Разъяснение поправок о СМИ
Президент Казахстана Н. Назарбаев подписал 28 декабря 2017 года Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций". Глава государства не раз отмечал важность проведения эффективной информационной политики и обеспечения безопасности медийного пространства страны, при этом добавив, что следует на должном уровне проводить разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых государством по стимулированию экономического роста и обеспечению благосостояния народа.
Необходимо отметить, что время так стремительно движется вперед, изменяются общественные отношения. Никто не отрицает, как стремительно растет роль информационных технологий, социальных сетей. Возникают вопросы и информационной безопасности, углубления защиты конституционных прав в различных ее аспектах и других вопросов. Поэтому принятие изменений и дополнений является вполне объективным и необходимым. Правовое регулирование этих общественных отношений было актуальным.
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, государственный служащий достаточно открытый, сразу отметил необходимость широкого общественного обсуждения. Министр обратился ко всем и, в первую очередь, к журналистам, с просьбой вносить свои поправки в готовящийся проект закона. Ознакомиться можно было и внести свои предложения на портале"Открытые нормативные правовые акты".
"Особенно хочу обратить внимание журналистов, работников связи и информации и представителей гражданского сектора. Этот документ направлен на серьезные изменения в курируемой нами сфере и затрагивает интересы широких профессиональных групп и общественности в целом. Я твердо убежден, что без широкого гражданского обсуждения такие нормы приниматься не могут", – обратился министр на своей странице в Facebook.
Чтобы было понятно для широкой общественности министр Даурен Абаев обращал внимание по сущностным вопросам и высказывался, что закон представляет целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей: информации, связи и информатизации. Основные направления поправок в Закон о СМИ включают: дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций законопроектом планируется исключить такие виды наказаний как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации; организацию взаимодействия казахстанцев со СМИ. Предусмотрено ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации; определение в каждом госоргане уполномоченного лица или подразделения по взаимодействию со СМИ с чётко очерченным функционалом. Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб; регламентирование процесса предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка. Расширяется понятие "официальное сообщение". Появляются новые обязанности проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии.
Это, конечно, не касается обращений граждан. Обращение – это конституционных институт, которое СМИ и не вправе проверять. За это обращение несет ответственность сам гражданин. Он вправе обратиться в любой государственный орган, юридическое лицо, депутатам парламента, в правительство и главе государство.
Обращено внимание на нормы, направленные на реализацию программы "Цифровой Казахстан", а также на нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем.
Концепция к проекту закона была вынесена на интернет-обсуждение еще в сентябре 2016 года. Министр отвечал и некоторые вопросы, возникавшие в ходе обсуждения активно используя социальные сети. Он на своей странице в Facebook, что очень важно, открыто опубликовал видеообращение, в котором объяснил, почему журналистам не стоит бояться новых поправок в законе о СМИ. Самое важное, что он начал с самого критикуемого пункта законопроекта, как " получения согласия на распространение в СМИ личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных, охраняемых законом тайн". Министр сразу указал, что не правы те СМИ, которые утверждают, что эта поправка не даст возможности проводить журналистские расследования.
Он написал, что "Эти утверждения стереотипные и в корне неверные. Государство заинтересовано в развитии четвёртой власти, которая помогает в борьбе с различными проявлениями безнравственности и беззакония. Как это соотносится с выделяемой нормой? Дело в том, что понятия банковской, коммерческой, семейной и личной тайны уже описаны в других законодательных актах. Всей перечисленной тайны разглашать нельзя, а значит – публиковать в СМИ без разрешения. По-моему, это логично. Эти тайны защищены законом в большинстве стран мира. Мы не намерены запрещать журналистам публиковать материалы о наличии дорогих авто или недвижимости тех или иных чиновников. Это никак не попадает под все вышеперечисленные тайны. А уж неподобающие поведение чиновников или их родственников – тем более".
Дело в том, что любой юрист скажет, что на самом деле действующее законодательство уже содержит правовые нормы, регулирующие эти сферы общественных отношений.
Поэтому правовая норма в законе так и изложена: «получать согласие от физического и (или) юридического лица либо их представителей на распространение в средстве массовой информации личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иных охраняемых законом тайн, за исключением случаев, если сведения указаны в официальных сообщениях и (или) распространены самим физическим и (или) юридическим лицом либо их представителями в источниках, доступ к которым не ограничен».
