисциплинированность, профессионализм. От результативности и качества наставнической деятельности зависит каким специалистом в дальнейшем станет молодой государственный служащий.
В условиях постоянно возрастающих требований к лицу, претендующему и занимающему государственную должность, сложившаяся практика применения данного института является оправданно актуальной и крайне необходимой. Поскольку, только передача более опытным наставником навыков и знаний служащему может стать основой и фундаментом зарождения в нем высококвалифицированного, отвечающего предъявляемым требованиям специалиста. Так что наставничество сейчас - это залог дальнейшего профессионального формирования лица, впервые поступившего на государственную службу.
Б.Беспалинов
Руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области