Анализ деятельности Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции за 1 квартал 2018 года
В целях реализации миссии Агентства по формированию единой государственной политики в сфере государственной службы, развитию антикоррупционной культуры в обществе и улучшению качества оказания госуслуг, Департаментом по делам государственной службы и противодействию коррупции по г.Астана (далее - Департамент) достигнуты высокие показатели по итогам 1-го квартала 2018 года.
Успешно реализуется новая карьерная модель госслужбы с новой системой оплаты труда по факторно-балльной шкале. Заработная плата госслужащих Департамента юстиции, Акимата г.Астаны увеличилась в 2 - 2,5 раза, что позволила остановить уровень «чистой сменяемости» госслужащих в 3 раза в местных исполнительных органах (с 2,8% до 0,9%) (далее - МИО), в 2 раза в территориальных подразделениях центральных госорганов (с 3% до 1,5%) (далее – ТП ЦГО). В нашем Департаменте общая сменяемость отсутствует.
Для дальнейшей стабилизации чистая сменяемость, Акимом г.Астаны включёна в «Программу развития г.Астаны до 2020 года».
Возросло количество участников и госслужащих в конкурсах на занятие вакантных должностей в 2 раза (МИО: 4,3 чел. - 1,9 чел.; ТП ЦГО: 3,6 чел. - 1,5 чел) и назначения на вышестоящие должности по принципу меритократии, что свидетельствует о повышении престижности и привлекательности госслужбы.
Совершенствуются подходы по обучению государственных служащих. Обучение проводится как в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, так и в региональных центрах переподготовки и повышения квалификации. В связи с этим Департаментом на 126% выполнен план по повышению квалификации и переподготовке госслужащих столицы.
Особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на популяризацию получения электронных госуслуг. В течение 1 квартала 2018 г. проведено 5 «ярмарок госуслуг», 81 тренингов по обучению работе с электронным порталом «Правительство для граждан», 153 121 граждан получили электронные цифровые подписи, в т.ч. 100% охват госслужащих. Обучены пользованию порталом «Электронного правительства» 173 преподавателя школ и колледжей, которые обучат своих учеников, для удобства граждан, в госорганах созданы 30 уголков самообслуживания, в 13 ВУЗ-ах и 11 колледжах столицы открыты Центры обслуживания студентов.
В рамках защиты и восстановления прав граждан проведено 15 проверок госорганов, в ходе которого выявлено 99 нарушений законодательства о госуслугах, среди них нарушение бизнес процессов, сроков оказания госуслуг, нарушение стандартов и регламентов. По итогам проверки привлечены к дисциплинарной ответственности 15 должностных лиц, самое главное - защищены и восстановлены права всех граждан, жалобы которых подтвердились.
Так восстановлены права жителя города Астаны, который впервые за 29 лет оформил документы по установлению гражданства и получил удостоверение личности. Другой житель столицы с помощью Департамента был включен в список очередников, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда для получения жилья.
По итогам общественного контроля методом «Тайный покупатель» в колледже «Парасат» 2 гражданам восстановлены их права и возмещена незаконно истребованная оплата за оказание госуслуг. Кроме того выявлен факт не предусмотренных Стандартом истребования излишних документов. Аналогичные нарушения выявлены в колледже «Баскару», университете «Туран», Акмолинском колледже им.М.Тынышпаева. Департаментом отменены приказы директоров колледжей об установлении оплаты за оказание услуг, а директора колледжей привлечены к дисциплинарным ответственностям в виде – «выговор».
По итогам инспектирования коммунальных служб: «Астана су арнасы», «Центральное газоснабжение», «Clean city», «ЕРЦ», исполнены рекомендации Департамента, созданы комфортные условия для потребителей, улучшилось качество оказываемых услуг, в «Астана су арнасы» дополнительно открыт Центр обслуживания потребителей №2, с прилегающей парковкой, пандусом для лиц с ограниченными возможностями.
Одним из основных приоритетов деятельности Департамента является защита прав граждан и госслужащих. Так, в 2 раза больше поступило обращений (72 было 37); из них, по 14 (5) обращениям даны разъяснения, по 18 (12) проведены внеплановые проверки, выявлено 28 (23) нарушений законодательства о госслужбе (нарушения конкурсных процедур и Правил наложения дисциплинарных взысканий – 22, Этического кодекса – 6).