В целом, в своих выступлениях министр приводил наглядные примеры.
"Многие помнят новостные выпуски о том, как в Жамбылской области семья нашла в уличном туалете новорождённую девочку. Они её спасли, а позже захотели удочерить. Событие получило широкую огласку, а потенциальных родителей стали показывать на телевизионных экранах. Семья подала заявку на удочерение, но суд им отказал. Вы спросите: почему? Давайте представим: они всё-таки её удочерили, проходит время, девочка подрастёт, и недоброжелатели, узнав лица родителей, расскажут ей, что она найдена в туалете. Скорее всего, в школе или во дворе начнут дразнить. Ужасные для психики ребёнка последствия. Именно по этой причине суд отказал им в удочерении". Тем самым нарушается конституционное право на моральную, психическую неприкосновенность, а далее и право на здоровье и т.д.
Вопросы возникали и по понятию журналистской этики, которые провозглашали принципы: объективность, законность, достоверность, уважение частной жизни, чести, достоинства граждан. Министр разъяснял, что "По мнению некоторых представителей СМИ, необходимость прописывать в законодательстве это понятие отсутствует. Мы считаем иначе, и я объясню, почему. Давайте вспомним прошлогодний теракт в Алматы, когда в городе орудовал террорист-одиночка. В считанные минуты после начала преступления поползло огромное количество слухов. Некоторые СМИ поддались этим слухам и опубликовали непроверенную информацию, спровоцировав панику. Силовикам пришлось бросить значительные силы, чтобы проверить информацию, чтобы позже дать опровержение слухам. Это служит наглядным примером непрофессионального подхода. Уверен, принципы журналистской этики послужит ориентиром для всей отрасли".
Закон четко регламентирует правовое положение СМИ. К примеру, Статья 26 четко обозначает случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности. «Средство массовой информации, а равно его главный редактор (редактор), журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, если они: 1) содержались в официальных сообщениях; 2) содержатся в ответе на запрос средства массовой информации или получены из материалов уполномоченного лица (подразделения) по взаимодействию со средствами массовой информации; 3) получены от рекламодателей и рекламопроизводителей; 4) являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных или уполномоченных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, за исключением распространения информации, запрещенной или иным образом ограниченной к распространению вступившими в законную силу судебными актами или законами Республики Казахстан; 5) содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; 6) содержались в сообщениях, материалах или их фрагментах, распространенных другим средством массовой информации, поставленным на учет в уполномоченном органе, при условии указания в своем сообщении ссылки на средство массовой информации, распространившее данное сообщение, за исключением распространения информации, запрещенной или иным образом ограниченной к распространению вступившими в законную силу судебными актами или законами Республики Казахстан; 7) содержались в обязательных сообщениях, установленных в соответствии со статьей 18-2 настоящего Закона.». Вот в чем дело. Мало кто внимательно читает законы. Их надо читать с первоисточника. Тогда мало бы возникало вопросов, особенно по 6 позиции. Да СМИ не отвечает, если дает точную ссылку на другое издание. А сколько было вопросов по этому поводу. Хотя проблема все-таки существует. Быстро распространив информацию и сформировав общественное мнение, которое может не соответствовать действительности, можно нанести такой существенный вред правам и свободам граждан, довести и до летального исхода, к примеру, человека, жизнь которого потом и не вернешь.
Тема распространения личных данных несовершеннолетних также обсуждалась. Министр разъяснял, что норма коснётся лишь детей до 16 лет, совершивших преступления лёгкой и средней тяжести, чтобы дать им шанс исправиться и стать полноценными членами общества. При этом поправка о сокрытии данных не будет распространяться на несовершеннолетних, совершившие тяжкие преступления.
Даурен Абаев говорил и о запрете на анонимность в Сети:
"Речь идёт о том, что казахстанские интернет-издания должны идентифицировать комментаторов. Позиция некоторых СМИ и общественных организаций по этому вопросу такова, что запрет на анонимность является концом свободы самовыражения в Сети. Наша же позиция иная: идентификация пользователя никак не мешает ему выражать своё мнение, но она внутренне его дисциплинируют. Ведь некоторые пользователи считают, что анонимность позволяет оскорблять на национальной почве, подстрекать к насилию, дезинформировать граждан и так далее. Что будет, если незнакомые люди на улице начнут оскорблять друг друга и разжигать конфликты на разных почвах?"
