«Контроль в сфере государственной службы»
В соответствии с п.1 ст.15 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» (далее - Закон), занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, а также назначения местными представительными органами или избрания в соответствии с законами Республики Казахстан.
Порядок проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б», регламентирован Правилами проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б» (далее - Правила).
Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области (далее - Департамент) в рамках имеющей компетенции проводятся проверочные мероприятия в деятельности государственных органов по соблюдению требований Закона и Правил.
Следует отметить, что согласно п.п.10) п.2 ст.5 Закона, Департамент осуществляет государственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, за соблюдением служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг.
По итогам проведенных проверок а также мониторинга деятельности конкурсных комиссии, можно отметить наиболее типичные нарушения, допускаемые государственными органами при проведении конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей, а именно отсутствие в составе конкурсной комиссии работников службы управления персоналом (кадровой службы) либо лица, на которых возложено исполнение обязанностей службы управления персоналом (кадровой службы) и работников структурных подразделений, имеющих вакантные должности, на занятие которых проводится конкурс. Тогда как положением п.18 Правил, данное требование обязательно при формировании состава комиссии.
Кроме того, установлены нарушений при заполнении листов оценки кандидатов, предусмотренных Правилами. К примеру, имеют место отсутствие подписей членов комиссии заполнивших листы оценки, незаполненные графы листа оценки, неверное выставление баллов за профессиональный опыт и уровень образования и прочее.
Также, не единичны факты нарушений при заполнении документов кандидатами необходимых для участия в конкурсе, в частности отсутствие подписей, дат заполнения послужных списков и заявлений и другие.
В соответствии с п.28 Правил, для присутствия на заседании конкурсной комиссии в качестве наблюдателя лицо регистрируется в службе управления персоналом (кадровой службе) не позднее одного рабочего дня до начала проведения собеседования. Для регистрации лицо предоставляет в службу управления персоналом (кадровую службу) копию или электронную копию документа, удостоверяющего личность, и копии или электронные копии документов, подтверждающих принадлежность к организациям, указанным в пункте 26 настоящих Правил.
При этом, не редки случаи отсутствия соответствующей книги регистрации наблюдателей, а также нарушения порядка их регистрации.
Лица, изъявившие желание участвовать в конкурсе представляют документы в государственный орган, объявивший конкурс, в нарочном порядке, по почте или в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в объявлении, либо посредством портала электронного правительства «Е-gov» или интегрированной информационной системы «е-қызмет» в сроки приема документов.
При этом, Правилами регламентирован необходимый перечень документов.
Однако, конкурсными комиссиями государственных органов к участию в конкурсе допускаются кандидаты предоставившие документы не соответствующие установленному перечню на занятия той или иной вакантной административной государственной должности. В их числе, несоответствие предоставляемых сертификатов о прохождении тестирования на знание законодательства с результатами не ниже пороговых значений, послужных списков кандидатов и прочее.
Тогда как, в соответствии с требованиями Правил, представление неполного пакета документов либо недостоверных сведений является основанием для отказа в их рассмотрении конкурсной комиссией.
Необходимо также отметить, что нарушение процедуры конкурсного отбора на занятие вакантной административной государственной должности, является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.99 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Санкция указанной статьи влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.
По состоянию на восемь месяцев текущего года за нарушение процедур конкурсного отбора на занятие вакантной административной государственной должности к административной ответственности привлечены 20 должностных лиц.
К.К. Султангазиев
руководитель Управления контроля в сфере государственной службы
АДГСПК по Акмолинской области