Построение эффективной системы государственного управления с применением новейших информационных технологий » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Построение эффективной системы государственного управления с применением новейших информационных технологий

Построение эффективной системы государственного управления с применением новейших информационных технологий

Во все времена общество и государство мечтало построить справедливую, прозрачную и удобную систему государственного управления, которая в короткие сроки разрешала бы любые ситуации, возникающие как между гражданами, так между государственными учреждениями. Сегодня перед Казахстаном поставлена задача по вхождению в 30-ку самых развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного технологического обновления.

Президент Казахстана, выступая 12 апреля 2017 года с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», обрисовал четкие контуры модернизации общества и общественного сознания.

Обновление общественного сознания напрямую связано с потребностью населения, проживающего в общем социальном пространстве, успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям современности. При этом содержание общественного сознания граждан Казахстана тесно переплетается с их интересами, идеями, ценностями и перспективами, опирается на духовные основы, включая культуру, поведенческие практики, обычаи и традиции, науку, нравственные критерии.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства объявил о Третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация, отметив о необходимости культивирования новых индустрий, создаваемых с применением цифровых технологий, и что "важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре" [1].

В настоящее время указами Президента РК в сфере совершенствования системы государственного управления разработана и одобрена государственная программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в РК «Информационный Казахстан – 2020» [2].

В качестве фундамента для цифровой трансформации экономики страны данная программа способствовала развитию следующих факторов: перехода к информационному обществу, совершенствованию государственного управления, созданию институтов "открытого и мобильного правительства", росту доступности информационной инфраструктуры не только для корпоративных структур, но и для граждан страны.  

Постановлением Правительства Казахстана за № 827 от 12 декабря 2017 года была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан», целью которой является повышение качества жизни жителей и конкурентоспособности экономики страны за счет использования и развития цифровых технологий. Однако для ее успешной реализации необходимо изменить стиль мышления, стиль управления и организацию работ. Современный быстроизменяющийся мир делает устаревшими процессы управления с жесткой иерархией, строгим контролем и подотчетностью в действиях. Важным становится не умение выполнять инструкцию, а видеть реальные цели и достигать их в установленные сроки и заданными критериями качества в условиях быстрых изменений окружающего мира.

Актуальность развития цифрового правительства обусловлена тем, что в условиях глубокой трансформации практики государственного управления под влиянием информационных технологий правительства многих стран начинают испытывать давление как со стороны граждан, которые требуют повышения качества предоставления государственных услуг, так и со стороны бизнеса, который стремится выстраивать с государством взаимовыгодные отношения. Понимая это, государства идут на соответствующие реформы, направленные на внедрение наиболее успешных информационных технологий в работу правительства, в частности, инициируют программы электронного правительства. Однако на смену электронному правительству в настоящее время приходят технологии цифрового правительства. На данный момент перед Казахстаном стоит задача планомерно провести полномасштабную цифровизацию правительственных механизмов и перейти к цифровому правительству по умолчанию, подразумевающему цифровой формат обращения граждан и бизнеса за госуслугами и максимальный уход от бумажного документооборота, производство и оказание услуг на основе информационной инфраструктуры совместного использования, позволяющей многократно использовать во всех административных процессах собранные различными ведомствами данные.

Переход к цифровому правительству означает не только создание услуг, которые нужны гражданам и которые граждане хотят получать посредством цифровых каналов связи, но и создание условий для цифровой вовлеченности граждан, возможности доступа к услугам и развития соответствующих навыков использования цифровых сервисов.

В рамках цифрового правительства становится актуальным принцип проектирования государственных услуг с ориентацией на нужды реального пользователя, а не сложившийся шаблон административной процедуры, в связи с чем устраняется дублирование услуг на всех уровнях управления в целях оказания необходимой пользователю услуги. Учет не только нужд, но и технических возможностей пользователей дополняет вышеописанный принцип цифрового правительства в условиях роста популярности мобильных устройств, для работы в сети Интернет и разработки единых порталов государственных услуг.

Требование обеспечения при работе с данными порталами «бесшовного» перехода пользователя с одного принадлежащего ему электронно-вычислительного устройства на другое (например, с персонального компьютера на мобильный телефон и планшетный компьютер) и с одной операционной системы на другую (например, с IOS на Android) стало воплощением данного принципа, который в рамках электронного правительства оставался технически нереализованным.

В отличие от электронного правительства, ряд сервисов которого предполагали подачу заявки на получение государственной услуги при помощи традиционного бумажного документооборота, который осложнялся необходимостью частого консультирования с другими учреждениями в ходе обработки заявки, цифровое правительство создает полностью оцифрованный административный процесс, начиная с подачи и отслеживания заявления, постоянного информирования пользователя о прохождении важных этапов и заканчивая автоматизированной проверкой заявлений не только по существующей базе данных услуги, но также и по межведомственным базам данных.

Цифровое правительство уходит от практики разработки специальных приложений для каждого конкретного ведомства и предлагает им использовать универсальную правительственную инфраструктуру для совместного использования, возможности которой позволяют адаптировать ее инструментарий под особенности каждого из ведомств или уровней управления.

В заключении необходимо отметить, что Казахстан накопил достаточно положительный опыт в сфере создания электронного правительства, включая системы межведомственного обмена информацией, которые способствуют переходу на более совершенный уровень информационного обмена между системами различных государственных ведомств.

Однако построение полноценного цифрового правительства требует перехода к государственной инфраструктуре совместного использования, запуска единой государственной облачной платформы для предоставления услуг, которая позволит повысить качество и защищенность взаимодействия между ведомствами, обеспечить финансовую экономию за счет отказа от создания дублирующих инфраструктур в отдельных ведомствах или регионах.

Подводя итог, следует отметить, что:

- граждане должны получать доступ к цифровой правительственной информации и услугам в любом месте, в любое время и на любом устройстве;

- правительству необходимо осуществлять перепроектирование и реинжиниринг административных процессов с ориентацией на потребности и возможности пользователя, включая устранение административных барьеров, повышение открытости и профессионализма в работе государственных служащих, выделение достаточных финансовых ресурсов для технической модернизации административной деятельности;

- правительство должно обеспечить выполнение абсолютного большинства операций мгновенно без каких-либо действий вручную на основе полностью цифрового административного процесса;

- для успешной реализации принципа оказания цифровых услуг необходимо, чтобы госуслуги в цифровом формате были привлекательными и легкими в использовании для абсолютного большинства граждан;

- необходимо изменить правительственный подход к разработке новых госуслуг, сориентировав его на пользователя, в отношении которого правительство выступает как единое целое и учитывает его ключевые потребности;

- правительство должно поддерживать разработку и внедрение наиболее востребованных приложений совместного использования различными государственными ведомствами на основе облачных технологий, поддерживающих виртуализацию рабочих мест, цифровую почту и документооборот, управление процессами прохождения дел, мониторинг инфраструктуры и др.;

- вместо создания собственных систем следует предоставить региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность получения необходимых им цифровых услуг высокого качества из государственных облачных ресурсов. Такая система предоставит базу для создания новых цифровых услуг и со временем позволит интегрировать существующие государственные информационные системы в общий государственный ресурс для осуществления вычислений и хранения данных. В дополнение к этим услугам государственные облачные ресурсы могут стать платформой для работы самых разных поставщиков цифровых услуг, включая инновационные компании, которые будут предлагать регионам и муниципалитетам свои продукты и услуги.

 

НУРУМБЕТОВ Э.В.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×