Даурен Абаев указал, что пользователи интернета тоже должны нести ответственность за свои слова. Дело в том, что министр прав, с точки зрения юристов в соответствии со ст.12 Конституции, права человека кончаются там, где начинаются права других лиц. Все должно быть в правовом поле. Если касаться ограничения прав человека и гражданина, то эта норма, соответствующая Международным пактам в области прав человека 1966 года гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (Статья 39. 1.).
Эксперт ОБСЕ Дмитрий Голованов в комитете Мажилиса по социально-культурному развитию сказал, что "Позитивным моментом является то, что концептуально в реализации, технике в том числе, законопроект в значительной мере соответствует международным требованиям и стандартам. И в целом можно говорить, что его принятие не приведёт, на мой взгляд, к ухудшению положения СМИ". Он подчеркнул и другие позитивные моменты как устранение административных барьеров при работе СМИ, расширение перечня случаев освобождения СМИ от ответственности за распространяемую информацию: "СМИ не всегда могут проанализировать, верифицировать и утвердить достоверность источника, и они должны полагаться на то, что некоторые источники являются корректными априори. Законопроект расширяет этот подход".
Закон сделал позитивные правовые положения для обязательного предоставления печатных СМИ. До этого нужно было всем печатным СМИ предоставлять в отпечатанном виде. Сейчас закон дал возможность предоставлять в электронном формате: « Обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 12 настоящего Закона, либо их электронно-цифровые формы, удостоверенные электронной цифровой подписью главного редактора (редактора), в течение пятнадцати календарных дней со дня их выпуска направляются собственником средства массовой информации в национальные библиотеки, Национальную государственную книжную палату Республики Казахстан.»
Кроме того, четко прописываются другие спорные вопросы. Статью 14 дополнили пунктами 1-1 и 3-4 следующего содержания: «1-1. Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях: 1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях; 2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен; 3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.»
Много обсуждали и вопросы приостановления СМИ. Но Закон, основываясь на нормах Конституции, четко прописал: «Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законами Республики Казахстан порядке являются: пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей суицид, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, об авторском праве и смежных правах в Интернете, а также нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 10 настоящего Закона.» Теперь представителям СМИ можно ориентироваться на принятые правовые нормы.
В Закон внесено 280 поправок, и каждая поправка в течение года была всесторонне обсуждена с участием журналистов и других представителей СМИ.
Внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части смягчения ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных» (отмена штрафа); исключения компетенции территориальных подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства РК в области СМИ. Внесены поправки в шесть кодексов и 16 законов РК.
С распространением сотовой связи необходимо было правовое регулирование и этой сферы. Каждый пользователь сотовой связи должен знать, что указано в статье 36-2 Закона о регистрации абонентского устройства сотовой связи. Она гласит: « 2. Владелец абонентского устройства сотовой связи обязан зарегистрировать его у оператора сотовой связи в соответствии с правилами регистрации абонентских устройств сотовой связи.»
Статья 28 защищает интересы национального телерадиовещания: «1. В еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, должно составлять с 1 января 2018 года не менее пятидесяти процентов. 2. В еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов количество музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы, должно составлять: 1) с 1 января 2018 года - не менее сорока пяти процентов; 2) с 1 января 2020 года - не менее пятидесяти процентов.»
Четко изложена компетенция уполномоченного органа в сфере обеспечения информационной безопасности в статье 7-1:
Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности: «1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности»
Изложена компетенция оперативного центра информационной безопасности в статье 7-2: «Оперативный центр информационной безопасности: 1) осуществляет деятельность по обнаружению, оценке, прогнозированию, локализации, нейтрализации и профилактике угроз информационной безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, объектов информатизации, подключенных к оперативному центру информационной безопасности».
Тем самым, из изложенного видно, как насколько кропотливо проводилась работа над принятым законопроектом. Что она в первую очередь, защищает конституционные права граждан, общественную и национальную безопасность, внося свой вклад в построении правого и демократического государства.
Тимур Башимов