Построение эффективной системы государственного управления с применением новейших информационных технологий
Во все времена общество и государство мечтало построить справедливую, прозрачную и удобную систему государственного управления, которая в короткие сроки разрешала бы любые ситуации, возникающие как между гражданами, так между государственными учреждениями. Сегодня перед Казахстаном поставлена задача по вхождению в 30-ку самых развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного технологического обновления.
Президент Казахстана, выступая 12 апреля 2017 года с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», обрисовал четкие контуры модернизации общества и общественного сознания.
Обновление общественного сознания напрямую связано с потребностью населения, проживающего в общем социальном пространстве, успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям современности. При этом содержание общественного сознания граждан Казахстана тесно переплетается с их интересами, идеями, ценностями и перспективами, опирается на духовные основы, включая культуру, поведенческие практики, обычаи и традиции, науку, нравственные критерии.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства объявил о Третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация, отметив о необходимости культивирования новых индустрий, создаваемых с применением цифровых технологий, и что "важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре" [1].
В настоящее время указами Президента РК в сфере совершенствования системы государственного управления разработана и одобрена государственная программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в РК «Информационный Казахстан – 2020» [2].
В качестве фундамента для цифровой трансформации экономики страны данная программа способствовала развитию следующих факторов: перехода к информационному обществу, совершенствованию государственного управления, созданию институтов "открытого и мобильного правительства", росту доступности информационной инфраструктуры не только для корпоративных структур, но и для граждан страны.
Постановлением Правительства Казахстана за № 827 от 12 декабря 2017 года была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан», целью которой является повышение качества жизни жителей и конкурентоспособности экономики страны за счет использования и развития цифровых технологий. Однако для ее успешной реализации необходимо изменить стиль мышления, стиль управления и организацию работ. Современный быстроизменяющийся мир делает устаревшими процессы управления с жесткой иерархией, строгим контролем и подотчетностью в действиях. Важным становится не умение выполнять инструкцию, а видеть реальные цели и достигать их в установленные сроки и заданными критериями качества в условиях быстрых изменений окружающего мира.
Актуальность развития цифрового правительства обусловлена тем, что в условиях глубокой трансформации практики государственного управления под влиянием информационных технологий правительства многих стран начинают испытывать давление как со стороны граждан, которые требуют повышения качества предоставления государственных услуг, так и со стороны бизнеса, который стремится выстраивать с государством взаимовыгодные отношения. Понимая это, государства идут на соответствующие реформы, направленные на внедрение наиболее успешных информационных технологий в работу правительства, в частности, инициируют программы электронного правительства. Однако на смену электронному правительству в настоящее время приходят технологии цифрового правительства. На данный момент перед Казахстаном стоит задача планомерно провести полномасштабную цифровизацию правительственных механизмов и перейти к цифровому правительству по умолчанию, подразумевающему цифровой формат обращения граждан и бизнеса за госуслугами и максимальный уход от бумажного документооборота, производство и оказание услуг на основе информационной инфраструктуры совместного использования, позволяющей многократно использовать во всех административных процессах собранные различными ведомствами данные.
Переход к цифровому правительству означает не только создание услуг, которые нужны гражданам и которые граждане хотят получать посредством цифровых каналов связи, но и создание условий для цифровой вовлеченности граждан, возможности доступа к услугам и развития соответствующих навыков использования цифровых сервисов.
В рамках цифрового правительства становится актуальным принцип проектирования государственных услуг с ориентацией на нужды реального пользователя, а не сложившийся шаблон административной процедуры, в связи с чем устраняется дублирование услуг на всех уровнях управления в целях оказания необходимой пользователю услуги. Учет не только нужд, но и технических возможностей пользователей дополняет вышеописанный принцип цифрового правительства в условиях роста популярности мобильных устройств, для работы в сети Интернет и разработки единых порталов государственных услуг.
Требование обеспечения при работе с данными порталами «бесшовного» перехода пользователя с одного принадлежащего ему электронно-вычислительного устройства на другое (например, с персонального компьютера на мобильный телефон и планшетный компьютер) и с одной операционной системы на другую (например, с IOS на Android) стало воплощением данного принципа, который в рамках электронного правительства оставался технически нереализованным.
В отличие от электронного правительства, ряд сервисов которого предполагали подачу заявки на получение государственной услуги при помощи традиционного бумажного документооборота, который осложнялся необходимостью частого консультирования с другими учреждениями в ходе обработки заявки, цифровое правительство создает полностью оцифрованный административный процесс, начиная с подачи и отслеживания заявления, постоянного информирования пользователя о прохождении важных этапов и заканчивая автоматизированной проверкой заявлений не только по существующей базе данных услуги, но также и по межведомственным базам данных.
Цифровое правительство уходит от практики разработки специальных приложений для каждого конкретного ведомства и предлагает им использовать универсальную правительственную инфраструктуру для совместного использования, возможности которой позволяют адаптировать ее инструментарий под особенности каждого из ведомств или уровней управления.
В заключении необходимо отметить, что Казахстан накопил достаточно положительный опыт в сфере создания электронного правительства, включая системы межведомственного обмена информацией, которые способствуют переходу на более совершенный уровень информационного обмена между системами различных государственных ведомств.
Однако построение полноценного цифрового правительства требует перехода к государственной инфраструктуре совместного использования, запуска единой государственной облачной платформы для предоставления услуг, которая позволит повысить качество и защищенность взаимодействия между ведомствами, обеспечить финансовую экономию за счет отказа от создания дублирующих инфраструктур в отдельных ведомствах или регионах.
Подводя итог, следует отметить, что:
- граждане должны получать доступ к цифровой правительственной информации и услугам в любом месте, в любое время и на любом устройстве;
- правительству необходимо осуществлять перепроектирование и реинжиниринг административных процессов с ориентацией на потребности и возможности пользователя, включая устранение административных барьеров, повышение открытости и профессионализма в работе государственных служащих, выделение достаточных финансовых ресурсов для технической модернизации административной деятельности;
- правительство должно обеспечить выполнение абсолютного большинства операций мгновенно без каких-либо действий вручную на основе полностью цифрового административного процесса;
- для успешной реализации принципа оказания цифровых услуг необходимо, чтобы госуслуги в цифровом формате были привлекательными и легкими в использовании для абсолютного большинства граждан;
- необходимо изменить правительственный подход к разработке новых госуслуг, сориентировав его на пользователя, в отношении которого правительство выступает как единое целое и учитывает его ключевые потребности;
- правительство должно поддерживать разработку и внедрение наиболее востребованных приложений совместного использования различными государственными ведомствами на основе облачных технологий, поддерживающих виртуализацию рабочих мест, цифровую почту и документооборот, управление процессами прохождения дел, мониторинг инфраструктуры и др.;
- вместо создания собственных систем следует предоставить региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность получения необходимых им цифровых услуг высокого качества из государственных облачных ресурсов. Такая система предоставит базу для создания новых цифровых услуг и со временем позволит интегрировать существующие государственные информационные системы в общий государственный ресурс для осуществления вычислений и хранения данных. В дополнение к этим услугам государственные облачные ресурсы могут стать платформой для работы самых разных поставщиков цифровых услуг, включая инновационные компании, которые будут предлагать регионам и муниципалитетам свои продукты и услуги.
НУРУМБЕТОВ Э.В.