СОДОКЛАД по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан  «О республиканском бюджете  на 2018–2020 годы»

СОДОКЛАД по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы»

Основные направления бюджетной политики на 2018 - 2020 годы ориентированы на обеспечение финансовой стабильности, дальнейший рост экономики и повышение благосостояния наших граждан.

Основой для уточнения Республиканского бюджета, является необходимость реализации поручений Указа Главы государства об изменении административных статусов городов Шымкент и Туркестан,  принятие мер для бесперебойного их функционирования, и обеспечения реализации принятых обязательств.

Все другие изменения связаны с внутренним перераспределением расходов с мероприятий и программ где ожидается неосвоение и сложившаяся экономия, на приоритетные направления, связанные с реализацией посланий Президента.

В рамках реализации ежегодных Посланий Президента «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» и «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поставлена задача – повышение качества исполнения бюджета и эффективности расходов бюджета в условиях ограничения источников.

 Хотя план по доходам остается неизменным, но макроэкономические показатели подвергаются изменениям.

Докладчиками уже были представлены основные макроэкономические и бюджетные показатели, поэтому остановлюсь на наиболее важных моментах уточнения республиканского бюджета.

Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды планировалось достичь за счет снижения доли государственного участия в экономике через инструменты приватизации и трансформации. Однако, текущая реализация вышеназванных мер не оправдывает возложенные ожидания, о чем свидетельствует прогноз поступлений от приватизации в национальный фонд с уменьшением на 103,7 млрд. тенге.        

Уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на 2018 год сохранен на прежнем уровне и составляет 8,7 трлн. тенге.

Однако, вызывает озабоченность исполнение годовых планов по КПН и НДС, т.к. по итогам 9 месяцев планы по ним не исполнены и в последние годы сложилась тенденция исполнения планов за счет авансовых платежей.  

Также имеют место недостатки, препятствующие повышению результативности налогового и таможенного администрирования.

Так, в рамках совершенствования налоговой политики затягивается реформирование налогового администрирования, о чем свидетельствует перенос на 2019 год в рамках данного уточнения бюджета мероприятий по реализации информационной системы «Интегрированная система налогового администрирования» (ИСНА) по причине длительных процедур по согласованию конкурсной документации.

Проектом предусматривается увеличение расходов на 12,6 млрд. тенге до 9,6 триллионов тенге.

Необходимо отметить, что наряду с направленностью уточнения бюджета на перераспределение расходов на развитие городов Шымкент и Туркестан, на реализацию других приоритетных проектов и программ в целях реализации Послания Главы государства от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», параллельно предусматривается изменение расходной части бюджета, в том числе путем перераспределения расходов в общей сумме 155,6 млрд. тенге, где неисполнение за 9 месяцев текущего года составляет 53,6 млрд. тенге, из них неосвоение - 47,1 млрд. тенге.

Наибольшие суммы неосвоения допущены  Министерством культуры и спорта – 12 млрд. тенге, Министерством обороны – 10 млрд. тенге, Комитетом национальной безопасности - 7 млрд. тенге, Министерством национальной экономики – 3 млрд. тенге.  

В рамках перераспределения средств уменьшаются расходы социальной сферы на 45,7 млрд. тенге, из них по Министерству труда и социальной защиты населения – на 25 млрд. тенге, по Министерству образования и науки – на 19 млрд. тенге, по Министерству здравоохранения – на 3,0 млрд. тенге.  

При этом корректировки расходов проведены в том числе и по суммам, выделенным за счет внешних займов на проекты социальной направленности в сумме 16,5 млрд. тенге.

Это является следствием некачественного проведения оценки на предмет целесообразности и экономического эффекта внешних займов, которое негативно отразилось как на реализации  институциональных проектов так и  инфраструктурных.

Так, Министерством по инвестициям и развитию только по программе развитие автомобильных дорог на республиканском уровне за счет внешних займов уменьшены расходы на 38,9 млрд. тенге, что составляет 63% от общей суммы уменьшаемых расходов.

Вместе с тем, необходимо учесть и расходы, которые были заложены в бюджет в виде уплаты процентов и прочих расходов, понесенных в связи с привлечением внешних займов. Так, выплаченная комиссия на неосвоенную сумму займа по состоянию на 1 сентября 2018 года - 1,5 млн. долларов США.

Наличие указанных проблем и недочетов свидетельствуют о необходимости совершенствования бюджетного процесса, о неэффективном планировании бюджета, которое приводит к несвоевременному освоению. И в конечном итоге возникает необходимость корректировки бюджета, которая для нас стало уже традиционной.

Но даже и после проведения корректировки  по итогам рассмотрения отчетов по  исполнению республиканского бюджета продолжают иметь место факты неосвоения выделенных бюджетных средств, недостижения плановых показателей и т. д.

Как и в предыдущие годы основными причинами неосвоения бюджетных средств являются некачественное планирование, несвоевременное проведение конкурсных процедур и представление актов выполненных работ.

Но основополагающим и определяющим неэффективность использования бюджетных средств является преобладание бюджетного планирования над стратегическим. И в конечном итоге все это указывает как на недостаточность уровня бюджетного планирования и прогнозирования, так и на низкую исполнительскую дисциплину бюджетного процесса в целом.  

В рамках рассмотрения данного законопроекта были проведены заседания рабочей группы, заседание комитета и расширенное заседание комитета.

Постоянные комитеты Сената замечаний и предложений по данному законопроекту не имеют.

На основании изложенного Комитет по финансам и бюджету рекомендует принять Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы».

 

О.Перепечин

Председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

1 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×