К дисциплинарной ответственности привлечены 15 (в 2017г. - 4) должностных лиц (строгий выговор – 4, выговор – 4, замечание – 7). Защищены и восстановлены права 14 (5) или 80% граждан.
Так по итогам рассмотрения обращения о несоблюдении требований п.49 Правил проведения конкурса, а именно за не принятие полных мер по уведомлению кандидата о дате проведения собеседования, секретарь конкурсной комиссий Управления государственных доходов по Есильскому району ДГД по г.Астана привлечена к дисциплинарной ответственности в виде «строгий выговор».
Далее, по итогам плановой проверки в Департаменте индустриального развития и промышленной безопасности г.Астаны выявлены нарушения, где за ненадлежащее утверждение конкурсных вопросов на занятие вакантной государственной должности - руководитель отдела и не соблюдение даты заседания конкурсной комиссий, все члены конкурсной комиссий привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.99 КоАП РК на общую сумму 72 тыс. тенге.
Итоги рассмотрены на заседании Совета по этике, где в целях профилактики нарушений законодательств в сфере госслужбы и противодействию коррупции выработаны 3 рекомендации, исполнены 100%.
Одним из основных направлений работы Департамента совместно с Национальным бюро г.Астаны является формирование антикоррупционной культуры в рамках которого проведено 138 мероприятий, что на 28% больше прошлого года (кроме того установлены 111 баннеров, демонстрируются ролики на 8 LED-экранах, распространено 200 плакатов и 4 тыс. памяток).
По инициативе Департамента проведены акции «Здесь взяток не берут и подарки не принимают» в квазигосударственном секторе.
Важное значение при формировании всеобщего неприятия коррупции уделяется духовному и нравственному воспитанию. Традиционными стали встречи с предпринимателями и представителями религиозных объединений, которые сегодня вносят немалый вклад в антикоррупционное воспитание. В марте месяце т.г. во Дворце Независимости прошла конференция, участие в ней приняли представители религиозных объединений – главный имам Центральной мечети «Нұр Астана», руководитель Астанайской епархии русской православной церкви, архиепископ Евангелическо-Лютеранской церкви посвященное воспитанию и нетерпимому отношению к коррупции среди подрастающего поколения.
На постоянной основе Департаментом проводится анализ коррупционных рисков, по итогам которого внесено 40 рекомендаций, из которых 50% уже исполнено (в нормативные правовые акты - 11, в организационно-управленческую деятельность - 29,).
Так в ГУ «Управление жилья» выявлена «скрытая госуслуга» предоставление жилища гражданам, которая не регламентирована Стандартом. Также не регламентировано предоставление жилища в рамках программы «Нурлы жер» (жилье по линии АО «Жилстройсбербанк»). В Министерство национальной экономики РК внесены рекомендации. На сегодня уже соответствующие изменения и дополнения внесены в Стандарт.
С января т.г. запущен совместный проект между акиматом города Астаны и Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции «Астана – адалдық алаңы» на 2018–2020 годы. Миссией проекта является сокращение уровня бытовой коррупции, создание комфортной среды в городе Астане чистой от коррупции, повышение доверия граждан к институтам государственной власти.
В целях привлечения внимания населения к проблеме превенции и противодействия коррупции в современном обществе, привлечения институтов гражданского общества в формировании антикоррупционной культуры Департаментом дан старт столичному антикоррупционному марафону «Адал жол – Честный путь». В ходе мероприятия состоялась торжественная передача «факела эстафеты» акимату района «Есиль» города Астаны, которое в последующем будет передана другим районам нашей столицы.
Запущен новый проект «Карта общественного контроля» за работой государственных органов. В настоящее время Департаментом совместно с представителями общественности запланированы выезды на объекты строительства дорог, ЖКХ и на другие социально-значимые объекты.
В рамках этого же проекта, для удобства обратной связи с гражданами в социальных сетях созданы отдельные страницы Департамента, а также посредством сообщений на WhatsApp и Telegram каждый житель может обратиться на номер телефона +77057091978. Таким образом, мы надеемся, что граждане будут активно участвовать в проекте общественного контроля.
Т.Т.Каскин
Руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по г.Астана